Урок литературы в 5 классе: «Картины родной природы»

0
0
Материал опубликован 23 December 2015

Проект урока литературы

5 класс / урок развития речи. /

 

 

Тема: Картины родной природы.

Цель: Привитие любви к родному краю через лирическое стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Задачи: 1.Развивать читательские качества и формировать читательские

умения работать с лирическим текстом

В процессе анализа стихотворения проследить, как меняется настроение лирического героя и как оно соответствует картине, изображенной поэтом.

Прививать любовь к большой и малой Родине.

Развивать познавательные умения: сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предполагаемый результат:

Анализируя и исследуя поэтический текст и картинный план, учащиеся должны почувствовать и оценить красоту русской природы, душевное состояние лирического героя и передать это при выразительном чтении.

I. Введение в тему.

Показ слайдов о природе в сопровождении музыки.

У.: Как вы думаете, почему я начала урок с показа именно этих слайдов?

У.: Вспомните, какую большую тему вы изучаете?

Д.: Родная сторона

У.: Послушайте два отрывка из стихотворений и подумайте, что их объединяет?

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

У: Что объединяет эти два отрывка?

Д: Тема Родины, родной природы.

У: Можете сказать, перу, какого поэта принадлежат эти строки?

Д: Пушкин

<Слайд № 2> А.С. Пушкин (портрет) 1799 – 1837.

Александр Сергеевич - гениальный русский поэт, родившийся более 200 лет назад

Тема родины, России, одна из ключевых тем в творчестве Пушкина. (обращаю внимание выставку книг со стихами).

Тема любви к родине у поэта тесно связана с природой, родным домом, семьей.

<Слайд № 3> « Картины родной природы»

У: Жизнь поэта, как любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов.

По-настоящему, читать – значит видеть все, что стоит за словом, творить в своем воображении особый мир.

Для настоящего читателя это большое счастье.

II. Постановка цели.

У: Читатели, какие поставите перед собой цели? (ответы детей)

Сегодня вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями (Ч) внимательными (В), думающими (Д), исследователями (И).

Вот так изобразим это.

внимательный

Ч думающий Аншлаг - на доску

исследователь

III. Первичное восприятие текста

У.: И снова А.С.Пушкин (учитель встает к уголку Пушкина)

(Уголок: перо гусиное, рукописи, чернильница)

Звучит музыка Моцарта..

Слайд №4

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

IV. Обмен впечатлениями

У: О чем пишет автор? (зима, зимняя природа, деревня, утро, о себе и красавице, обо всем, что видит в окно).

- Не напоминают ли вам строки стихотворения что-то близкое и родное? Меня затронули слова:

Открой сомкнутой негой взоры (проснись, открой глаза)

Навстречу северной Авроры (богиня Утренней зари)

Звездою севера явись. (покажись и будь равной по красоте богине)

У: Что особенно запомнилось? (высказывание детей)

V. Речевая разминка.

У: Прежде чем мы начнем серьезную работу, проведем речевую разминку

<Слайд № 5>

Читай целыми словами:

Чудо – чудеса – чудесный.

Лесть – прелесть – прелестный.

Дадим – предадим – предадимся.

Читай плавно, по слогам, затем целыми словами.

ве-ли-ко-леп-ны-ми – великолепными

за-топ-лен-на-я – затопленная

не-тер-пе-ли-во-го – нетерпеливого

Читай внимательно

Вечор – вчера

Блеском – треском

Пустые – густые

(открываем учебники на стр. 21)

V1. Самостоятельное чтение.

Слайд №6

У: Найдите главные приметы зимнего утра. Расскажите о настроении лирического героя в этот момент.

( Приметы зимнего утра – солнце, мороз, красота, великолепие.)

( Настроение героя – меняется, т.к. меняется природа.)

Анализ стихотворения:

Слайд №7

У: Вчитайтесь в каждую строфу, попробуйте понять настроение лирического героя, и определите с чем это связано.

(чтение по частям)

Словесная картинка Настроение – чувства

1. День-солнце-ясно Восторг)

2. Вечер-луна-мгла Грусть

3. День-ковры снега-речка блестит Радость

4. Солнечная комната Умиротворение (Гармо- - ния с природой, со всем миром, с другом милым)

5. Любовь к Родине. Приятная светлая мечта,

легкая грусть

У: Что скажите о настроении лирического героя? Какой можно сделать вывод?

ИТОГ: – Мы узнали, что в одном стихотворении могут уживаться у Пушкина разные настроения, как и в жизни одного человека.

Вы хорошие исследователи, думающие, внимательные читатели.

VIII. Выразительное чтение.

У.: Прежде чем продолжить работу дальше, проведем зарядку для глаз.

Проследите глазами за пером.

У: Сейчас очень ответственная работа. Вы – актеры!

- Что необходимо актеру? (При чтении передать слушателям настроение и чувства лирического героя.)

Слайд №8

- Представьте, что это вы стоите у окна и увидели все, что описывает поэт. Вам необходимо интонацией, голосом передать чувства и настроения лирического героя. Кто, по вашему мнению, из одноклассников сможет это сделать? (Оценка товарищей)

XIX. Домашнее задание.

Слайд №9

У: Какое мастерство вы хотели бы проявить при выполнении домашнего задания? (быть актёром, художником, поэтом)

1 Художник (иллюстрирование стихотворения)

2 Актёр (выразительное чтение или наизусть)

3 Поэт (сочини о природе своё стихотворение)

X. Рефлексия.

Слайд №10

У: На доске две картины, отображающие два настроения. Определите, какое настроение – и соотнесите со своим. Около той картины поместите снежинку.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации