Материалы для обобщения и повторения по разделу «Социальная сфера» (8 класс)
Демонстрационный вариант работы по обществознанию для 8 класса для обобщения и повторения по теме «Социальная сфера»
Работа состоит из 19 заданий (13 тестовых, 3 развёрнутых и 3 задания к тексту). Правильно выполненные задания 1-13 оцениваются по 1 баллу. Для остальных заданий разработаны подробные критерии оценивания.
Максимальный балл – 29
Отметка по пятибалльной шкале | "2" | "3" | "4" | "5" |
| 0-13 | 14-19 | 20-26 | 27-29 |
№ задания | Пример задания |
Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется
1) личный авторитет 2) этническая принадлежность человека 3) престиж семьи 4) социальный статус личности | |
Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами 3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства | |
Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) преподаватели экономики 2) работодатели 3) петербуржцы 4) мужчины | |
Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры 2) суверенность во внешней политике 3) наличие публичной власти 4) многообразие отношений собственности | |
Семья Николаевых состоит из родителей, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?
1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная | |
К социальной сфере общества относятся отношения между
1) правительствами государств 2) предпринимателями одного государства 3) государством и предпринимателем 4) государством и пенсионером | |
Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе сибиряков?
1) этнический 2) территориальный 3) конфессиональный 4) демографический | |
Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль. 2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях. 3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк. 4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку. | |
Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?
1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную | |
В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества
1) социально-классовую 2) профессиональную 3) социально-территориальную 4) социально-этническую | |
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы имеют формальный характер. Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение. Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | |
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | |
Задания с развёрнутым ответом | |
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. | |
Рассмотрите фотографию. Следование какому виду социальных норм демонстрирует молодой человек, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему необходимо вежливо вести себя в общественном транспорте. | |
Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. | |
Задания к тексту Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства. Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык. Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы. Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.
(По П. А. Сорокину) | |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. | |
Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека? | |
Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, подтвердите примерами следующие суждения автора: а) «население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп» б) «люди одной расы, например белые, говорят на разных языках» в) «люди разных рас могут иметь один язык» |
Ответы и критерии оценивания
№ задания | Ответ | ||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
Пояснение. 1. Понятия: этническая группа, статусный набор. 2. Смысл понятия: этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп; ИЛИ статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком. Критерии проверки:
| |||||||||||||||
| Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: моральные нормы / этические нормы / морально-нравственный вид социальных норм и т.п.; (Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.) 2) два объяснения, допустим: — вежливое поведение обеспечивает комфортное пользование общественным транспортом всем пассажирам; — это помогает избежать конфликтных ситуаций и предотвратить возникновение угрозы дорожно-транспортного происшествия.
Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения Критерии проверки:
| ||||||||||||||
| Пояснение. а) Граждане всех возрастных групп в большей степени считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни (так как большинство людей совершают отклоняющееся поведения из-за воспитания, уровня их нравственности). б) Граждане 60 лет в меньшей мере, чем граждане 25-лет, считают, что люди подпадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющее поведение (так как для 60-летних людей в меньше степени характерна принадлежность к тем или иным субкультурам, чье поведение отклоняется от общепринятого). Критерии проверки:
| ||||||||||||||
| Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них: 1) близость между людьми, говорящими на одном языке; 2) несовпадение языковой, государственной и расовых групп; 3) корпоративная солидарность людей одной профессии; 4) расслоение по степени богатства. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. Критерии проверки:
| ||||||||||||||
| Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Ответ на первый вопрос: «Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования». 2. Ответ на второй вопрос: «Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы». Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. Критерии проверки:
| ||||||||||||||
| Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: а) по языковой принадлежности народы России относятся к 6 языковым семьям: индоевропейской (89%), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%), уральской (1,8%), чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской; б) россияне говорят на русском, а немцы на немецком; в) на английском языке говорят и белые американцы и афроамериканцы. Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. Критерии проверки:
|