Разработка индивидуального проекта «Математика народов мира»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА
___________________
(оценка)
___________________
(подпись)
«___»________2022 г.
индивидуальный проект
Специальность: 43.02.12 Технология эстетических услуг
Учебная дисциплина: ДУП 01. Введение в специальность Раздел 01.01
Поектная деятельность
Тема: | Математика народов мира |
Тип проекта: Ознакомительно - ориентировачный (информационный)
Выполнил студент группы | | Косоурова Д. М. |
Руководитель | | Большакова З. Л |
г. Ярославль, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
Введение | | |
1. | Зарождение математики | |
1.1 1.2 | История развития математики разных народов мира Математика в жизни | |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 | Цифры разных народов Появление цифр Символические обозначения и цифр С чем связаны и как записывали цыфры древние народы. Коротко о названии цыфр. | |
Заключение | | |
Список использованных источников: интернет | | |
| |
Тема: Математика народов мира
Цель: Узнать про математику народов мира
Задачи:
1. Познакомиться с историей математики народов мира.
2. Собрать информацию о представлении цифр разных народов.
3. Понять с чем связаны симфолические обозначения цифр.
4. Изучить как записываются числа у разных народов мира.
5. Узнать как назывались цыфры.
Методы исследования: Изучение литературы и интернет-источников. Сбор материалов по теме.
Актуальность: История возникновения чисел чрезвычайно увлекательна и в разных странах люди считают иначе, чем в России. Поэтому я решила изучить интересную для меня тему. Я считаю, что изучая способы умножения в разных странах, одновременно развивается память, мышление, кругозор, усиливается интерес учащихся к математике. Изучая тему «Математика народов мира», я заодно познакомилась с историей этих стран, то есть прослеживается связь математики с другими науками.
Математика и окружающий нас мир тесно взаимосвязаны друг с другом. Красоту математического языка, его изящество, стройность выводов и построений можно показать, не только решая сложные математические задачи, но и задачи, связанные с народным фольклором.
Выбранная мною тема актуальна, так как наука математика во все времена была востребованной, и способствовало развитию общества.
Данная работа относится к учебно – исследовательскому типу.
Получаем теоритические и практические знания, которые понадобятся в жизни. Расширяем свой кругозор, потому что математика встречается повсюду, в окружающем нас мире.
С числами мы сталкиваемся в повседневной жизни, их изучаем в школе, но как они возникли, мы порой не задумываемся. Поэтому я решила узнать историю математики народов мира.
Продукт: Альбом
1. ЗАРОЖДЕНИЕ МАТЕМАТИКИ
Возникновение математики
Современная математика изучает абстрактные структуры совершенно различной природы (множества, высказывания, логические языки, функции), но её основным объектом изучения изначально были понятия натурального числа и геометрической фигуры, возникшие из практической деятельности человека. И хотя считается, что математика, как систематическая наука появилась только в Древней Греции, её история начинается уже с появления этих понятий.
Исходя из этого, отвечая на вопрос, где появилась математика, можно сказать, что она зародилась в Вавилоне, а затем в Египте. Сохранившиеся таблички показывают, какие вычисления проводились в те времена. Наука в Вавилоне и Египте В Вавилоне, откуда появилась математика, постоянно разрабатывались исследования, в которых применялись единицы и десятки. Именно вавилонские ученые придумали градусы, разрабатывались системы исчисления.
1.1 История развития математики разных народов мира
Наука в Вавилоне и Египте.
В Вавилоне, откуда появилась математика, постоянно разрабатывались исследования, в которых применялись единицы и десятки. Именно вавилонские ученые придумали градусы, разрабатывались системы исчисления. Однако в вавилонской системе не было нуля, из-за чего обозначение некоторых чисел было сложным
В Египте числа обозначались в виде иероглифов.
До семнадцатого века математика считалась наукой, которая изучает числа, геометрические фигуры, величины. Ее применяли в торговле, астрономии, архитектуре, при проведении земляных работ. И только с восемнадцатого столетия она начала свое бурное развитие.
Наука в древней греции.
В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения), либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т. п.). Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке математики».
Греки проверили справедливость этого тезиса в тех областях, где сумели: астрономия, оптика, музыка, геометрия, позже — механика. Всюду были отмечены впечатляющие успехи: математическая модель обладала неоспоримой предсказательной силой. Одновременно греки создали методологию математики и завершили превращение её из свода полуэвристических алгоритмов в целостную систему знаний. Основой этой системы впервые стал дедуктивный метод, показывающий, как из известных истин выводить новые, причём логика вывода гарантирует истинность новых результатов. Дедуктивный метод также позволяет выявить неочевидные связи между понятиями, научными фактами и областями математики.
Наука в медецине.
Медицина не существовала бы без математики. Базовые математические знания необходимы каждому врачу. Доктору нужно знать и уметь применять на практике такие математические знания как: проценты, анализ статистических данных, графики, таблица умножения, пропорции, уметь работать с различными единицами измерения, осуществлять точные расчеты, производить расчеты по математическим формулам. Математика дает точность медицине, а без точности нельзя ждать благоприятный результат.
Взаимосвязь медицины и математики прослеживается на протяжении тысячелетий.
1.2 Математика в жизни
Математика в жизни
Ежедневно люди применяют математику и даже не догадываются, что с этой наукой связано много интересного.
Когда-то в Англии жил ученый А. де Муавр. Его заинтересовал факт увеличения продолжительности сна. Ученый заметил, что его сон увеличивается на пятнадцать минут. Как математику, ему стало интересно, к чему это может привести. Ученый подсчитал, когда его сон будет занимать 24 часа. Эта дата выпала на 27 ноября 1754 г. – дату его смерти.
В российских школах число ноль не считается натуральным, а вот в западных – оно относится к множеству натуральных чисел.
Математики всегда пытаются выполнять с цифрами различные действия, даже играя в казино. Оказывается, если сложить все цифры рулетки, то сумма будет 666.
В истории много занимательных математических фактов. К примеру, число пи стали использовать еще в шестом веке до нашей эры, квадратные уравнения появились в Индии в VI веке нашей эры. Древнегреческие ученые писали труды, посвященные математике, на десятки томов. Их работы до сих пор используются.
2. ЦЫФРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ.
2.1 Появление цыфр
У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля и собирать урожай; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.
В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по латински означает «камень»!
2.2 Символические обозначения цыфр
У некоторых народов роль цифр традиционно исполняли буквы, каждая из которых обозначает или единицы, или десятки, или сотни и тысячи.
7
Например, у древних евреев
У древних греков
У средневековых арабов – абджадия
У древних армян
Немного тут отличилась допетровская Русь и эфиопы; чтобы показать, что буквы надо читать именно как цифры, к ним присоединялся специальный значок. У русских он назывался “титло”:
У эфиопов
Во всех этих системах записи чисел нет нуля, а многими из них нельзя записать числа больше 999. Насколько ими было удобно пользоваться для исчисления, говорит тот факт, что греческие математики записывали своими цифрами только “дано” и “ответ”, а решение выполняли пользуясь вавилонской клинописной системой. Иначе было легче придумать новое философское учение, чем решить что-то сложнее, чем пятью пять.
2.3 С чем связаны и как записывали цыфры древние народынароды.
Например у майя было целых два способа записывать цифры. Наверное, для скучных людей и для весёлых. В системе для скучных ноль записывался ракушкой, единица – точкой, пятёрка – линией, и этих трёх значков хватало для обозначения любого числа. Тем более, что записывались числа примерно по тому же принципу, что у нас, только система была не десятеричной, а двадцатеричной. То есть, запись точка и ракушка (10) означала наши двадцать (20). А настоящая десять записывалась как две черты (5 и 5).
Второй способ записывать числа – иероглифы в виде голов, каждая из которых обозначает числа от 0 до 19. Причём эта система была наполовину десятеричной: начиная с 11, голова имеет чёткую приставную челюсть, как у 10.
Очевидно, для вычислений использовался первый тип записи, как более наглядный, а головоцифры были только для каллиграфии по камню. Почти как с греками, только возле майя не было своих вавилонцев, чьи цифры можно было бы использовать для математических операций, и им пришлось стать самим себе вавилонцами.
2.4 Название цыфр
После того, как возникло понятие о цифрах, их нужно было как-нибудь называть. Сходство в названиях цифр у индоевропейских народов говорит о том, что они возникли, когда в ходу был общий праиндоевропейский язык — можно полагать, что имена числительных сложились до пятого тысячелетия до н. э.
Однако у разных народов этот процесс мог занимать различное количество времени. Известно, что в африканском суахили существуют собственные названия для цифр 1-5, 8 и 10, а вот 6, 7 и 9 — это уже заимствования из арабского (можно сравнить: sitt, saba, tisa на суахили и «ситт», «саб’», «тис’» — на арабском). Сильное арабское влияние на африканском континенте началось с VIII века н. э., и формирование числительных в суахили относится к этому периоду.
Заключение.
Я выполнила все поставленные задачи и узнала про математику разных народов мира. Изучая эту тему я поняла, что цыфры разных народов были схожи между собой, потому что некоторые народы перенимали способ написания цыфр у других.
В ходе исследования я сделала следующий вывод:
Занимаясь исследованием возникновения цифр, я пришла к выводу, что нумерации разных народов мира имеют определенное сходство. Это сходство прослеживается и в происхождении цифр, и в их записи, не смотря на то, что многие из них видоизменились, приспосабливаясь к письму конкретного народа. В настоящее время наше общество постоянно пользуется числами. Мы их используем, чтобы измерить время, купить и продать, позвонить, посмотреть телевизор и тд.
Мне понравилось выполнять данную работу, так как я узнала немало нового о математике разных народов мира.