Конспект занятия шахматного кружка №3 Тема: «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Вертикали и горизонтали»
Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» №3
Тема: «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной
доски. Вертикали и горизонтали».
Цель: продолжить знакомить детей с шахматным королевством.
Задачи:
Обучающие:
- обучение шахматным терминам;
- продолжить знакомство детей с шахматной доской и правилами размещения шахматной доски между партнерами;
- введение понятий «горизонталь», «вертикаль».
Развивающие:
- развитие внимания, памяти и логического мышления.
Воспитывающие:
- воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Материал:
1)Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска.
2)Раздаточные: тетради в крупную клетку, черные карандаши, простые карандаши, черные и белые квадраты из картона, одноразовые ложки, шаблоны горизонталей, вертикалей.
3)Наглядные: шаблон горизонтали, вертикали.
Словарная работа: партнеры, противники, горизонталь, вертикаль.
Ход занятия.
1)Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
На квадратиках этой доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
- Что эта за доска? (Шахматная)
2)Повторение:
Поиграем в игру «Да – нет».
- Я буду вас спрашивать о шахматах. Если вы согласны, то говорите –«да», а если не согласны – говорите «нет».
-У шахматной доски белые и черные поля? (да).
-белое поле больше, чем черное? (нет).
-в шахматных клетках держат зверей? (нет).
- из шахматных досок строят теремок? (нет).
- Молодцы!
3)Основная часть:
- Сегодня мы будем знакомиться с правилами игры в шахматы.
1. в шахматы играют два противника или по-другому можно сказать – партнера.
-Скажем хором: партнер, противник.
Они садятся лицом друг к другу.
2.Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.
- Как правильно сесть за доску?
- Садимся.
- Возьмем в правую руку квадратик белого цвета. И запомним, как располагать шахматную доску.
Правой рукой мы держим белую ложку.
-Взяли ложку.
3.Посмотрите на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным.
Шахматная страна состоит не только из полей, квадратиков, клеточек. В Шахматной стране есть разные дорожки, а чтобы не путаться их называют по разному.
- Покажите мне дорожку, которая идет слева направо.
-Сколько в ней полей? (8).
-Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо, - это горизонтальная линия, или горизонталь.
-Скажем хором: горизонталь.
- Сколько всего горизонталей на шахматной доске?
-Давайте покажем и посчитаем. (8)
4.Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, - это вертикальная линия, или вертикаль.
-Скажем хором: вертикаль.
( Показать на шаблоне горизонталь и вертикаль)
-Сколько вертикалей на шахматной доске? (8)
-Вертикалей и горизонталей по 8.
-Сколько полей в вертикали? (8)
(Дать каждому ребенку шаблон горизонтали)
-Покажите мне горизонталь.
-Покажите мне вертикаль.
4) Физминутка:
В шахматный кружок пришли –
Что-то новое нашли.
Черно-белые поля
И фигуры у меня.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем весело играть.
5) Практическая часть:
1.Садимся правильно за шахматную доску.
2.Выложить с помощью черно-белых фишек горизонталь.
3. Выложить с помощью черно-белых фишек вертикаль.
4. Покажите пальцем на своих шахматных досках горизонталь, вертикаль.
5.Откройте тетради.
-Раскрасьте черным карандашом горизонталь.
-Сколько белых полей в горизонтали? (8)
-Сколько черных полей в горизонтали? (8)
-Раскрасьте в тетради вертикаль.
-Сколько белый полей в вертикале? (8).
-Сколько черных полей в вертикале? (8).
6.Сами нарисуйте одну горизонталь и одну вертикаль.
7) Игровая часть:
-Поиграем в игру «Горизонталь»
Двум игрокам раздать по 4 белых пешки.
-Заполните по очереди одну из горизонталей, располагая на каждом поле только по одной пешке. Кто поставит последнюю пешку. Тот выиграет.
Игра «Вертикаль» (аналогично)
.
«Горизонтально-вертикальная игра»:
Ставим пешку на любое поле шахматной доски.
Передвигаем пешку в зависимости от указаний:
-Направо по горизонтали.
-Вверх по вертикали.
-Налево по горизонтали.
-Вверх по вертикали.
-В любую сторону по вертикали.
-В любую сторону по горизонтали.
8)Итог. Рефлексия.
-Что делают противники за шахматной доской? (Играют в шахматы)
-Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь)
-Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4)
-Сколько черных полей в каждой вертикали? (4)
Если вам понравилось занятие и трудностей не возникло, возьмите белый квадрат. Если было трудно, то возьмите черный квадрат.