12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Нестерова258
Россия, Челябинская обл., Миасс
3

Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» №2 Тема: «Шахматная доска».

Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» №2


Тема: «Шахматная доска».


Цель: познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и

черными полями, чередованием белых и черных полей на шахматной доске.

Задачи:

Обучающие:

- обучение шахматным терминам; познакомить детей с шахматной доской.

Развивающие:

- развитие внимания, памяти и логического мышления.

Воспитывающие:

- воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.


Материал:

1)Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, две игрушки -черный и белый котенок.

2)Раздаточные: квадраты в крупную клетку, черные карандаши.

3)Наглядные: квадраты из картона белые и черные.

Словарная работа: белые поля, черные поля.


Ход занятия:


1)Организационный момент:


Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в королевство шахмат. Вы хотите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: мы с вами отправимся в шахматное королевство. Жители шахматного королевства носят только белую или черную одежду.

Король шахматного королевства загадал нам загадки!

Ребята вы сможете отгадать загадки?

Дети: Да


2) Основная часть:


Воспитатель:

1 Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска

(Шахматы)

2 Не люди, не звери, не часы, а ходят?

(Шахматные фигуры)

Воспитатель: Молодцы. Теперь нам открылся путь в королевство шахмат.

Что такое шахматная доска?

-Это площадка, на которой ведутся шахматные сражения. На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур. А ты и твой товарищ являетесь командирами этих армий.

- Посмотрите на эту шахматную доску. Скажите мне какие цвета там есть?

Дети: Черные, белые квадратики.

Воспитатель: Правильно. И поэтому наше королевство называется Черно-белое.

Воспитатель: Шахматная доска аккуратно расчерчена на ровные клетки-квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.

(Показать детям, вырезанные из картона черные и белые поля (квадратики)

Воспитатель: на доске есть черные и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет, как именно?

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные цвета идут друг за другом.

Воспитатель: совершенно, верно, черные и белые цвета чередуются, идут друг за другом.


3) Физминутка:


Ну- ка, детки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали дети дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)


4) Закрепление:


Воспитатель: ребята. Посмотрите к нам прибежали два котенка – черный и белый. Как вы думаете. Они тоже жители шахматного королевства?

Дети: нет.

Воспитатель: послушайте, что сказали мне на ушко котята. Они тоже хотят играть в шахматы, они уже знают все шахматные премудрости.

Воспитатель: как же вы собираетесь играть?

Котята: а мы будем бегать по шахматной доске наперегонки. Кто догнал – тот и выиграл.

Воспитатель: правильно играют котята на шахматной доске? Разве фигуры там играют в догонялки?

Дети: нет.

Воспитатель: садитесь с нами, котята и учитесь играть по правилам. У каждой игры есть свои правила.

Воспитатель: расскажите, дети котятам, что узнали про шахматную доску сегодня, а если что-то забыли, то я вам подскажу.

Дети: смотрите, котята: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь все вместе отвечайте: какое поле больше – белое или черное?

Белый котенок: белое поле больше.

Черный котенок: нет. Черное поле больше.

Воспитатель: а как вы думаете, ребята?

Воспитатель: белые и черные поля равны... Можете проверить.

(накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

Черный котенок: они равны.

Белый котенок: поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое.

Воспитатель: правильно, ребята?

Дети: нет.

Воспитатель: шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

Белый котенок: у полей круглая.

Черный котенок: и у доски круглая.

Дети: нет. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Воспитатель: видите, котята, что вы ничего не знаете, а хвастаетесь. Надо и вам учиться играть в шахматы. Садитесь рядом с ребятами и учитесь. Давайте с вами ответим на несколько вопросов.

- На каких полях ничего не растет?

Дети: на шахматных

Воспитатель: Правильно. В каких клетках не держат зверей?

Дети: В шахматных.

- Из каких досок не строят теремок?

Дети: из шахматных.

Воспитатель: Вы справились с заданиями, немного устали, мы сделаем пальчиковую гимнастику и немного отдохнем.


5)Пальчиковая гимнастика:


Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.


6)Практическая часть:


Воспитатель: посмотрите, кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски)

Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили картонные доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети: да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.

Воспитатель: отлично, все справились с заданием.




Литература:

И. Сухин «Приключения в шахматной стране». М.: Педагогика, 1991г.

И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь» М.: Просвещение, 1983г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.