Ментальная карта «Таруса»

4
1
Материал опубликован 29 June 2018 в группе
содержит информацию о городе Таруса Калужской области: история, достопримечательности, люди. Изучив ресурс, Вы сможете совершить виртуальное путешествие по русскому Барбизону, прославленному Мариной Цветаевой, Константином Паустовским и многими другими знаменитостями, влюбленными в этот маленький провинциальный городок.
Комментарии

ГЕРБ ГОРОДА ТАРУСА В Википедии мы нашли информацию о том, что герб Тарусы был утверждён 10 (21) марта 1777 года российской императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Калужского наместничества. В описании к гербу говорилось, что на серебряном щите сверху вниз изображена голубая река Таруса (Тарузъ). Город назван по её имени. Автор герба – князь М.М.Щербатов. Он является автором и других гербов городов Калужской области. Существует ещё один герб города, созданный в 1860 году. Но он не был утвержден. ССЫЛКИ: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%A2%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8B герб Тарусы http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/tarusa1.gif Проект герба города Таруса (не утвержден) ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Город Таруса впервые упоминается в летописи в 1246 году. Это были владения князя Юрия , сына святого князя Михаила Черниговского. Название город получил по реке Таруса, на которой был основан. Археологи предполагают, что Таруса сложилась как город примерно на 150 лет раньше первого упоминания, где-то на рубеже XI и XII веков. В 1380 году тарусские князья — братья Федор и Мстислав, сражались под знамёнами Дмитрия Донского на Куликовом поле. В 1392 году Таруса была присоединена Василием I Дмитриевичем к Московскому княжеству и перестала быть самостоятельным государственным образованием. В 1472 году хан Большой Орды Ахмат начал поход на Русь. У Тарусы татары встретили многочисленное русское войско. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. В середине XV века Тарусой недолго владели литовцы (князь Сигизмунд до 1508 года). Потом, середине XVI в. , валашский господарь Богдан. Неоднократно город подвергался нападениям крымских татар. В XVI—XVII веках Таруса становится важным укреплённым пунктом «береговой» на южных подступах к Москве. Таруса была родовым гнездом предков Петра I. Его дед по материнской линии Полуехт Иванович Нарышкин был в числе значительных тарусских помещиков. В 1779 году в городе произошел опустошительный пожар, после которого город перепланировался по очень удачному плану, который сохранился до наших дней. Константин Георгиевич Паустовский – русский, советский писатель. К.Г.Паустовский является классиком русской литературы. Его книги переводились на разные языки мира. Пейзажные и лирические повести и рассказы Паустовского с увлечением изучают российские школьники. Родился в Москве в семье железнодорожного статистика. Его отец был неисправимым мечтателем. В семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился Паустовский в Киеве в классической гимназии. Там были хорошие учителя русской словесности, истории, психологии. Константин много читал, писал стихи. После развода родителей ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. В 1912 поступил на естественно-исторический факультет Киевского университета, а в 1914 перевелся в Московский на юридический факультет. В первую мировую войну его как младшего сына в семье в армию не взяли. Стать писателем Паустовский решил в последнем классе гимназии. В это время он напечатал свой первый рассказ. Но сначала решает узнать жизнь. Он поступает вожатым на московский трамвай, затем санитаром на тыловой санитарный поезд. Именно тогда он навсегда полюбил среднюю полосу России и ее города. Паустовский работал на металлургическом Брянском заводе, на котельном заводе в Таганроге и даже в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время писал первую повесть "Романтики". После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортером в газетах. Он был живым свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции. После революции Константин Георгиевич ездил по стране, служил в Красной Армии. Когда он приехал в Одессу, то попал в среду молодых писателей: Катаева, Ильфа, Бабеля, Багрицкого и др. После странствий по Грузии возвращается в Москву, и несколько лет работает редактором РОСТА, начинает печататься. Первой книгой был сборник рассказов "Встречные корабли", затем повесть "Кара-Бугаз". После выхода этой повести писательство становится его единственной любимой работой. Паустовский открывает для себя заповедную землю - Мещеру, которой обязан многими своими рассказами. Он по-прежнему много ездит, и каждая поездка - это книга. За годы своей писательской жизни он объездил весь Советский Союз. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом и тоже изъездил много мест. После войны впервые был на Западе: Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швеция и т.д. Встреча с Парижем была для него особенно дорогой и близкой. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: "Орест Кипренский", "Исаак Левитан" (1937), "Тарас Шевченко" (1939), "Повесть о лесах" (1949), "Золотая роза" (1956) - повесть о литературе, о "прекрасной сущности писательского труда". В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей "Повесть о жизни". К.Паустовский умер 14 июля 1968 в Тарусе, где и похоронен. ССЫЛКИ: К.Г.Паустовский https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/File:%D0%9A._%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_01.jpg Святосла́в Теофи́лович Ри́хтер – один из крупнейших пианистов XX века Пианист Святослав Рихтер стал одним из самых известных российских музыкантов, почти целиком прожив со своей страной бурный XX век. Святослав родился в 1915 году в Житомире. Отец будущего пианиста был талантливым музыкантом немецкого происхождения, мать – русской дворянкой. Многие исследователи говорят, что Рихтер был самоучкой - не учился, а постиг великую тайну музыки по щелчку пальцев. Это не совсем так. Первой учительницей Святослава была его собственная. Недолгое время и его отец Теофил пытался обучать свое чадо музыке. Но они не сошлись характерами. Ученик попался строптивым: он напрочь отказывался играть гаммы, упражнения, этюды. Поощряемый матерью, Святослав принялся играть все, что попадалось в доме. Любой нотный лист, оставленный без присмотра, становился законной добычей юного виртуоза. Молодой Рихтер, так и не получив полноценного образования, сумел уже к пятнадцати годам стать вполне способным аккомпаниатором в одесском Доме моряков, чего несложно ожидать от ребенка, сумевшего сыграть в десять лет ноктюрн Шопена. Рихтер становится помощником дирижера, начинает давать сольные концерты, проявляя отличные навыки пианиста, интересуется театром и оперой, пишет пьесы собственного сочинения. В 1937 году Рихтер поступил в Московскую консерваторию к гениальному педагогу Нейгаузу. Так началась истинная история пианиста Святослава Рихтера. Нейгаузу пришлось несколько раз восстанавливать Рихтера на учебе из-за бунтовского характера ученика. Во время великой отечественной войны пианист Святослав Рихтер начинает путешествовать по СССР. С агитбригадами он ездит на фронт, с концертами появляется в городах, разрушенных бомбами. По словам Нейгауза, Рихтера нечему было учить, нужно было лишь развивать его талант, ведь Святослав всегда был с роялем на ты. После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и стал одним из ведущих советских пианистов. Любой его концерт был неповторим: под каждую аудиторию, будь то огромный концертный зал или небольшая «каморка» сцены в сельском клубе, он выбирал именно ту музыку и то исполнение, которое позволяло тронуть публику за живое, ощутить классику именно для себя. Сенсацией в мире искусства стали концерты Рихтера в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году. После последовали многочисленные записи, которые до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканту присуждается премия «Грэмми». «Дом на Оке» появился в жизни Святослава Теофиловича в конце 50-х годов прошлого века. В те годы Святослав Теофилович мечтал жить и заниматься в летнее время в каком-нибудь красивом, тихом и нелюдном месте. Такое место нашлось в семи километрах от г. Тарусы, где действительно в радиусе полутора километров не было никаких поселений, а стояла лишь крошечная заброшенная избушка. Домик был расположен в живописном месте, на высоком берегу Оки, на опушке леса. Святославу Теофиловичу очень понравилось это место. Он выкупил пустовавший домик у пароходства, а со временем был выстроен необычный по архитектуре «Дом на Оке». В конце 80-х годов 20 века у С. Рихтера появилась идея о создании в Тарусе «Дома творчества молодых музыкантов и художников», где молодые талантливые музыканты и художники, могли бы заниматься в его «Доме на Оке», как и он в своё время. Маэстро очень любил уютную Тарусу и хотел отдать своего рода долг любимому месту. «Надо сделать что-то хорошее для Тарусы», - эти слова Рихтера стали девизом музыкально-художественных фестивалей, ежегодно проводимых в Тарусе. ССЫЛКА: Фото http://www.sviatoslavrichter.ru/photos.php?page=3 Марина Ивановна Цветаева – знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века. Родилась Марина Цветаева в Москве. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Творческая биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет. Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции. После смерти матери, Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование. Первый сборник стихотворений «Вечерний альбом» был опубликован в 1910 году. И тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые поэты Брюсов, Волошин, Гумилёв. Их творчество и произведения Н.Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы. В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг». Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес. В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна. Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году родился сын Георгий. В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой пополняется новыми произведениями и были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции большое признание получила проза Цветаевой. Она пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям: в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» в 1933 – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине в 1934 – «Пленный дух» в память об Андрее Белом в 1936 – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине в 1937 – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину Прожив 1930-е года в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют. В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами. 31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище. Марину Цветаеву начали привозить в Тарусу с грудного возраста, когда ей еще не исполнилось года. Дом Цветаевых стоял на холме над Окой, в двух километрах от города. Местечко называлось "Песочное". Это был старый барский дом исчезнувшего имения. Он был небольшой, деревянный и очень уютный, с мезонином, с большой террасой и с маленьким верхним балкончиком. С балкона открывались заокские дали, сквозь верхушки деревьев мелькала и блестела на солнце Ока. К сожалению, дом Цветаевых в Песочном не сохранился. В середине 20 века в нем устроили санаторий, а когда дом стал требовать ремонта, его разобрали и доски сожгли... В 1992 году в Тарусе открыли музей семьи Цветаевых, который расположен в деревянном доме в самом центре. Этот дом принадлежал дедушке Марины по материнской линии - Александру Даниловичу Мейну. В 2006 году на берегу Оки установили памятник поэтессе. ССЫЛКА: Фото https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0#/media/File:Tsvetaeva.jpg

20 August 2018