Урок литературы в 5 классе «Мечта подняться в небо стала реальностью. По очерку А.И. Куприна "Мой полет"»
План – конспект урока
Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна
Место работы: МБОУ «СОШ №17»
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс: 5 А
Предмет: литература
Тема урока: «Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).
Тип урока: традиционный, систематизация и обобщение знаний
Технология: приёмы смыслового чтения
Приёмы: комментированное чтение, прогназирование, беседа, мозговой штурм, приём составление «синквейна».
Метод и формы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, диалогический, творческий.
Цель: проанализировать содержание очерка, развитие речи учащихся, умение отвечать на вопросы, пересказывать, выразительно читать, делать выводы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею текста; умение работать с книгой, находить и зачитывать нужную информацию, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературы; формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Метапредметные: уметь работать с тестом; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Материалы и оборудования: иллюстрации к произведению, выставка книг
Основные термины, понятия: норд-вест – северо-западный ветер, судорога – резкое, непроизвольное сокращение мышц, пуд – 16 кг, аэродром – земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление, аэроплан – летательный аппарат, очерк - быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.
Технологическая карта урока
Приёмы смыслового чтения | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемые ответы учащихся | УУД |
| 1. Организационный момент | Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | | Регулятивные: контролируют свои действия |
Стадия вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. | 2.Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех» | У каждого из Вас есть мечта, я желаю вам, чтобы она осуществилась. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? | Слушают учителя
|
Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет») Познакомиться с творчеством А.И. Куприна. Научиться анализировать очерк.
| Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя |
Стадия осмысления. Приём прогнозирования | 3. Сообщение ученика интересные факты из биографии и о творчестве А.И. Куприна | | Слушают сообщение ученика и делают записи в тетрадь | Современники говорили, что Александр Иванович был человеком незаурядным и талантливым. Отмечали его вспыльчивый характер, интересную внешность. Произведения Куприна основаны на личном опыте. Куприн перепробовал множество профессий: рыбак, воздухоплаватель, учитель, продавец, землемер. Деньги не волновали Александра Ивановича, он искал новые впечатления. Герои его произведений – обычные люди, которые, вопреки общественным порядкам и несправедливости, не теряют веры в добро. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь |
Приём прогнозирования | 4. Сообщение ученика о создании очерка «Мой полёт» | | Слушают сообщение ученика и делают записи в тетрадь | Очерк «Мой полёт» Когда в Одессе Куприн увидел полёты на фанерном аэроплане «Фарман», то захотел испытать это острое ощущение. Очерк «Мой полёт» В 1911 году Куприн опубликовал очерк «Мой полёт». В это время полёты на аэропланах были ещё в диковинку, поэтому писателя о его полёте в качестве пассажира расспрашивали несколько сот человек. Тогда писатель решил поделиться своими впечатлениями о полёте с широкой публикой и создал одно из первых описаний путешествия человека над землей на искусственных крыльях. А.И.Куприн поднимался в воздух на воздушном шаре, был одним из первых пассажиров аэроплана. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь
|
| 4. Работа с литературоведческим словарём | Что называется очерком? Аэроплан – Норд – вест- Судорога - | Умение работать с учебником, находить нужную информацию, подтверждать свои мысли текстом | Стр. 250 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска |
Приём «мозговой штурм» | 5. Разминка. Проверка текста (вопросы) | -К какому жанру относится произведение А.И.Куприна «Мой полёт»? -В каком году написано произведение А.И.Куприна «Мой полёт»? -Какое событие лежит в основе произведения? -Где происходит действие очерка? -Какое чувство испытал А.И.Куприн во время полёта? -Когда автор испытал чувство страха? -Какая погода была во время описанного Куприным полёта»? -Почему во время полёта пилот не услышал слов пассажира? -Как фамилия пилота, с которым летал А.И.Куприн? -Что стало причиной крушения аэроплана? -Что пришлось сделать пилоту после крушения аэроплана? -Кого автор очерка считает виновным в случившемся? -С чем сравнивает автор очерка полёт на аэроплане? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Очерк
1911
полёт на аэроплане В Одессе
Страх
когда машина разгонялась по земле
было холодно
из-за шума пропеллера
Заикин Сильный ветер
Стать цирковым борцом
Себя Со сказкой, всё казалось маленьким | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя, грамотно строить монолог |
Приём комментированного чтения | 6. Работа с учебником поиск информации и понимание прочитанного
| Найдите и зачитайте: Как готовились к полёту? В чём было неудобство полёта? Какое чувство испытал автор во время полёта? Почему автор считает себя виновным в том, что произошло? Какую роль играет описание природы? | Умение работать с текстом, подтверждать свои мысли текстом | Стр.119
Стр.119
Стр. 119 – 120, 121
Стр.118
Стр. 118-119 | Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; |
Физминутка | 7. Физминутка (приложение №1) | Текст физминутки: Смотрите в небе самолет, | Выполняют действия по инструкции на внимание | | Метапредметные: выполнять действия по алгоритму |
Приём словесного рисования портрета героя | 8. Актуализация знаний. Проблемные вопросы.
Словесный портрет | -Почему очерк называется «Мой полет», а не «Мой первый полет?» -Почему Куприна расспрашивали о полете, как он говорил «несколько сот человек»? -Каким вы представляете себе главного героя – Заикина? (внешность, характер). - Почему Куприн не мог сказать о том, что ему неудобно сидеть? -Какие секунды в полете казались самыми неприятными? -Правильно ли поступил Заикин, думая, что легче пожертвовать двумя жизнями, чем несколькими сотнями жизней других людей? - Почему первый вопрос Заикина «мотор цел?» - Как вы думаете, решится ли автор на полеты в будущем? -А вы бы решились полететь на самолёте? | Отвечают на вопросы | Потому что это был ПОЛЁТ, наслаждение Не каждому было суждено попробовать полетать
Высокий, сильный, худощавый, спортивный
Зашумел пропеллер вертолёта
Самолёт поднимается и падает, неприятные секунды Правильно
Дорого стоит,
Да.
Да, нет почему? | Личностные: Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке |
Приём составление «синквейна» | 9. Синквейн (приложение №2) | Составление «синквейна» Иван Михайлович Зайкин | самостоятельная творческая работа | Заикин Сильный, смелый Мечтает, летает, спасает Заикин первый авиатор | Метапредметные: выполнять действия по алгоритму |
Приём прогнозирования | 10. Сообщение ученика о Заикине И.М. | | Слушают, делают сравнение со словесным портретом | Иван Михайлович Заикин-борец и авиатор, артист цирка. Жизненную дорогу прошел по трудному пути. Детство и юность — нужда и нищета. Работать пришлось с 12 лет. «Высокого роста, пропорционально сложенный, с мощной борцовской маскулатурой. Постоянно добродушное выражение на широком лице со светлыми бровями и веселыми серо-зелеными глазами. Сценическое имя — Капитан воздуха и Король железа. Выступал с атлетическими номерами | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска |
Приём «мозговой штурм» | 10. Актуализация знаний | Мечта подняться над землей владела человеком испокон веков. -Каких ещё героев, лётчиков Вы знаете? | Отвечают на вопросы | Свидетельство тому – миф о Дедале и Икаре, созданный ещё в Древней Греции. В ХХ веке человек поднялся в космос Ю. Гагарин. Для нас полёт в космос – обычное дело. Нам интересно узнать, как люди шли к своей мечте. Алексей Петрович Мересьев – в годы первой мировой войны, был подбит самолёт, сам ранен, ноги ампутировали, долго лечился, на протезах ходил, но все равно продолжал летать. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Приём осмысления – активизация восприятие изучаемого материала и соотношение старых знаний с новыми | 11. Выводы: | Подводит итоги урока, предлагает оценить уровень освоения нового материала. Интересно узнать, как люди шли к своей мечте. А.И.Куприн – один из первых пассажиров аэроплана. В рассказе он делится своими впечатлениями о полете. И пусть полет его окончился неудачей, но перед нами одно из первых описаний путешествия человека над землей на искусственных крыльях. И о том, как каждая мечта человека исполнится, только нужно приложить усилия, желание. | Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание | | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Стадия рефлексия. Рефлексия - осмысление обобщение полученной информации | 12. Рефлексия (приложение №3)
Выставление оценок за урок | Ребята, давайте, возьмём лист бумаги и сложим из него самолёт, у кого не получается, помогите друг другу. Возьмите ручку и напишите свою мечту и запустите в классе. Запустите в правую сторону, чувствуете себя хорошо, уверенно, прямо – испытывали затруднения, влево – было трудно. | Выполняют действия по инструкции | | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
| 12. Домашнее задание: | Благодарит за работу, прощается. Нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту | Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание | | |