Материалы для проведения деловой игры по теме «Конституция РФ» в старших классах – №2

2
0
Материал опубликован 31 July 2016 в группе

3 этап

На данном этапе команды выполняют предложенные задания (максимум за каждое задание – 3 балла), публично  представляя их аргументированное решение.

Задание № 1. В ст. 13 Кон­сти­ту­ции РФ утвер­жда­ет­ся: «В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ет­ся идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми дан­ное кон­сти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние.

Возможные ответы:

1.  в вы­бо­рах в Го­су­дар­ствен­ную Думу между собой бо­рют­ся пар­тии раз­лич­ной идео­ло­ги­че­ской на­прав­лен­но­сти: ли­бе­раль­ной (ЛДПР), ком­му­ни­сти­че­ской (КПРФ), со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской ("Спра­вед­ли­вая Рос­сия") и т.д.

2.  в Рос­сии граж­да­не имеют право со­зда­вать раз­лич­ные об­ще­ствен­ные объ­еди­не­ния, союзы, сов­мест­но до­би­ва­ясь своих целей, на­при­мер, за­щи­щать при­ро­ду, се­мей­ные цен­но­сти, ре­ли­ги­оз­ные цен­но­сти и пр.

3. для со­вре­мен­ной рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти ха­рак­тер­но од­но­вре­мен­ное су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных на­уч­ных школ: в ис­то­ри­че­ской науке, на­при­мер, одни уче­ные при­дер­жи­ва­ют­ся марк­сист­ско­го по­ни­ма­ния ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са, дру­гие - ци­ви­ли­за­ци­он­но­го (Тойн­би и др.) 

Задание № 2. На­зо­ви­те три формы соб­ствен­но­сти, ко­то­рые за­креп­ле­ны дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством. С чем свя­за­ны про­изо­шед­шие в за­ко­но­да­тель­стве из­ме­не­ния?

Возможные ответы:

1. формы соб­ствен­но­сти: част­ная, го­су­дар­ствен­ная, му­ни­ци­паль­ная;

2. при­чи­на про­изо­шед­ших из­ме­не­ний - пе­ре­ход к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке.

Задание № 3. Ссылаясь на Конституцию РФ, опровергните примерами утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

Возможные ответы:

  1. Конституция РФ гарантирует право частной собственности и равноправие всех форм собственности (в реальной жизни сосуществуют частная, акционерная, кооперативная, государственная, муниципальная и др. формы собственности);
  2. в современной России действуют рыночные механизмы ценообразования (цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, общей ситуации на рынке, сезонных факторов и т.д.);
  3. в современной России провозглашена Конституцией и функционирует свобода предпринимательской деятельности.

Задание № 4. Ста­тья 7 Кон­сти­ту­ции РФ ука­зы­ва­ет: «Рос­сия - со­ци­аль­ное го­су­дар­ство». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми со­ци­аль­ные права граж­дан РФ.

Возможные ответы:

1. право на ми­ни­маль­ный раз­мер опла­ты труда (при тру­до­устрой­стве на ра­бо­ту ра­бот­ни­ку не может быть уста­нов­ле­на опла­та труда ниже уста­нов­лен­но­го ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра опла­ты труда);

2. право на го­су­дар­ствен­ную пен­сию (жен­щи­ны, до­стиг­шие 55-лет­не­го воз­рас­та, имеют право на по­лу­че­ние пен­сии);

3. право на со­ци­аль­ную за­щи­ту в слу­чае по­те­ри ра­бо­ты, ин­ва­лид­но­сти и др. (вслу­чае по­те­ри ра­бо­ты не­об­хо­ди­мо за­ре­ги­стри­ро­вать­ся на бирже труда, что поз­во­лит по­лу­чать по­со­бие по без­ра­бо­ти­це).

Задание № 5. Ста­тья 21 Кон­сти­ту­ции РФ ука­зы­ва­ет: «До­сто­ин­ство лич­но­сти охра­ня­ет­ся го­су­дар­ством». Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми ре­а­ли­за­цию дан­но­го права в Рос­сии.

Возможные ответы:

1) при до­про­се че­ло­ве­ка, по­до­зре­ва­е­мо­го в со­вер­ше­нии правонаруше­ния, за­пре­ще­ны пытки, из­де­ва­тель­ства и дру­гие спо­со­бы, уни­жа­ю­щие лич­ность че­ло­ве­ка;

2) граж­да­нин впра­ве тре­бо­вать опро­вер­же­ния све­де­ний, рас­про­стра­нен­ных СМИ, по­ро­ча­щих его честь и до­сто­ин­ство и не со­от­вет­ству­ю­щих дей­стви­тель­но­сти;

3) со­труд­ник по­ли­ции обя­зан пре­се­кать дей­ствия, ко­то­ры­ми граж­да­ни­ну при­чи­ня­ет­ся боль, фи­зи­че­ские или нрав­ствен­ные стра­да­ния.

Задание № 6. За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние одной из рес­пуб­лик РФ утвер­ди­ло за­ко­но­про­ект, пред­ло­жен­ный пра­ви­тель­ством рес­пуб­ли­ки. Со­глас­но этому за­ко­ну в целях борь­бы с утеч­кой ка­пи­та­ла в рес­пуб­ли­ке вво­ди­лась своя де­неж­ная еди­ни­ца. Имеет ли право за­ко­но­да­тель­ный орган рес­пуб­ли­ки утвер­дить дан­ный за­ко­но­про­ект? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

Возможные ответы:

За­ко­но­да­тель­ный орган рес­пуб­ли­ки не имеет права утвер­ждать за­ко­но­про­ект, ка­са­ю­щий­ся вве­де­ния соб­ствен­ной ва­лю­ты:

1) в целях со­хра­не­ния го­су­дар­ствен­ной це­лост­но­сти Кон­сти­ту­ция РФ право на уста­нов­ле­ние ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния остав­ля­ет за го­су­дар­ством;

2) Кон­сти­ту­ция РФ га­ран­ти­ру­ет един­ство эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства, сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние то­ва­ров, услуг и фи­нан­со­вых средств.

Задание № 7. Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

Возможные ответы:

1)      в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;

2)      могли быть введены избирательные цензы;

3)      могли быть расширены права исполнительной власти; предоставлены ей права действовать в обход законодательных органов, например, издавать чрезвычайные указы в обход парламента.

Задание № 8. Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма.

Возможные ответы:

1)      наличие многопартийности (отсутствие единственной партии, являющейся правящей);

2)      существование различных идеологий (отсутствие одной общеобязательной идеологии);

3)      свободная конкуренция этих политических организаций.

Задание № 9. Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

Возможные ответы:

1)      взаимоотношениями школы и церкви (например, запрещение работ в государственной школе РФ священнослужителей, запрещение религиозной пропаганды в школе);

2)      равенством всех конфессий в Российской Федерации (например, равный доступ представителей всех религиозных конфессий РФ к получению образования и государственной службе, равные гарантии в соблюдении прав);

3)      запрещением преследования по конфессиональному признаку (Конституция РФ провозглашает отказ от дискриминации граждан по религиозной принадлежности (ст. 19)).

Задание № 10. Назовите две особенности Конституции РФ, отличающие её от других законов. Поясните, в чем проявляется каждая особенность.

Возможные ответы:

1) две особенности Конституции РФ:

   - имеет высшую юридическую силу;

   - является законом прямого действия.

2) пояснения, например:

   - высшая юридическая сила – законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конституции РФ;

   - прямое действие – в случае отсутствия соответствующего закона или правового акта действует положение Конституции РФ.

Задание № 11. На­зо­ви­те три ор­га­на выс­шей го­су­дар­ствен­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ука­жи­те одно из пол­но­мо­чий каж­до­го ор­га­на.

Возможные ответы:

1) Президент (утверждение военной доктрины РФ, внесение законопроектов в Государственную Думу);

2) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ (при­ня­тие за­ко­нов, на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ, утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ);

3) Пра­ви­тель­ство РФ (раз­ра­бот­ка бюд­же­та, управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью);

4) Вер­хов­ный Суд РФ (осу­ществ­ле­ние над­зо­ра над де­я­тель­но­стью судов общей юрис­дик­ции; в пре­де­лах своей ком­пе­тен­ции рас­смот­ре­ние дел в ка­че­стве суда вто­рой (кас­са­ци­он­ной) ин­стан­ции). 

Комментарии
Комментариев пока нет.