12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Нестерова258
Россия, Челябинская обл., Миасс
3

Конспект занятия шахматного кружка №3 Тема: «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Вертикали и горизонтали».

Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» №3


Тема: «Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной

доски. Вертикали и горизонтали».


Цель: продолжить знакомить детей с шахматным королевством.


Задачи:

Обучающие:

- обучение шахматным терминам;

- продолжить знакомство детей с шахматной доской и правилами размещения шахматной доски между партнерами;

- введение понятий «горизонталь», «вертикаль».

Развивающие:

- развитие внимания, памяти и логического мышления.

Воспитывающие:

- воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.


Материал:

1)Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска.

2)Раздаточные: тетради в крупную клетку, черные карандаши, простые карандаши, черные и белые квадраты из картона, одноразовые ложки, шаблоны горизонталей, вертикалей.

3)Наглядные: шаблон горизонтали, вертикали.

Словарная работа: партнеры, противники, горизонталь, вертикаль.


Ход занятия.


1)Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:


На квадратиках этой доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

- Что эта за доска? (Шахматная)


2)Повторение:


Поиграем в игру «Да – нет».

- Я буду вас спрашивать о шахматах. Если вы согласны, то говорите –«да», а если не согласны – говорите «нет».

-У шахматной доски белые и черные поля? (да).

-белое поле больше, чем черное? (нет).

-в шахматных клетках держат зверей? (нет).

- из шахматных досок строят теремок? (нет).

- Молодцы!


3)Основная часть:


- Сегодня мы будем знакомиться с правилами игры в шахматы.

1. в шахматы играют два противника или по-другому можно сказать – партнера.

-Скажем хором: партнер, противник.

Они садятся лицом друг к другу.


2.Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

- Как правильно сесть за доску?

- Садимся.

- Возьмем в правую руку квадратик белого цвета. И запомним, как располагать шахматную доску.

Правой рукой мы держим белую ложку.

-Взяли ложку.


3.Посмотрите на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным.

Шахматная страна состоит не только из полей, квадратиков, клеточек. В Шахматной стране есть разные дорожки, а чтобы не путаться их называют по разному.

- Покажите мне дорожку, которая идет слева направо.

-Сколько в ней полей? (8).

-Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо, - это горизонтальная линия, или горизонталь.

-Скажем хором: горизонталь.

- Сколько всего горизонталей на шахматной доске?

-Давайте покажем и посчитаем. (8)


4.Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, - это вертикальная линия, или вертикаль.

-Скажем хором: вертикаль.

( Показать на шаблоне горизонталь и вертикаль)

-Сколько вертикалей на шахматной доске? (8)

-Вертикалей и горизонталей по 8.

-Сколько полей в вертикали? (8)

(Дать каждому ребенку шаблон горизонтали)

-Покажите мне горизонталь.

-Покажите мне вертикаль.


4) Физминутка:


В шахматный кружок пришли –

Что-то новое нашли.

Черно-белые поля

И фигуры у меня.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть.


5) Практическая часть:


1.Садимся правильно за шахматную доску.


2.Выложить с помощью черно-белых фишек горизонталь.


3. Выложить с помощью черно-белых фишек вертикаль.


4. Покажите пальцем на своих шахматных досках горизонталь, вертикаль.


5.Откройте тетради.

-Раскрасьте черным карандашом горизонталь.

-Сколько белых полей в горизонтали? (8)

-Сколько черных полей в горизонтали? (8)

-Раскрасьте в тетради вертикаль.

-Сколько белый полей в вертикале? (8).

-Сколько черных полей в вертикале? (8).


6.Сами нарисуйте одну горизонталь и одну вертикаль.


7) Игровая часть:


-Поиграем в игру «Горизонталь»


Двум игрокам раздать по 4 белых пешки.

-Заполните по очереди одну из горизонталей, располагая на каждом поле только по одной пешке. Кто поставит последнюю пешку. Тот выиграет.


Игра «Вертикаль» (аналогично)

.

«Горизонтально-вертикальная игра»:


Ставим пешку на любое поле шахматной доски.

Передвигаем пешку в зависимости от указаний:

-Направо по горизонтали.

-Вверх по вертикали.

-Налево по горизонтали.

-Вверх по вертикали.

-В любую сторону по вертикали.

-В любую сторону по горизонтали.


8)Итог. Рефлексия.


-Что делают противники за шахматной доской? (Играют в шахматы)

-Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь)

-Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4)

-Сколько черных полей в каждой вертикали? (4)

Если вам понравилось занятие и трудностей не возникло, возьмите белый квадрат. Если было трудно, то возьмите черный квадрат.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.