12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубовая Ирина Вячеславовна175

План – конспект урока

Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна

Место работы: МБОУ «СОШ №17»

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс: 5 А

Предмет: литература

Тема урока: «Мечта подняться в небо стала реальностью». (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»).

Тип урока: традиционный, систематизация и обобщение знаний

Технология: приёмы смыслового чтения

Приёмы: комментированное чтение, прогназирование, беседа, мозговой штурм, приём составление «синквейна».

Метод и формы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, диалогический, творческий.

Цель:   проанализировать содержание очерка, развитие речи учащихся, умение отвечать на вопросы, пересказывать, выразительно читать, делать выводы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею текста; умение работать с книгой, находить и зачитывать нужную информацию, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературы; формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Метапредметные: уметь работать с тестом; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Материалы и оборудования: иллюстрации к произведению, выставка книг

Основные термины, понятия: норд-вест – северо-западный ветер, судорога – резкое, непроизвольное сокращение мышц, пуд – 16 кг, аэродром – земельный или водный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, руление, аэроплан – летательный аппарат, очерк - быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Технологическая карта урока

Приёмы смыслового чтения

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые ответы учащихся

УУД


1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку


Регулятивные: контролируют свои действия

Стадия вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

2.Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех»

У каждого из Вас есть мечта, я желаю вам, чтобы она осуществилась.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.

Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

Слушают учителя










Мечта подняться в небо стала реальностью. (По очерку А.И. Куприна «Мой полет»)

Познакомиться с творчеством А.И. Куприна.

Научиться анализировать очерк.


Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя

Стадия осмысления.

Приём прогнозирования

3. Сообщение ученика интересные факты из биографии и о творчестве А.И. Куприна


Слушают сообщение ученика и делают записи в тетрадь

Современники говорили, что Александр Иванович был человеком незаурядным и талантливым. Отмечали его вспыльчивый характер, интересную внешность. Произведения Куприна основаны на личном опыте.

Куприн перепробовал множество профессий: рыбак, воздухоплаватель, учитель, продавец, землемер. Деньги не волновали Александра Ивановича, он искал новые впечатления.

Герои его произведений – обычные люди, которые, вопреки общественным порядкам и несправедливости, не теряют веры в добро.
Куприн написал такие произведения для детей «Белый пудель», «В цирке», «Изумруд», «Куст сирени».

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь

Приём прогнозирования

4. Сообщение ученика о создании очерка «Мой полёт»


Слушают сообщение ученика и делают записи в тетрадь

Очерк «Мой полёт» Когда в Одессе Куприн увидел полёты на фанерном аэроплане «Фарман», то захотел испытать это острое ощущение.

Очерк «Мой полёт» В 1911 году Куприн опубликовал очерк «Мой полёт». В это время полёты на аэропланах были ещё в диковинку, поэтому писателя о его полёте в качестве пассажира расспрашивали несколько сот человек. Тогда писатель решил поделиться своими впечатлениями о полёте с широкой публикой и создал одно из первых описаний путешествия человека над землей на искусственных крыльях.

А.И.Куприн поднимался в воздух на воздушном шаре, был одним из первых пассажиров аэроплана.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь



4. Работа с литературоведческим словарём

Что называется очерком?

Аэроплан –

Норд – вест-

Судорога -

Умение работать с учебником, находить нужную информацию, подтверждать свои мысли текстом

Стр. 250

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Приём «мозговой штурм»

5. Разминка. Проверка текста (вопросы)

-К какому жанру относится произведение А.И.Куприна «Мой полёт»?

-В каком году написано произведение А.И.Куприна «Мой полёт»?

-Какое событие лежит в основе произведения?

-Где происходит действие очерка?

-Какое чувство испытал А.И.Куприн во время полёта?

-Когда автор испытал чувство страха?

-Какая погода была во время описанного Куприным полёта»?

-Почему во время полёта пилот не услышал слов пассажира?

-Как фамилия пилота, с которым летал А.И.Куприн?

-Что стало причиной крушения аэроплана?

-Что пришлось сделать пилоту после крушения аэроплана?

-Кого автор очерка считает виновным в случившемся?

-С чем сравнивает автор очерка полёт на аэроплане?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Очерк



1911



полёт на аэроплане

В Одессе



Страх


когда машина разгонялась по земле


было холодно


из-за шума пропеллера



Заикин

Сильный ветер


Стать цирковым борцом


Себя

Со сказкой, всё казалось маленьким

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя, грамотно строить монолог

Приём комментированного чтения

6. Работа с учебником

поиск

информации и

понимание

прочитанного


Найдите и зачитайте:

Как готовились к полёту?

В чём было неудобство полёта?

Какое чувство испытал автор во время полёта?

Почему автор считает себя виновным в том, что произошло?

Какую роль играет описание природы?

Умение работать с текстом, подтверждать свои мысли текстом

Стр.119


Стр.119


Стр. 119 – 120, 121


Стр.118


Стр. 118-119

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов;

Физминутка

7. Физминутка (приложение №1)

Текст физминутки:

Смотрите в небе самолет,
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет,
И между облаков летает,
Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод

Выполняют действия по инструкции на внимание


Метапредметные: выполнять действия по алгоритму

Приём словесного рисования портрета героя

8. Актуализация знаний. Проблемные вопросы.











Словесный портрет

-Почему очерк называется «Мой полет», а не «Мой первый полет?»

-Почему Куприна расспрашивали о полете, как он говорил «несколько сот человек»?

-Каким вы представляете себе главного героя – Заикина? (внешность, характер).

- Почему Куприн не мог сказать о том, что ему неудобно сидеть?

-Какие секунды в полете казались самыми неприятными?

-Правильно ли поступил Заикин, думая, что легче пожертвовать двумя жизнями, чем несколькими сотнями жизней других людей?

- Почему первый вопрос Заикина «мотор цел?»

- Как вы думаете, решится ли автор на полеты в будущем?

-А вы бы решились полететь на самолёте?

Отвечают на вопросы

Потому что это был ПОЛЁТ, наслаждение

Не каждому было суждено попробовать полетать


Высокий, сильный, худощавый, спортивный


Зашумел пропеллер вертолёта


Самолёт поднимается и падает, неприятные секунды

Правильно




Дорого стоит,



Да.



Да, нет почему?

Личностные: Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке

Приём составление «синквейна»

9. Синквейн (приложение №2)

Составление «синквейна»

Иван Михайлович Зайкин

самостоятельная творческая работа

Заикин

Сильный, смелый

Мечтает, летает, спасает

Заикин первый авиатор

Метапредметные: выполнять действия по алгоритму

Приём прогнозирования

10. Сообщение ученика о Заикине И.М.


Слушают, делают сравнение со словесным портретом

Иван Михайлович Заикин-борец и авиатор, артист цирка. Жизненную дорогу прошел по трудному пути. Детство и юность — нужда и нищета. Работать пришлось с 12 лет. «Высокого роста, пропорционально сложенный, с мощной борцовской маскулатурой. Постоянно добродушное выражение на широком лице со светлыми бровями и веселыми серо-зелеными глазами. Сценическое имя — Капитан воздуха и Король железа. Выступал с атлетическими номерами

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Приём «мозговой штурм»

10. Актуализация знаний

Мечта подняться над землей владела человеком испокон веков.

-Каких ещё героев, лётчиков Вы знаете?

Отвечают на вопросы

Свидетельство тому – миф о Дедале и Икаре, созданный ещё в Древней Греции. В ХХ веке человек поднялся в космос Ю. Гагарин. Для нас полёт в космос – обычное дело. Нам интересно узнать, как люди шли к своей мечте.

Алексей Петрович Мересьев – в годы первой мировой войны, был подбит самолёт, сам ранен, ноги ампутировали, долго лечился, на протезах ходил, но все равно продолжал летать.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Приём осмысления – активизация восприятие изучаемого материала и соотношение старых знаний с новыми

11. Выводы:

Подводит итоги урока, предлагает оценить уровень освоения нового материала.

Интересно узнать, как люди шли к своей мечте. А.И.Куприн – один из первых пассажиров аэроплана. В рассказе он делится своими впечатлениями о полете. И пусть полет его окончился неудачей, но перед нами одно из первых описаний путешествия человека над землей на искусственных крыльях. И о том, как каждая мечта человека исполнится, только нужно приложить усилия, желание.

Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Стадия рефлексия.

Рефлексия - осмысление обобщение полученной информации

12. Рефлексия (приложение №3)









Выставление оценок за урок

Ребята, давайте, возьмём лист бумаги и сложим из него самолёт, у кого не получается, помогите друг другу. Возьмите ручку и напишите свою мечту и запустите в классе. Запустите в правую сторону, чувствуете себя хорошо, уверенно, прямо – испытывали затруднения, влево – было трудно.

Выполняют действия по инструкции


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


12. Домашнее задание:

Благодарит за работу, прощается.

Нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту

Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.