12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Платонова Светлана Павловна39
Стаж работы- 30 лет. Учитель высшей категории
Россия, Костромская обл., Кострома

6 класс

Материалы для подготовки к итоговой контрольной работе по русскому языку

1 вариант

БЕРЕЗА 

1)Ветви березы за моим окном еле-еле отходили от долгих морозов. 2)Они еще были жесткие, хрупкие, как перекаленный металл. 3)И ветер сквозил в них со звоном.

4)И еще не было птиц, чтобы им вить гнезда в ее густой кроне. 5)Но она оживала. 6)Об этом я узнал однажды утром.

7)К ней подошел сосед. 8)Он пробуравил в ее стволе длинным буром глубокую дыру. 9)Вбил в кору желобок из нержавеющей стали так, чтобы из него капал сок. 10)И сок закапал. 11)Светлый, как слезы, и чистый, как смерть.

12)— Это же не ваша береза, — сказал я соседу. 
13)— Но и не ваша, — ответил он мне.

14)Да, она стояла за моим забором. 15)Она была не моя. 16)И не его. 17)Была общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог ее губить, а я не мог ему запретить.

18)Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь березы и маленькими глотками выпил ее.

19)— Мне сок нужен, — сказал он. — В нем глюкоза.

20)Он пошел к себе, оставив у березы трехлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. 21)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт.22) «Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льет сок?.. 23)Может, она стонала? 24)Может, боялась за свою жизнь?» 25)Я ничего этого не знал. 26)Не знал потому, что у меня не было ни шестого, ни седьмого, ни сотого, ни тысячного чувства. 27)Я мог ее только жалеть...

28)Но через неделю рану затянуло коричневым. 29)Это она сама себя вылечила. 30)И как раз в это время у нее стали набухать почки. 31)И полезли из них зеленые язычки. 32)Тысячи. 33)Из каждой почки вылез язычок.

34)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. 35)Она была мне нужна, эта береза.36) Я привык к ней. 37)Привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве или в привычке было то, что помогало мне находить хорошее настроение. 38)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. 39)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне. (С.Воронин)

1. В каких предложениях говорится о том, что сделал сосед с берёзой, выпишите номера этих предложений

2. В каком предложении дан ответ на вопрос «Что помогало автору находить хорошее настроение?», напишите номер этого предложения

3. Из предложения № 4 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв

4. Из предложения 31 выпишите слово, где звуков больше, чем букв

5. Среди предложений 3-7 найдите качественное прилагательное выпишите его:

6. Из предложения № 1 выпишите местоимение

7. Среди предложений 1-6 найдите сравнение, выпишите номер этого предложения

8. Из предложений № 39 выпишите глагол в неопределённой форме

9. Среди предложений 7-11 найдите предложение сложное, выпишите номер этого предложения:

10. Среди предложений 28-33 найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выпишите это слово

11. Среди предложений 19-23 найдите сложное (ые) слово(а), выпишите его(их)

12. Из предложения № 1 выпишите слово с безударным проверяемым гласным

13. Среди предложений 33-35 найдите слово с суффиксом, который имеет значение « не совсем, чуть-чуть», выпишите это слово

14. Из предложения № 34 выпишите грамматическую основу

15. Среди предложений № 24-28 найдите и выпишите числительное(ые)

16. Среди предложений № 22-25 найдите и выпишите слово на правило «-не- с глаголом пишется раздельно»

17. Среди предложений 20-22 найдите существительное 1 склонения, в родительном падеже, выпишите его

18. Среди предложений 23-28 найдите предложение с однородными членами, выпишите номер этого предложения

19. В предложении № 18 найдите синоним слову «небольшими», запишите это слово

20. В предложении № 34 найдите антоним слову «огорчался», запишите это слово

21. Из предложения № 26 выпишите слово на правило «непроизносимый согласный в корне слова»

22. Из предложения № 21 выпишите слово с приставкой, которая имеет значение «неполное действие»

23. Из предложения 29 выпишите указательное местоимение

 

2 вариант

 

ГЛУПЫШ

1.Летом рябины в саду уродилось видимо-невидимо. 2.На каждой ветке — крупные янтарные грозди. 3.А когда выпал снег, грозди вспыхнули рубиновым светом. 4.И на этот свет холодным октябрьским утром прилетела стая ярких рубиновых птиц. 5.Я глянул в окно и удивился: деревья разом преобразились, ожили.

6.Подошел ближе, неслышно раздвинул ветви, а птицы вовсе не испугались меня. 7.Они изредка перепархивали сверху вниз, с любопытством поглядывали на незнакомца. 8.До самой ближней из них, казалось, можно было дотянуться рукой. 9.Тогда я подумал: «Ну и глупые птицы! Ведь этак недолго и до беды...» 10.И верно, тем временем Ванька Гурьев незаметно подкрался и подстрелил из рогатки одну птицу. 11.Я отнял ее у задиры Ваньки.12.А когда вернулся домой, посадил птицу в клетку и разглядел ее хорошенько. 13.Окрашена она была в малиново-красный цвет. 14.На крыльях две белые полоски. 15.Крепкий темно-коричневый клюв слегка загнут книзу. 16.Я плеснул в поилку воды, а в кормушку насыпал ягод и подсолнечных семечек.

17.К счастью, птица легко отделалась. 18.Камень едва задел ей крыло. 19.Денька через три выздоровела, повеселела и стала тихонько напевать.

20.Знатоки-птицеловы сказали мне, что это таежный щур — редкая певчая птица. 21.Родина ее — северные леса. 22.А к нам в среднюю полосу щуры прилетают на зимовку по ягоды.

23.Пел щур как бы вполголоса, плавно, мелодично, точно неведомый лесной музыкант играл на флейте. 24.Мне нравилось слушать таежного певца. 25.Я вспомнил, насколько простодушны, доверчивы и неосторожны эти птицы, и прозвал щура Глупышом. 26.Так он и прожил зиму. 27.А весной я захотел выпустить птицу в сад, открыл дверцу и поставил клетку на балкон.

28.Глупыш с трудом взлетел на клен, долго печально посвистывал. 29.А потом вернулся обратно, сел на свою клетку. 30.И так повторялось три раза. 31.Видно, жилось птице у нас дома хорошо, а летать на воле она отвыкла.

32.Теперь мне стало стыдно за прозвище Глупыш. 33.Какой он глупыш? 34.Он умница, он мой верный пернатый друг! (По А. Баркову) 

1. Найдите предложение, в котором говорится, когда происходили эти события, выпишите номер этого предложения

2. В каком предложении говорится, что птицы были доверчивыми, выпишите номер этого предложения

3.Найдите предложение, в котором написано, как автор назвал Ваньку, выпишите это слово

4. Найдите предложение, в котором автор птице даёт положительную характеристику, выпишите номер этого предложения

5. Из предложения № 28 выпишите слово, где букв меньше, чем звуков

6. Из предложения № 22 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв

7. В предложении № 9 найдите синоним слову «несчастье», выпишите это слово

8. В предложении № 15 найдите антоним к слову «кверху», запишите это слово

9. Из предложения № 23 выпишите относительное прилагательное

10. Из предложения № 3 выпишите существительное 2 склонения в творительном падеже

11. Среди предложений 5-8 найдите слово на правило «Не с глаголом пишется раздельно», выпишите это слово

12. Среди предложений 17-21 найдите сложное предложение, выпишите номер этого предложения

13. Среди предложений 26-30 найдите предложения с однородными членами, выпишите номера этих предложений

14. Из предложения № 1выпишите слово с безударным проверяемым гласным в корне слова

15. Из предложений 12-17 выпишите слово на правило «Пишется черед дефис, потому что обозначает оттенок цвета»

16. Из предложения № 12 выпишите слово, правописание приставки в котором объясняется правилом «В приставке пишется звонкий согласный, потому что корень начинается со звонкого согласного»

17.Среди предложений 17-22 найдите глагол в неопределённой форме, выпишите этот глагол

18.Среди предложений 6-10 найдите слово на правило «Пишется слитно, потому что без -НЕ- не употребляется»

19. Выпишите количество грамматических основ из предложения № 3

20. Выпишите грамматическую основу из предложения № 27

21. Из предложения № 23 выпишите слово со значением «НЕСИЛЬНО, ТИХОНЬКО»

22. Среди предложений 21-24 найдите сравнение, выпишите номер этого предложения

23.Среди предложений 8-12 найдите предложение с прямой речью, выпишите номер этого предложения

24.Среди предложений 27-33 найдите предложение(я) с однородными членами, выпишите номер(а) этого(их) предложения(ий)

25.Из предложения № 7 выпишите личное местоимение

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Никитина Людмила Анатолиевна, 04.11.18 в 19:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Павловна, материал может пригодиться для подготовки к ВПР. И тексты очень хорошие!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.