Материалы для обобщения и повторения по разделу «Социальная сфера» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 9 November 2021

Демонстрационный вариант работы по обществознанию для 8 класса для обобщения и повторения по теме «Социальная сфера»


Работа состоит из 19 заданий (13 тестовых, 3 развёрнутых и 3 задания к тексту). Правильно выполненные задания 1-13 оцениваются по 1 баллу. Для остальных заданий разработаны подробные критерии оценивания.

Максимальный балл – 29


Отметка по пятибалльной шкале

"2"

"3"

"4"

"5"


Первичные баллы

0-13

14-19

20-26

27-29




задания

Пример задания

Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется

 

1) личный авторитет

2) этническая принадлежность человека

3) престиж семьи

4) социальный статус личности


Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

 

1) общими увлечениями

2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами

4) совместным ведением хозяйства


Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

 

1) преподаватели экономики

2) работодатели

3) петербуржцы

4) мужчины


Отличительным признаком нации как этнической общности является

 

1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности


Семья Николаевых состоит из родителей, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?

 

1) патриархальная

2) традиционная

3) нуклеарная

4) многопоколенная


К социальной сфере общества относятся отношения между

 

1) правительствами государств

2) предпринимателями одного государства

3) государством и предпринимателем

4) государством и пенсионером


Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе сибиряков?

 

1) этнический

2) территориальный

3) конфессиональный

4) демографический


Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?

 

1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.

2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.

4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.


Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

 

1) эмоциональную

2) воспитательную

3) досуговую

4) репродуктивную


В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

 

1) социально-классовую

2) профессиональную

3) социально-территориальную

4) социально-этническую


Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

 

А. Все социальные нормы имеют формальный характер.

Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

 

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

 

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



Задания с развёрнутым ответом


Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

 

Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.


Рассмотрите фотографию.

t1636443238aa.png

Следование какому виду социальных норм демонстрирует молодой человек, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему необходимо вежливо вести себя в общественном транспорте.


Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»

 

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

t1636443238ab.png

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.


Задания к тексту

Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.

 

(По П. А. Сорокину)


Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека?

Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, подтвердите примерами следующие суждения автора:

а) «население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп»

б) «люди одной расы, например белые, говорят на разных языках»

в) «люди разных рас могут иметь один язык»



Ответы и критерии оценивания




задания

Ответ

4

4

4

1

3

4

2

1

2

3

4

3

2

Пояснение.

1. Понятия: этническая группа, статусный набор.

2. Смысл понятия:

этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп;

ИЛИ

статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно выписаны два верных понятия, и раскрыт смысл любого одного из них

2

Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних» понятий, раскрыт смысл верного понятия.

ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.

ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл

1

Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних» понятий, раскрыт только смысл «лишнего» понятия.

ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более «лишних» понятий, смысл понятия не раскрыт или раскрыт неверно.

ИЛИ Выписано только одно верное понятие.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: моральные нормы / этические нормы / морально-нравственный вид социальных норм и т.п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

вежливое поведение обеспечивает комфортное пользование общественным транспортом всем пассажирам;

это помогает избежать конфликтных ситуаций и предотвратить возникновение угрозы дорожно-транспортного происшествия.

 

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила

3

Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других элемента

2

Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент

1

Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Пояснение.

а) Граждане всех возрастных групп в большей степени считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни (так как большинство людей совершают отклоняющееся поведения из-за воспитания, уровня их нравственности).

б) Граждане 60 лет в меньшей мере, чем граждане 25-лет, считают, что люди подпадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющее поведение (так как для 60-летних людей в меньше степени характерна принадлежность к тем или иным субкультурам, чье поведение отклоняется от общепринятого).

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение

4

Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение

3

Сформулированы только два вывода

2

Сформулирован только один вывод

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4


Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них:

1) близость между людьми, говорящими на одном языке;

2) несовпадение языковой, государственной и расовых групп;

3) корпоративная солидарность людей одной профессии;

4) расслоение по степени богатства.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос: «Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования».

2. Ответ на второй вопрос: «Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы».

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Правильно названы пять оснований

2

Правильно названы любые три-четыре основания

1

Правильно названы любые одно-два основания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

а) по языковой принадлежности народы России относятся к 6 языковым семьям: индоевропейской (89%), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%), уральской (1,8%), чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской;

б) россияне говорят на русском, а немцы на немецком;

в) на английском языке говорят и белые американцы и афроамериканцы.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведён один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации