Сценарий внеклассного мероприятия «Математика – царица всех наук»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Математика – царица всех наук»
Составила: Келехсаева Алла Суликоевна
Музыка: З.Фибих – «Поэма»
I ведущий:
В тот час, когда создатель
Всё создавал вокруг,
Он создал математику –
Царицу всех наук.
И игреки и иксы
Шагают дружно в ряд
И дружною толпою нас
веселят.
И коль на жизненном пути
Не повезёт, мой друг,
Ты вспомни математику –
Царицу всех наук.
II ведущий:
Математика – одна из наиболее абстрактных форм деятельности. В то же время мы используем математические навыки не только в вопросах теории, но и при решении множества практических проблем повседневной жизни. Первоначально формирование этих навыков было тесно связано с развитием письменности. Одним словом, математика – неотъемлемая часть нашего культурного наследия и истории.
Многие из нас помнят, сколько прилежания и настойчивости требовалось, когда мы делали первые шаги в её изучении, где мы овладели определённым объёмом математических знаний и умений, которые дали нам возможность успешно изучать математические дисциплины.
Музыка: В.Шаинский – «Дважды два четыре»
III ведущий:
И, так, отношение длины окружности к диаметру
Прибавь четыре к сотне и умножь на восемь,
Потом ещё шестьдесят две тысячи прибавь.
Когда поделишь результат на двадцать тысяч,
Тогда откроется тебе значение
Длины окружности к двум радиусам отношения.
Эти стихи индийского математика VI в. Ариабхата содержат наиболее древнюю формулировку нахождения приблизительного значения отношения длины окружности к её диаметру, которое позднее стало именоваться величиной ПИ ().
(на доске ученик записывает выражение и находит его значение)
I ведущий:
В развитии математики огромную роль сыграли древнегреческие учёные. На это указывают сами слова «математика», «математик» и их эквиваленты во многих европейских языках, пришедших из греческого, от глагола «знать, изучать». Первоначальное слово «mathema» означало «то, чему обучают», то есть все виды знаний, и более узкое значение, которое имеет и по сей день.
В древней Греции в изучении математики большая роль отводилась разным философским направлениям. В классический период существовали научные школы, такие, как хиосская и сизикская. Мы не знаем, какое они давали образование: общее или специальное. Возможно они представляли собой просто группу учеников, которыми руководил какой-нибудь прославленный учитель.
II ведущий:
(презентация: Сократ, Платон, Пифагор)
Сократ Платон Пифагор
На ближнем Востоке рано сформировались государства с централизованной властью, что способствовало появлению отдельных классов писцов, а в Древней Греции этого не произошло. На её территории существовали небольшие постоянно воюющие друг с другом независимые города (полисы) и их объединения, в которых проблемы образования в отличии от Египта, Вавилона и Сирии не входили в число общественных интересов.
Хотя для торговли, землемерных работ и мореплавания знание математики было необходимо, в начальной школе детей как правило обучали счёту. В греческих городах на интеллектуальное и техническое образование обращали мало внимания, а школы появились только благодаря частной инициативе. Некоторым из них суждено было прославиться: так в IV в. до н.э. Сократ основал школу риторики. Он считал, что математика должна формировать ум, но её конкретное содержание не имеет никакой ценности для гражданина, который в идеале должен стремиться посвятить свою жизнь политике.
III ведущий:
Платон основал школу философии. Оба они считали, что без математики развитие ума невозможно, ибо она требует умения сосредоточиться и является своего рода «интеллектуальной гимнастикой», однако у каждого из них был свой подход к предмету. Платон же, признавая подготовительную роль математики, всё же придавал ей гораздо больше значения, считая её прелюдией к изучению философии, ведь математика и философия, которым он обучал, были своего рода упражнением в интеллектуальном аскетизме.
I ведущий:
Сегодня мы обязаны вспомнить одного выдающегося грека – Пифагора.
(презентация: «Теорема Пифагора»)
«В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы»
Пифагор был учёным, автором знаменитой теоремы. У него была математическая школа, а так как, он был ещё и знаменитым музыкантом, то считал музыку выражением космического порядка и гармонии, которая способна создать в человеке внутренний порядок, а музыка благотворно влияла на интеллект, развитие памяти, мышления. Наравне с математикой в школе большое внимание он уделял музыке. По его математическим расчетам он дал жизнь фортепиано.
Музыка: А.Макоев – «Элегия»
(на фоне музыки)
II ведущий:
«Музыка – это бессознательное упражнение души в арифметике»
Это высказывание немецкого философа, математика и физика Готфрида Лейбница о музыке. В наше время можно смело утверждать, что мы сами того не осознавая, упражняемся в арифметике каждый день.
III ведущий:
Одновременно с развитием математики появились философские труды о науке. Согласно учению Аристотеля, математика изучает свойства, которые можно «абстрагировать» от объектов физического мира. Кроме того, как и все науки, основывающиеся на доказательствах, она строилась на определённых принципах, так что одна предполагает существование другой, одна подчиняется другой, так говорил Аристотель. Так, например, оптика «подчиняется» геометрии, что говорит о существовании логически упорядоченной иерархии наук. Такую иерархию следует отличать от принятого у греческих учёных противопоставления «практической» и «чистой» математике. По Аристотелю, только последняя заслуживает того, чтобы её включили в свободное образование.
I ведущий:
ЗАДАЧА: Приведение дробей к общему знаменателю
Часть пятая из роя пчёл жужжащих
Душистым лотосом была привлечена,
А третья часть от оных самых пчёлок
Над деревом банановым вилась.
Другая группа этих самых пчёлок,
Количество которых составляло
Утроенную разность первых двух,
О, моя прелесть с глазками газели!
Слеталась к дереву с названием кодага
Кора которого – горчайшая из горьких,
Употреблялась как хинин всегда.
И наконец, последняя пчела
Металась нерешительно туда-сюда,
Влекомая поочередно ароматом
И нежного жасмина, и пандана.
Скажи же мне, моё очарованье,
Как много пчёл первоначально было в рое?
(ученик у доски составляет уравнение и решает его))
РЕШЕНИЕ: Обозначим общее количество пчёл через х, тогда получим следующее уравнение
Решим полученное уравнение
II ведущий:
Сегодня мы несколько слов посвятим женщинам – математикам. На протяжении почти всей истории человечества математикой занимались мужчины, женщин отговаривали, разубеждали и даже запрещали им заниматься научной деятельностью, а особенно математикой. Однако некоторые упорно продолжали заниматься самообучением наперекор традициям. Изменившие мир достижения этих 15 известных женщин-математиков дали нам более чистые и эффективные больницы, статистические графики, основы для компьютерного программирования и подготовку первого космического полёта, но сегодня мы несколько слов посвятим женщинам-математикам и остановимся на некоторых из них.
III ведущий:
Софи Жермен (1776 – 1831). Ей было только 13, когда она развила активный интерес к математике; ответственность за это можно возложить на Французскую революцию. Поскольку вокруг ее дома бушевала борьба, Жермен не могла исследовать улицы Парижа, вместо этого она исследовала библиотеку своего отца, самостоятельно изучая латинский и греческий, а также читала уважаемые математические труды. Так как возможности получения образования у женщин были ограничены, Жермен тайно училась в Политехнической школе, используя имя зарегистрированного студента. Это работало до тех пор, пока учителя не заметили необъяснимое улучшение математических навыков студента. Жермен известна, прежде всего, своей работой над последней теоремой Ферма, которая, как полагали в то время, была одной из самых сложных математических задач.
I ведущий:
Кэтрин Джонсон (род. В 1918 г.). Когда Кэтрин Джонсон захотела изучать математику, она столкнулась с большим препятствием. Город Уайт-Сульфур-Спрингс в Западной Вирджинии, где она жила, не позволял темнокожим студентам получать образование после восьми классов школы. Ее отец перевез свою семью за 120 миль, чтобы она могла учиться в средней школе в другом городе. Будучи уникально одаренной, Джонсон окончила школу в возрасте 14 лет. Она устроилась на работу в НАСА и стала одним из «компьютеров в юбках». Ее знание аналитической геометрии привело к ее назначению в группу, состоящую исключительно из мужчин, где она помогла вычислить траекторию первого полета Алана Шепарда в космос.
II ведущий:
Первая в мире женщина-профессор и первая женщина-математик в России Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) познакомилась с математикой в раннем детстве. Легенда гласит, что из-за нехватки обоев стены ее детской были оклеены лекциями математика Михаила Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Первые уроки она получила от домашнего наставника, но получить высшее образование она смогла только за границей. В то время доступ в университет женщинам был закрыт, поэтому Софья организовала фиктивный брак и уехала с мужем-молодым ученым в Германию. Там она слушала лекции сначала в Гейдельбергском университете, потом в Берлинском университете, а в 1874 получила степень доктора философии Гёттингенский университета.
После самоубийства мужа в 1883 году Софья вместе с дочерью приехала в Берлин и получила место профессора кафедры математики в Стокгольмском университете, где читала лекции и печатала работы на шведском. В 1888 году первая женщина-профессор написала работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки», в которой открыла третий классический случай решения этой задачи, продвинув вперед работу начатую Леонардом Эйлером и Ж. Л. Лагранжем.
III ведущий:
С особой гордостью можно сегодня сказать о нашей землячке Фатиме Бутаевой, изобретателе люминесцентных ламп, которая является одной из пяти великих женщин – ученых России.
Фатима родом из маленького осетинского городка, где мало кто умел даже писать, Фатима Асланбековна Бутаева (1907-1992) начала карьеру преподавателем математики в Куйбышеве, сразу после окончания Второго Московского государственного университета в 1932 г. В Москву Фатима вернулась в том же году и два года работала преподавателем теоретической механики в техникуме Учебного комбината Метростроя. В 1934 г. перешла на работу во Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в лабораторию источников света, сначала как инженер, а потом и как руководитель кафедры.
Благодаря своим трудам Фатима впоследствии стала известна как соавтор изобретения первых люминесцентных ламп, за что в 1951 г. была удостоена Сталинской премии второй степени. В тот же год Бутаева совместно с коллегами оформили заявку на изобретение нового принципа усиления света, используемого сейчас во всех лазерах. Это изобретение опередило свое время и только через восемь лет получило признание и было внесено в Государственный реестр научных открытий СССР.
Музыка: де Сенневиль – «А comme Amour»
I ведущий:
О, математика земная
Гордись прекрасная собой
Ты всем наукам мать родная
И дорожат они тобой
В веках овеяна ты славой
Светило всех земных святил
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил
Строга, логична, величава
Стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук
Надежду нынешнего века
Царицу всех земных наук!
7