Методическая разработка урока физкультуры на тему: «Сочи столица XXII Зимних Олимпийских игр»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – «Гимназия № 1 им. Ризы Фахретдина»
Материал на Всероссийский конкурс для учителей физкультуры на лучшую методическую разработку урока «Олимпийские игры»
Методическая разработка урока на тему: «Сочи столица XXII Зимних Олимпийских игр»
Подготовил и провел:
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Валеев Марсель Альбертович
Цель:
- закрепить знания о природной зоне субтропиков;
- найти ответ на вопрос: «Как в зоне субтропического климата возможно проведение Зимней Олимпиады?»;
- расширять знания об олимпиаде, ее участниках и победителях;
- воспитывать любовь к спорту, здоровому образу жизни.
Задачи:
- развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты;
- формирование здорового образа жизни;
- формирование знаний об истории Олимпийских игр;
- воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- воспитание характера, чувства товарищества, команды и взаимопомощи.
Тип урока: бинарный урок (окружающий мир и физическая культура)
Место проведения: спортивный зал
Участники: команды 5 класса /по 6 человек/
Инвентарь и оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, волейбольные мячи, 2 скейта, стойки, 2 клюшки, малые мячи, хоккейные ворота, лыжи, ноутбук, плакаты, флаги, медали, гимнастические скамейки.
Ход урока.
Организационный момент
Учитель физической культуры:
- Какое большое, значимое событие недавно проходило в нашей стране? (олимпиада) Где проводились Олимпийские игры?
- Кто догадался, чему будет посвящено сегодняшнее занятие, объединившее урок окружающего мира и физической культуры?
Сообщение темы урока, определение задач урока.
- Что вы знаете о завершившейся олимпиаде?
- В какой природной зоне расположен город Сочи?
Изучение нового материала.
- Географическое положение зоны субтропиков.
(с одной стороны — высокие молодые Кавказские горы, а с другой — Черное море)
Постановка проблемы.
- Как же в городе, расположенном в зоне субтропиков, смогли провести ЗИМНЮЮ ОЛИМПИАДУ?
- В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров.
- В горах природа изменяется с высотой, от подножия горы к вершине. Только в горах с самолета можно сразу увидеть и горные ледники, и горную тундру, и горные леса, и горные степи. Чем выше горы, тем больше в них поясов. При подъеме в гору пояса сменяют один другой, подобно тому, как изменяются природные зоны при движении к полюсу
Растительный и животный мир Черноморского побережья.
Экологические проблемы.
Итоги олимпиады.
I. Приветствие команд.
Зал украшен плакатами, символами, рисунками на олимпийскую тематику (накануне был проведен конкурс плакатов на олимпийскую тематику).
Выходит, ученица и рассказывает стихотворение
«Ждет друзей Олимпиада!»
Под музыкальное сопровождение входят команды. Соревнования начинаются с общего построения команд, приветствия участников и представления судей. Каждая команда имеет свой девиз, эмблему и выступает в единой форме. Главный судья: «Для торжественного открытия спортивного мероприятия внести олимпийский флаг.
Для торжественного поднятия олимпийского флага приглашаются капитаны от двух команд. Парад, смирно! Олимпийский флаг поднять! Объявляю спортивное мероприятие открытым, всем удачи, везения и побед!»
II. Спортивные состязания.
Учитель физ -ры: - Прежде всего, участники наших команд докажут, что они хорошо знакомы с олимпийским девизом Быстрее, выше, сильнее!» и успешно выполнят все эстафеты нашего спортивного состязания, посвященного XXII Зимним Олимпийским играм. Итак, начинаем!
Представление команд: название, девиз, эмблема. Капитаны представляют свои команды.
Эстафета «Олимпийский факел». Первый участник бежит с макетом факела, огибает кеглю и передает ее своему товарищу по команде. То же самое выполняют все участники эстафеты. Последние члены команды получают по маленькой горящей свечке и бегут, к противоположной стороне, чтобы зажечь большую свечу, установленную в чаше.
Эстафета «Хоккейная». На одинаковом расстоянии друг от друга поставить стойки, по сигналу обвести клюшкой мяч вокруг стоек, в обратном направлении бег по прямой, и передача мяча с клюшкой следующему игроку.
Эстафета «Домашнее задание». Сценка, песня, стихотворение на спортивную тему (командное, групповое или одиночное исполнение).
Игра «Составь слово Олимпиада ». По команде «Внимание!» капитаны подходят к линии старта, а по команде «Марш!» бегут к стойкам и высыпают буквы. После этого следующие участники команды отыскивают первую букву, крепят ее на доску кнопкой и бегут назад. Следующие игроки опять бегут к стойкам, ищут вторую букву слова, возвращаются назад и становятся сзади всех и т. д. Таким образом, команда первая составившая слово побеждает в эстафете.
Эстафета «Фигурное катание». Мальчик держит двумя руками за кисти девушку, которая катится на роликах впереди мальчика в положении полу приседа. Пара обегает ориентир, и отдает эстафету товарищам. То же самое выполняют и другие члены команды.
Учитель физкультуры: Игра со зрителями
· Крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. (Олимпиада)
· В этом городе прошли XXII летние Олимпийские игры, где СССР завоевала 99 медалей (50 золотых), заняв первое место среди всех стран. (Москва)
· Кто был первым официальным талисманом Олимпийских игр. (Такса Вальди)
· Международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно проводятся после главных Олимпийских игр. (Параолимпийские игры)
· Талисман XXII Олимпийских игр, проходивших в 1980 году в Москве. (Медведь)
· Город, в котором пройдут XXIII зимние Олимпийские 2018 году. (В южнокорейском городе Пхёнчхан)
· В каком году наши спортсмены впервые приняли участие в олимпийских играх? (1908 г.)
Учитель физ.ры: -
7) Конкурс капитанов. «Угадай вид спорта?» Капитаны команд показывают игрокам противоположной команды движения саночника, конькобежца, сноубордиста, биатлониста. Чем быстрее отгадает команда, тем больше баллов получит капитан.
Эстафета «Проскачи через обруч». По 4-5 человек от команды должны проскочить в катящийся обруч. Затем остальные. Побеждает команда, в которой за два проката проскочит наибольшее количество участников.
9) Эстафета «Лыжники». Сейчас вам предстоит пробежать короткую дистанцию на лыжах. По сигналу каждый игрок из обеих команд, надев лыжи, пробегает заданное расстояние. А затем передаёт свои лыжи следующему игроку. Побеждает команда, которая закончит бег первой.
Во время проведения эстафет звучит подобранная музыка, характерная данному виду состязаний.
III. Интеллектуальная часть — «Олимпийское движение».
Учитель физкультуры - Итак, а сейчас мы проверим ваши теоретические знания об Олимпийских играх. Команды отвечают по очереди. Если одна из команд затрудняется с ответом на вопрос, то вторая команда может дать правильный ответ и заработать одно очко.
Вопрос 1. Когда были проведены Олимпийские игры в Москве?
А) 1985;
Б) 1990;
В) 1980;
Г) 1988.
Вопрос 2. Где проводились первые Олимпийские игры современности?
А) Рим (Италия);
Б) Афины (Греция);
В) Дели (Индия);
Г) Лондон (Англия).
Вопрос 3. Когда впервые в Олимпийских Зимних играх приняли участие спортсмены из СССР
А)1956;
Б) 1965;
В) 1952;
Г) 1954
Вопрос 4. В какие годы не проводились олимпийские игры?
А)1914 ;
Б) 1941;
В) 1964;
Г) 1998.
Вопрос 5. Назовите страну и город, где будут проведены зимние игры в 2014 году?
А) Нагано (Япония);
Б) Солт-Лэйк-Плэйсид (США);
В) Сочи (Россия) ;
Г) Турин (Италия).
Вопрос 6. Какой спортивный титул получает команда или атлет навечно?
А) олимпийский чемпион;
Б) чемпион мира;
В) чемпион Европы;
Г) чемпион Олимпиады.
Вопрос 7. В каком олимпийском документе отражены законы, правила, принципы Олимпийского движения?
А) Хартия
Б) Конституция
В) Устав
Г) Закон
Вопрос 8. Кто из известнейших античных ученых побеждал на Олимпийских играх?
А) Пифагор;
Б) Сократ;
В) Демосфен;
Г) Аристотель.
Вопрос 9. Какой талисман был на летних Олимпийских играх в Москве в 1980 году?
А) заяц;
Б) волк;
В) медведь.
Г) тигр.
Вопрос 10. Какая организация руководит международным олимпийским движением?
А) ООН (Организация Объединенных Наций);
Б) МОК (Международный Олимпийский Комитет);
В) НОК (Национальный Олимпийский Комитет
Вопрос 11. Какова длина дистанции марафонского бега?
А) 42 км 195 м;
Б) 40 км;
В) 43 км;
Г) 41км 260 м.
Вопрос 12. Каков олимпийский девиз?
А) «О спорт! Ты — мир!»;
Б) «В здоровом теле — здоровый дух!»;
В) «Быстрее, выше, сильнее!».
Вопрос 13. Как ещё называют зимние Олимпийские игры?
А) Зимняя олимпиада;
Б) Снежная олимпиада;
В) Белая олимпиада
Вопрос 14. Какой из зимних видов спорта первым был включён в программу Олимпийских игр?
А) Биатлон;
Б) Фигурное катание;
В) Лыжные гонки.
Оценивается правильность ответов и быстрота. Звучит медленная музыка классического характера.
IV. Подведение итогов. Награждение. Организованный выход из зала под музыку.
Учитель физкультуры. - В спорте, как в жизни, всё течёт, всё меняется. Одни чемпионы сменяют других, новые соревнования приходят на смену старым. Спорт – это не только рекорды, это, прежде всего, стартовая площадка в страну здоровья, бодрости и хорошего настроения.
Прошу «чемпионов» наших Малых Олимпийских игр выслушать вердикт жюри (судейской коллегии) о количестве набранных очков и объявить победителя.
Приготовиться к торжественной минуте награждения. Звучит «Весёлый марш» В. Шаинского, вручаются награды.
Учитель физкультуры:
Все — молодцы! Аплодисменты всем участникам соревнований!
Напутствие участникам игры:
Со спортом ты дружи, приятель!
Он близкий родственник искусств.
Он брат труда и воспитатель.
Высоких помыслов и чувств!
Капитан выигравшей команды опускает флаг, торжественный выход команд из зала.
Команды маршируют по залу под торжественный марш и уходят.
ЛИТЕРАТУРА
- Щуркова, Н.Е. Игры, конкурсы, развлечения.- М.: Новая школа, 2002.
- Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Ивлиева Наталия Алексеевна