Рабочая программа «Ментальная арифметика»
Частное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №23 "Менеджер"
РАССМОТРЕНА
на заседании кафедры классных руководителей.
Руководитель кафедры
Искакова Г.Р.
«____»___________20___г.
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом от ____№____
приказ от______№ ______
Директор: Е.Н. Резаева
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Ментальная арифметика»
5-6 класс
Разработана
Юнусовой Региной Айратовной
учителем математики
г. Альметьевск 2019г.
Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельностиМентальная арифметика уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка.
На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется соробан (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ соробана.
Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики.
Таким образом, ментальная арифметика способствует:
- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
- развитию уверенности в собственных силах;
- улучшению внимательности и концентрации;
- развитию способностей к изучению иностранных языков.
Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.
Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития
Цель с учетом специфики курса внеурочной деятельностиЦель - развивать у детей:
логическое и образное мышление,
концентрацию внимания,
скорость восприятия информации и память;
творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность;
самостоятельность, способность к принятию решений, уверенность в себе.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование соробана и ментальной карты;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
решать ментально арифметические операции на высокой скорости в форме игры;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами модуля «Ментальная арифметика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
Содержание курса внеурочной деятельности
Форма организации курса: Объединение
Вводное занятие
Знакомство с ментальной арифметикой. Соробан и его конструкция
Правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев. Набор чисел от 10 до 99
Прямое сложение и вычитание
Прямое сложение и вычитание на нижних косточках. Прямое +/- 5. Прямое +/- 6.Прямое +/- 7. Прямое +/- 8, +/- 9.Прямое +/- двузначные (2Д) на нижних косточках. Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках. Прямое +/- 2Д на всех косточках
Младшие товарищи
Младшие товарищи (МТ) +4. МТ +3.МТ+2. МТ+1.МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ
Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Наименование раздела и тема занятия\форма организации занятия |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности |
Дата проведения |
|
по плану |
по плану |
||||
Вводное занятие (2часа)
|
|||||
1 |
Техника безопасности на занятиях.Знакомство с ментальной арифметикой. Соробан и его конструкция. Теория/Практикум |
1 |
Умение писать числа на соробане. |
5.09.19 |
|
2 |
Правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев. Набор чисел от 10 до 99 Теория/Практикум |
1 |
Умение свободно владеть техникой передвижения косточек на соробане |
12.09.19 |
|
Прямое сложение и вычитание (16 часов)
|
|||||
3 |
Прямое сложение и вычитание на нижних косточках. Теория/Практикум |
1 |
Умение решать простые примеры на соробане. - Развить математические способности. Умение решать примеры ментально. |
19.09.19 |
|
4 |
Прямое +/- 5 Теория/Практикум |
1 |
Умение решать примеры с новыми формулами на соробане. |
26.09.19 |
|
5 |
Прямое +/- 6. Теория/Практикум |
1 |
Умение представлять в уме 4 разовые операции с 1- значным числом |
3.10.19 |
|
6 |
Прямое +/- 7. Теория/Практикум |
1 |
Формирование умения решать ментально,умение представлять в уме 4 разовые операции с 1- значным числом |
10.10.19 |
|
7 |
Прямое +/- 8, +/- 9. Теория/Практикум |
1 |
Формирование умения решать ментально, умение представлять в уме 5 разовые операции с 1- значным числом |
17.10.19 |
|
8 |
Контрольное занятие №1. Прямое +/-. Практикум |
1 |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности |
24.10.19 |
|
9 |
Прямое +/- двузначные (2Д) на нижних косточках. Теория/Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами на соробане |
31.10.19 |
|
10 |
Прямое +/- двузначные (2Д) на нижних косточках. Теория/Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами ментально. - |
14.11.19 |
|
11 |
Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках. Теория/Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. - |
21.11.19 |
|
12 |
Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках. |
1 |
Развить умение представлять в уме 6 разовые операции с 2- значным числом. |
28.11.19 |
|
13 |
Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках. Теория/Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. - Развить умение представлять в уме 6 разовые операции с 2- значным числом. |
5.12.19 |
|
14 |
Прямое +/- 2Д на всех косточках Теория/Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. - Развить умение представлять в уме 6 и 7 разовые операции с 2- значным числом. |
12.12.19 |
|
15 |
Прямое +/- 2Д на всех косточках Теория/Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. - Развить умение представлять в уме 6 и 7 разовые операции с 2- значным числом. |
19.12.19 |
|
16 |
Закрепление - прямое +/- 2Д Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами на сорбане и ментально. - Развить умение представлять в уме 8 разовые операции с 2- значным числом. |
26.12.19 |
|
17 |
Техника безопасности на занятиях.(повторно). Закрепление - прямое +/- 2Д Практикум |
1 |
умение решать примеры с изученными формулами на сорбане и ментально. - Развить умение представлять в уме 8 разовые операции с 2- значным числом. |
9.01.20 |
|
18 |
Контрольное занятие №2. Прямое +/- 2Д Практикум |
1 |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности |
16.01.20 |
|
Младшие товарищи (17 часов)
|
|||||
19 |
Младшие товарищи (МТ) +4. Теория/Практикум |
1 |
решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел.
|
23.01.20 |
|
20 |
Младшие товарищи (МТ) +4. Теория/Практикум |
1 |
умение решать примеры по цепочке на соробане и ментально (в уме), введение понятия «МТ» при помощи таблицы сложения |
30.01.20 |
|
21 |
МТ +3 Теория/Практикум |
1 |
решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел. умение решать примеры по цепочке на соробане и ментально (в уме) |
6.02.20 |
|
22 |
МТ +3 Теория/Практикум |
1 |
решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел. умение решать примеры по цепочке на соробане и ментально, введение понятия «МТ» при помощи таблицы сложения |
13.02.20 |
|
23 |
МТ+2. Теория/Практикум |
1 |
решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел на соробане и ментально |
20.02.20 |
|
24 |
МТ+2. Теория/Практикум |
1 |
решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел на соробане и ментально |
27.02.20 |
|
25 |
МТ+1 Т Теория/Практикум |
1 |
решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел на соробане и ментально |
12.03.20 |
|
26 |
МТ+1 Теория/Практикум |
1 |
Формирование умения счета в уме 9 разовых операций с 1 и 2- значными числами |
19.03.20 |
|
27 |
МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. Теория/Практикум |
1 |
Умение решать примеры с новой формулой |
26.03.20 |
|
28 |
МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. Теория/Практикум |
1 |
Развитие навыка решения примеров по цепочке: однозначные – 15 чисел |
2.04.20 |
|
29 |
МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. Теория/Практикум |
1 |
Развитие навыка решения примеров по цепочке: двухзначные – 10 чисел |
9.04.20 |
|
30 |
МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ Теория/Практикум
|
1 |
Развитие навыка решения примеров по цепочке: однозначные – 15 чисел, двухзначные – 10 чисел |
16.04.20 |
|
31 |
МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ Теория/Практикум
|
1 |
Умение решать примеры с новой формулой.Развитие навыка решения примеров по цепочке: однозначные – 15 чисел, двухзначные – 10 чисел |
23.04.20 |
|
32 |
МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ Теория/Практикум
|
1 |
Формировать умение счета в уме 9 разовых операций с 2- значными числами. |
30.04.20 |
|
33 |
Закрепление МТ, 2Д. Практикум |
1 |
Развитие навык умения решать примеры по цепочке на 21 соробане и ментально (в уме). |
14.05.20 |
|
34 |
Закрепление МТ, 2Д Практикум |
1 |
Развитие навык умения решать примеры по цепочке на 21 соробане и ментально (в уме). |
21.05.20 |
|
35 |
Контрольное занятие №3. МТ +/- 2Д Практикум |
1 |
Научиться воспроизводить приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности |
28.05.20 |
|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Ментальная арифметика Medium Stage 1 Part 1 2017
2. Софуоглу Эрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1 [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://readli.net/mentalnaya-arifmetika-slozhenie-i-vyichitanie-chast-1/
3. Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности школьников. Из опыта работы // Молодой ученый. —2017. —No15.2. —С. 89-91.
Технические средства обучения.
Рабочие тетради;
Методическая литература;
Индивидуальное рабочее место;
Индивидуальные счёты соробан
Демонстрационные (большие счеты) соробан
Канцелярские принадлежности;
Проектор;
Интерактивная доска
Лист корректировки программы по внеурочной деятельности.
№ занятия |
Название темы |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
28-29 |
Контрольное занятие СТ + 2Д Составная формула (микс) +6, 1Д
|
Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий
|
Укрупнение дидактических единиц |
9.04.2020 |
34-35 |
Микс +9, 3Д Микс (+) закрепление
|
Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий
|
Укрупнение дидактических единиц |
21.05.2020 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист корректировки программы по внеурочной деятельности.
№ занятия |
Название темы |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
28-29 |
МТ -1, МТ 2Д МТ-1, МТ 2Д десятки-прямое
|
Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий
|
Укрупнение дидактических единиц |
9.04.2020 |
34-35 |
Закрепление МТ, 2Д Контрольное занятие №3 МТ +/- 2Д
|
Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий
|
Укрупнение дидактических единиц |
21.05.2020 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|