12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра Геннадьевна967
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
11

Игра «Шахматное королевство»



Цель игры: расширение кругозора, воспитание умственной культуры в рамках познавательного развития ФГОС ДО, пропаганда шахмат и формирование творчески мыслящей личности.

Задачи:

1.Популяризировать шахматы среди дошкольников;

2.Расширять кругозор;

3.Воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.

Используемые методы и приемы: Специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы, метод проблемного обучения.

Игра «Шахматное королевство»

Возраст участников: 5-7 лет.

Количество участников 10 человек.

Продолжительность игры: 30-40 минут.

Цель игры: расширение кругозора, воспитание умственной культуры в рамках познавательного развития ФГОС ДО, пропаганда шахмат и формирование творчески мыслящей личности.

Задачи:1.Популяризировать шахматы среди дошкольников;

2.Расширять кругозор; 3.Воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.

Используемые методы и приемы: Специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. ·        На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы,метод проблемного обучения.

Оборудование и материалы: Лэпбук «Шахматное королевство», доска, комплекты шахмат, герои шахтного королевства.

Планируемый результат проведения игры:

-Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

 Конечным результатом обучения  будет считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Содержание/ структура игры:

Звучит музыка.

Фея шахматной страны: Добрый день уважаемые ребята. Сегодня, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игры, но мало кто умеет в них играть.

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить ходам

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

Я, фея шахматной страна и зовут меня Александра

Звучит музыка.

Фея шахматной страны : Ребята, на открытие нашей игры мы пригласили очень важную гостью. А вот кого, вы должны догадаться сами. Итак, встречаем.

Под музыку появляется Шахматная королева.

Шахматная королева: Здравствуйте, ребята! Вы догадались кто я.

Я - Королева Шахмат,

И в Шахматной стране,

Я правлю королевством,

Здесь всё подвластно мне!

На поле черно-белом

Стоят фигуры в ряд.

Красиво и умело 

Веду их на парад!

Шагают пешки, кони

То поперёк, то вдоль.

Одна сижу на троне,

Мне служит сам Король!" 

Звучит музыка.

Фея шахматной страны : Приглашаю вас совершить путешествие в волшебное

королевство шахмат! Моими помощниками будут Фрося и Фрол и конечно вы наши участники игры.

Под музыку открывается Лэпбук «Шахматное королевство»

Дети: детям дается задание игры «Помоги ребятам найти дорогу в шахматную страну» .Дети: С помощью маркеров проводят на карточке дорогу к шахматному королевству.

Фея шахматной страны : Шахматное королевство – волшебная страна. Этой стране уже более 1500 лет. Это королевство нельзя найти ни на одной карте мира, ведь оно расположено на шахматной доске!Шахматная доска – квадратная и расчерчена на

одинаковые по размеру, но разные по цвету клетки-квадратики.Всего на шахматной доске 64 клетки.32 клетки – светлые, и мы называем их белые поля.32 клетки – темные, и мы называем их черные поля. Фея рассказывает легенду о том, как появились шахматы.

Дети: детям дается задание «Раскрась шахматную доску!» Помни, что в правом

нижнем углу должно быть поле белого цвета!

Фея шахматной страны: Продолжим наше знакомство .В нашем шахматном королевстве есть дорожки. На шахматной доске можно найти три вида дорожек:

вертикаль – дорожка, бегущая сверху вниз и обозначенная одной из букв латинского алфавита от a до h; горизонталь – дорожка, бегущая слева направо

(или справа налево) и обозначенная цифрами от 1 до 8; диагональ – дорожка, состоящая из полей одного цвета, находящихся на одной линии. Диагонали бывают разной длины, в отличие от горизонталей и вертикалей, состоящих только из 8 полей.

Дети: детям дается задание: Обозначь зелеными стрелочками все вертикали шахматной доски, Обозначь красными стрелочками все горизонтали шахматной доски, Покажи синим карандашом самые длинные диагонали, а желтым – самые короткие диагонали на шахматной доске.

Фея шахматной страны: В нашем королевстве на шахматной доске есть, Центр шахматной доски. Четыре клеточки посередине шахматной доски называются центром. Центр – это пригорок шахматной доски, с которого фигуры видят все шахматное королевство.

Дети: детям дается задание: Обозначь центр шахматной доски звездочками, а уголочки шахматной доски – кружочками

Фея шахматной страны: Половина шахматной доски (от вертикали a до вертикали d) называется ферзевым флангом, а другая половина доски (от вертикали e до вертикали h) – королевским флангом.

Фея шахматной страны: Так же в нашем королевстве есть Шахматный алфавит давайте его свами рассмотрим

Дети: детям дается задание: Раскрась буквы шахматного алфавита и запомни их. Обведи буквы и цифры шахматного алфавита.

Фея шахматной страны: У каждого поля шахматной доски есть свой адрес. Он складывается из буквы вертикали и цифры горизонтали, на пересечении которых находится поле.

Дети: детям дается задание: Напиши адрес шахматных домиков.

Фея шахматной страны: Продолжим наше путешествие знакомство с Шахматным королевством. Обозначение расположения и передвижений шахматных фигур на доске с использованием шахматного алфавита называется нотацией. Шахматная нотация применяется в записи шахматной партии.

Дети: детям дается задание: Напиши адреса полей, на которых расположены шахматные фигуры. Обозначь красными линиями вторую и седьмую горизонтали. Обозначь синими линиями вертикали «с», «е» и «h». Разгадай ребус: какое слово спрятано на шахматной доске?

Фея шахматной страны: Вот мы и добрались до замка где живут жители шахматного королевства. Давай знакомиться с жителями шахматного королевства – шахматными фигурами! В шахматы играют два игрока: один – командует белыми фигурами, другой – черными. В начале шахматной партии на доске 32 фигуры – 16 белых и 16 черных. В состав как белого, так и черного войска, входят: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек.

«Загадки из шахматной шкатулки» (Фея загадывает загадки, дети отгадывают их).

Фея шахматной страны жестом приглашает детей присесть на стулья. Стулья стоят полукругом лицом к мультимедийной доске. Фея шахматной страны садится сбоку так чтобы видеть и детей и мультимедийную доску.

Дети: детям дается задание: Шахматные фигуры можно нарисовать разными способами.

Догадайся, какие шахматные фигуры нарисовал художник на этой странице?

Посмотри на рисунки и соедини названия фигур с их изображением.

: Отгадать вы их смогли, молодцы. Но они не спешат показываться гостям и предлагают сыграть в «Чудесный мешочек».

Дети: детям дается задание: Дети по одной достают фигуры из мешочка и называют ее).

Фея шахматной страны: Вот жители королевства и встретили нас. Шахматные фигуры очень любят играть и предлагают веселый конкурс « Не зевай».(Фигуры расставлены по кругу, дети, под музыку бегут вокруг фигур. Как только музыка заканчивается, игрокам необходимо взять по одной фигуре. Кто не успевает, тот- выходит из игры.)

Фея шахматной страны: Немного отдохнули, а теперь жители шахматного королевства предлагают вам еще одно испытание «Шахматные пазлы».

Дети: детям дается задание: собрать разрезные шахматные фигуры. Дети под музыку собирают пазлы.

Фея шахматной страны: Заключительный, и пожалуй самое сложное задание «Короли шахмат». Из предложенных фотографий вы должны выбрать чемпионов мира по шахматам и назвать их.

Дети: детям дается задание: выбрать чемпионов мира по шахматам и назвать их.

Фея шахматной страны:Вот и подошло к концу наше путешествие. Жители Шахматного королевства рады, что у них появились новые друзья и дают вам такой наказ:

В шахматной учитесь школе, развивайте память, волю. Если зря не зазнаваться, каждый день тренироваться: дома в шахматы играть. Шахматистом можно стать. Но наше путешествие не заканчивается и мы продолжим его. До новый встречи !.

Список используемых источников :

Балашова Е.Ю., Герои сказки играют в шахматы или шахматы для самых маленьких, 2012 г.

Касаткина В., "Шахматная тетрадь" 2009 г.

Костенюк А. ,"Шахматные прописи для самых умных ребят", Москва 2015г.

Костенюк А.К., Костенюк Н.П Как научить шахматам, Дошкольный шахматный учебник,, 2008 г.

Москалев В.А., Шахматная тетрадь для дошкольников, , 2012.

Сухим И.Г., Приключения в Шахматной стране, 1991 г.

 


шахматное королевство
PPTX / 23.98 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Артеменко Елена Николаевна, 02.04.19 в 06:06 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!!!
Варшавская Наталья Владимировна, 02.04.19 в 08:53 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас, Александра Геннадьевна с победой! Замечательная игра, которая научит играть детей в шахматы. Спасибо за идею, думаю Ваша игра поможет многим педагогам. Вот такие должны быть игры у наших производителей настольно печатных игр, которые учат, развивают, помогают развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, расширяют кругозор дошкольника. Надеюсь встретить вашу игру на прилавках магазина. Оформляйте патент на игру.Удачи Вам и творческих успехов!
Светлана, 04.04.19 в 19:48 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.