Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» на тему «Шахматная доска»
Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» №2
Тема: «Шахматная доска».
Цель: познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и
черными полями, чередованием белых и черных полей на шахматной доске.
Задачи:
Обучающие:
- обучение шахматным терминам; познакомить детей с шахматной доской.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти и логического мышления.
Воспитывающие:
- воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Материал:
1)Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, две игрушки -черный и белый котенок.
2)Раздаточные: квадраты в крупную клетку, черные карандаши.
3)Наглядные: квадраты из картона белые и черные.
Словарная работа: белые поля, черные поля.
Ход занятия:
1)Организационный момент:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в королевство шахмат. Вы хотите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: мы с вами отправимся в шахматное королевство. Жители шахматного королевства носят только белую или черную одежду.
Король шахматного королевства загадал нам загадки!
Ребята вы сможете отгадать загадки?
Дети: Да
2) Основная часть:
Воспитатель:
1 Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска
(Шахматы)
2 Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(Шахматные фигуры)
Воспитатель: Молодцы. Теперь нам открылся путь в королевство шахмат.
Что такое шахматная доска?
-Это площадка, на которой ведутся шахматные сражения. На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур. А ты и твой товарищ являетесь командирами этих армий.
- Посмотрите на эту шахматную доску. Скажите мне какие цвета там есть?
Дети: Черные, белые квадратики.
Воспитатель: Правильно. И поэтому наше королевство называется Черно-белое.
Воспитатель: Шахматная доска аккуратно расчерчена на ровные клетки-квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.
(Показать детям, вырезанные из картона черные и белые поля (квадратики)
Воспитатель: на доске есть черные и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет, как именно?
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные цвета идут друг за другом.
Воспитатель: совершенно, верно, черные и белые цвета чередуются, идут друг за другом.
3) Физминутка:
Ну- ка, детки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали дети дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
4) Закрепление:
Воспитатель: ребята. Посмотрите к нам прибежали два котенка – черный и белый. Как вы думаете. Они тоже жители шахматного королевства?
Дети: нет.
Воспитатель: послушайте, что сказали мне на ушко котята. Они тоже хотят играть в шахматы, они уже знают все шахматные премудрости.
Воспитатель: как же вы собираетесь играть?
Котята: а мы будем бегать по шахматной доске наперегонки. Кто догнал – тот и выиграл.
Воспитатель: правильно играют котята на шахматной доске? Разве фигуры там играют в догонялки?
Дети: нет.
Воспитатель: садитесь с нами, котята и учитесь играть по правилам. У каждой игры есть свои правила.
Воспитатель: расскажите, дети котятам, что узнали про шахматную доску сегодня, а если что-то забыли, то я вам подскажу.
Дети: смотрите, котята: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь все вместе отвечайте: какое поле больше – белое или черное?
Белый котенок: белое поле больше.
Черный котенок: нет. Черное поле больше.
Воспитатель: а как вы думаете, ребята?
Воспитатель: белые и черные поля равны... Можете проверить.
(накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
Черный котенок: они равны.
Белый котенок: поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое.
Воспитатель: правильно, ребята?
Дети: нет.
Воспитатель: шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
Белый котенок: у полей круглая.
Черный котенок: и у доски круглая.
Дети: нет. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Воспитатель: видите, котята, что вы ничего не знаете, а хвастаетесь. Надо и вам учиться играть в шахматы. Садитесь рядом с ребятами и учитесь. Давайте с вами ответим на несколько вопросов.
- На каких полях ничего не растет?
Дети: на шахматных
Воспитатель: Правильно. В каких клетках не держат зверей?
Дети: В шахматных.
- Из каких досок не строят теремок?
Дети: из шахматных.
Воспитатель: Вы справились с заданиями, немного устали, мы сделаем пальчиковую гимнастику и немного отдохнем.
5)Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
6)Практическая часть:
Воспитатель: посмотрите, кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски)
Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили картонные доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?
Дети: да!
Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.
Воспитатель: отлично, все справились с заданием.
Литература:
И. Сухин «Приключения в шахматной стране». М.: Педагогика, 1991г.
И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь» М.: Просвещение, 1983г.