Урок развития речи в 8 классе «Голосуй за свое будущее!»

5
0
Материал опубликован 15 August 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Презентация для организации работы по развитию речи
Голосуй
PPTX / 3.51 Мб

Предварительный просмотр презентации

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

«Голосуй за свое будущее!» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 5» г.Брянска Легоцкая Вера Сергеевна Урок развития речи в 8 классе (коллективная работа над созданием публицистической статьи) Голос единицы тоньше писка… Вл. Маяковский

Найдите «четвертое лишнее» Логичность Образность Стандартность Призывность Лекция Указ Статья Резюме Выпишите «лишние слова», объясните, как вы понимаете эпиграф урока. Теперь попробуйте определить, чему будет посвящен наш урок развития речи

Цель урока Написать публицистическую статью

Особенности публицистической речи эмоциональность призывность экспрессивность Злободневность информативность оценочность

Прочитайте предложенные учителем статьи, отметьте стилевые черты. Размышляя о происходящем в нашем обществе и государстве, каждый задается одним и тем же вопросом: «Будем ли мы жить, руководствуясь принципами свободы, ответственности, права, демократии?» Хочется верить, что будем, и выход России к подлинной демократии -через школу. Российская школа -едва ли не единственное место, где идет реальный поиск путей выхода из нравственного и духовного кризиса. Сегодня школа- место реальной жизни детей, жизни, наполненной не только познанием мира, но и активной деятельностью по его преобразованию.

В чем убеждают читателя авторы предыдущих статей? Проверь себя Автор первой статей убеждает читателей в большой роли современной школы в жизни общества: «выход России к подлинной демократии –через школу». Автор второй статьи, рассуждая об особенностях школьной демократии, объясняет, каким путем ее можно достичь.

Прочитайте предложенные учителем статьи, отметьте стилевые черты. Хотим мы этого или нет, но мы неизбежно возвращаемся к проблемам внутришкольной демократии. Как ее достичь? Опыт убеждает в действенности таких средств, как организация референдумов с целью актуализации и привлечения внимания школьников к проблемам жизни школы, города, страны. Эффективны также выборы с целью создания ученического со- и самоуправления, а также разнообразная деятельность школьников в рамках школьного сообщества.

Определяем тему будущей статьи По ключевым словам определите, какой общественно значимой теме будет посвящена работа на уроке?

Словарно-орфографическая работа Записываем слова, устно объясняя их лексическое значение Изб…рательная к…мпания, пр…двыборная пр…гра(м, мм)а, распр…странять аг…тац…онные мат…риалы, к…нституцио(н,нн)ое право, гр…жданская п…зиция, д…м…кратическое г…сударство, с…циальная активность, молодежное п…рлам…нтское движение, школьное сам…упр..вление, иниц…ативные гру(п,пп)ы, дет…кий р…ф…рендум.

Проверьте себя Избирательная кампания, предвыборная программа, распространять агитационные материалы, конституционное право, гражданская позиция, демократическое государство, социальная активность, молодежное парламентское движение, школьное самоуправление, инициативные группы, детский референдум.

Прочитайте текст. Выполните текстоведческий анализ. (1) В последнее время молодежь привлекает внимание политиков и лидеров общественных движений. (2)Они хотят знать, какую роль могут играть юноши и девушки в развитии демократии, рыночной экономики, гражданского общества, правового государства. (3)И это неудивительно, ведь в России 25 миллионов молодых людей в возрасте до 29 лет. (4) А это 23% от всех избирателей Российской Федерации! (5)Но в силу объективных причин молодежь отличает неустойчивость нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, а это создает трудности при принятии ответственных решений. (6) Речь идет о том, что сегодня значительная часть молодежи, несмотря на конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, отличается, к сожалению, недостаточной гражданской активностью и не участвует в выборах.

Текстоведческий анализ: проверь себя Участие молодежи в выборах - вот тема данного текста. Молодежь не проявляет активности на выборах- это идея текста. Текст состоит из двух микротем: в первой автор объясняет, почему молодежь интересует политиков, во второй определяет проблему: молодежь неохотно участвует в выборах. Тема раскрывается при помощи ключевых слов: молодежь, развитие демократии, правовое государство, избиратели, ответственное решение, конституционное право, гражданская активность. Текст относится к публицистическому стилю, т.к. он написан на злободневную тему, его задача-убедить читателя, текст отличает логичность, оценочность, призывность. Тип речи-рассуждение.

Отметьте языковые средства публицистического стиля в данном тексте Общественно-политическая лексика, речевые штампы и клише (играть роль, в силу объективных причин, демократия, рыночная экономика, правовое государство, нравственные ориентиры, гражданская активность). Использование восклицательного предложения(4), вводного слова(6), инверсии(5), ряды однородных членов(5,6).

Является ли проблема, поднятая автором, актуальной? Об этом говорят журналисты и общественные деятели Об этой проблеме написаны сотни научных и публицистических статей Эта проблема волнует людей независимо от рода занятий Мировой опыт проведения выборов убеждает нас в том, что данная проблема была актуальна всегда

Как писать статью Тщательно обдумайте тему. Соберите материал. Решите, какие типы речи вы будете использовать. Составьте план. Решите, какие средства языка вам потребуются. Избегайте в тексте общеизвестных положений, казенных, стертых фраз, старайтесь найти яркие, запоминающиеся слова.

Обсуждение и редактирование рабочих материалов Заголовок (броский, эффектный). Концовка. Подведение итогов Что? Где? Когда? (Документальная основа) Яркое начало. Доводы и аргументы

Лексика эмоционально- оценочные слова средства речевой выразительности крылатые слова, пословицы, каламбуры ирония, иносказание общественно- политическая лексика и фразеология

Синтаксис вопросительные, восклицательные, побудительные предложения обращения, риторические вопросы, вводные слова, инверсия, градация, парцелляция логические и синтаксические повторы ряды однородных членов

Подведение итогов урока Мы обсудили проблему «Почему молодежь не проявляет активности на выборах»; 2) повторили признаки публицистического стиля речи; 3) подготовили рабочие материалы для статьи на тему «Голосуй за свое будущее».

Мы сегодня узнали, научились, поняли Определять стилевые черты текстов публицистического стиля Убедились в том, что, голосуя, человек выбирает свое будущее Поняли важность участия в школьном самоуправлении Правильно, уместно и выразительно рассуждать на актуальные темы Составлять собственные высказывания публицистического характера Осознали важность выбора в жизни каждого человека

Использованная литература 1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения.- М.: Флинта, 1999. 2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник.- М.: Флинта, 2003. 3. Львова С.И. Русский язык. 8 класс. Ч.1:учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.:Мнемозина, 2007. 4. О выборах и избирательном праве: Материалы для проведения урока в общеобразовательных учреждениях Ярославской области. Сост. Т.В.Фролова.-Ярославль, Избирательная комиссия Ярославской области, 2007. 5. Сборник конкурсных работ в области избирательного права и избирательного процесса под ред. Каплунова И.В.- Брянск, Избирательная комиссия Брянской области, 2007. 6. Школа и выборы: опыт, проблемы и решения.- Ростов-на-Дону, Избирательная комиссия Ростовской области, 2000.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.