12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Юнусова Регина Айратовна22

Частное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №23 "Менеджер"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры классных руководителей.

Руководитель кафедры

Искакова Г.Р.

«____»___________20___г.

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом от ____№____

приказ от______№ ______

Директор: Е.Н. Резаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Ментальная арифметика»

5-6 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработана

Юнусовой Региной Айратовной

учителем математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Альметьевск 2019г.

Пояснительная записка

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Ментальная арифметика уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка.

На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется соробан (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ соробана.

Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики.

Таким образом, ментальная арифметика способствует:

- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

- развитию уверенности в собственных силах;

- улучшению внимательности и концентрации;

- развитию способностей к изучению иностранных языков.

Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.

Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития

Цель с учетом специфики курса внеурочной деятельности

Цель - развивать у детей:

логическое и образное мышление,

концентрацию внимания,

скорость восприятия информации и память;

творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность;

самостоятельность, способность к принятию решений, уверенность в себе.

Задачи:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

развитие краткости речи;

умелое использование соробана и ментальной карты;

правильное применение математической терминологии;

умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

решать ментально арифметические операции на высокой скорости в форме игры;

умение делать доступные выводы и обобщения;

обосновывать свои мысли.

 

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами модуля «Ментальная арифметика» являются:

осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Форма организации курса: Объединение

Вводное занятие

Знакомство с ментальной арифметикой. Соробан и его конструкция

Правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев. Набор чисел от 10 до 99

 

Прямое сложение и вычитание

Прямое сложение и вычитание на нижних косточках. Прямое +/- 5. Прямое +/- 6.Прямое +/- 7. Прямое +/- 8, +/- 9.Прямое +/- двузначные (2Д) на нижних косточках. Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках. Прямое +/- 2Д на всех косточках

 

Младшие товарищи

Младшие товарищи (МТ) +4. МТ +3.МТ+2. МТ+1.МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ

 

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

п/п

Наименование раздела и тема занятия\форма организации занятия

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

по

плану

по

плану

Вводное занятие (2часа)

 

1

Техника безопасности на занятиях.Знакомство с ментальной арифметикой. Соробан и его конструкция. Теория/Практикум

1

Умение писать числа на соробане.

5.09.19

 

2

Правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9), использование большого и указательного пальцев. Набор чисел от 10 до 99 Теория/Практикум

1

Умение свободно владеть техникой передвижения косточек на соробане

12.09.19

 

Прямое сложение и вычитание (16 часов)

 

3

Прямое сложение и вычитание на нижних косточках. Теория/Практикум

1

Умение решать простые примеры на соробане. - Развить математические способности. Умение решать примеры ментально.

19.09.19

 

4

Прямое +/- 5 Теория/Практикум

1

Умение решать примеры с новыми формулами на соробане.

26.09.19

 

5

Прямое +/- 6. Теория/Практикум

1

Умение представлять в уме 4 разовые операции с 1- значным числом

3.10.19

 

6

Прямое +/- 7. Теория/Практикум

1

Формирование умения решать ментально,умение представлять в уме 4 разовые операции с 1- значным числом

10.10.19

 

7

Прямое +/- 8, +/- 9. Теория/Практикум

1

Формирование умения решать ментально, умение представлять в уме 5 разовые операции с 1- значным числом

17.10.19

 

8

Контрольное занятие №1. Прямое +/-. Практикум

1

Научиться вос­производить приобретенные знания, умения, навыки в кон­кретной деятель­ности

24.10.19

 

9

Прямое +/- двузначные (2Д) на нижних косточках. Теория/Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами на соробане

31.10.19

 

10

Прямое +/- двузначные (2Д) на нижних косточках. Теория/Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами ментально. -

14.11.19

 

11

Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках. Теория/Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. -

21.11.19

 

12

Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках.

1

Развить умение представлять в уме 6 разовые операции с 2- значным числом.

28.11.19

 

13

Прямое +/- 2Д: десятки на нижних косточках, единицы на всех косточках. Теория/Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. - Развить умение представлять в уме 6 разовые операции с 2- значным числом.

5.12.19

 

14

Прямое +/- 2Д на всех косточках

Теория/Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. - Развить умение представлять в уме 6 и 7 разовые операции с 2- значным числом.

12.12.19

 

15

Прямое +/- 2Д на всех косточках

Теория/Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами на соробане и ментально. - Развить умение представлять в уме 6 и 7 разовые операции с 2- значным числом.

19.12.19

 

16

Закрепление - прямое +/- 2Д Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами на сорбане и ментально. - Развить умение представлять в уме 8 разовые операции с 2- значным числом.

26.12.19

 

17

Техника безопасности на занятиях.(повторно). Закрепление - прямое +/- 2Д Практикум

1

умение решать примеры с изученными формулами на сорбане и ментально. - Развить умение представлять в уме 8 разовые операции с 2- значным числом.

9.01.20

 

18

Контрольное занятие №2. Прямое +/- 2Д Практикум

1

Научиться вос­производить приобретенные знания, умения, навыки в кон­кретной деятель­ности

16.01.20

 

Младшие товарищи (17 часов)

 

19

Младшие товарищи (МТ) +4. Теория/Практикум

1

решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел.

 

23.01.20

 

20

Младшие товарищи (МТ) +4. Теория/Практикум

1

умение решать примеры по цепочке на соробане и ментально (в уме), введение понятия «МТ» при помощи таблицы сложения

30.01.20

 

21

МТ +3 Теория/Практикум

1

решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел.

умение решать примеры по цепочке на соробане и ментально (в уме)

6.02.20

 

22

МТ +3 Теория/Практикум

1

решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел.

умение решать примеры по цепочке на соробане и ментально, введение понятия «МТ» при помощи таблицы сложения

13.02.20

 

23

МТ+2. Теория/Практикум

1

решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел на соробане и ментально

20.02.20

 

24

МТ+2. Теория/Практикум

1

решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел на соробане и ментально

27.02.20

 

25

МТ+1 Т Теория/Практикум

1

решение цепочки, состоящую из 10-ти 1-х и 2-х значных чисел на соробане и ментально

12.03.20

 

26

МТ+1 Теория/Практикум

1

Формирование умения счета в уме 9 разовых операций с 1 и 2- значными числами

19.03.20

 

27

МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. Теория/Практикум

1

Умение решать примеры с новой формулой

26.03.20

 

28

МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. Теория/Практикум

1

Развитие навыка решения примеров по цепочке: однозначные – 15 чисел

2.04.20

 

29

МТ-1.МТ2Д: десятки-прямое, единицы-МТ. Теория/Практикум

1

Развитие навыка решения примеров по цепочке: двухзначные – 10 чисел

9.04.20

 

30

МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ Теория/Практикум

 

1

Развитие навыка решения примеров по цепочке: однозначные – 15 чисел, двухзначные – 10 чисел

16.04.20

 

31

МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ Теория/Практикум

 

1

Умение решать примеры с новой формулой.Развитие навыка решения примеров по цепочке: однозначные – 15 чисел, двухзначные – 10 чисел

23.04.20

 

32

МТ 2Д: десятки – МТ, единицы - МТ Теория/Практикум

 

1

Формировать умение счета в уме 9 разовых операций с 2- значными числами.

30.04.20

 

33

Закрепление МТ, 2Д. Практикум

1

Развитие навык умения решать примеры по цепочке на 21 соробане и ментально (в уме).

14.05.20

 

34

Закрепление МТ, 2Д Практикум

1

Развитие навык умения решать примеры по цепочке на 21 соробане и ментально (в уме).

21.05.20

 

35

Контрольное занятие №3. МТ +/- 2Д Практикум

1

Научиться вос­производить приобретенные знания, умения, навыки в кон­кретной деятель­ности

28.05.20

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

 

Ментальная арифметика Medium Stage 1 Part 1 2017

2. Софуоглу Эрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1 [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://readli.net/mentalnaya-arifmetika-slozhenie-i-vyichitanie-chast-1 /

3. Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности школьников. Из опыта работы // Молодой ученый. —2017. —No15.2. —С. 89-91.

Технические средства обучения.

Рабочие тетради;

Методическая литература;

Индивидуальное рабочее место;

Индивидуальные счёты соробан

Демонстрационные (большие счеты) соробан

Канцелярские принадлежности;

Проектор;

Интерактивная доска


 


 

 

Лист корректировки программы по внеурочной деятельности.

занятия

Название темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

28-29

Контрольное занятие СТ + 2Д

Составная формула (микс) +6, 1Д


 

 

Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий

 

Укрупнение дидактических единиц

9.04.2020

34-35

Микс +9, 3Д

Микс (+) закрепление


 

 

Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий

 

Укрупнение дидактических единиц

21.05.2020

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки программы по внеурочной деятельности.

занятия

Название темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

28-29

МТ -1, МТ 2Д

МТ-1, МТ 2Д десятки-прямое


 

 

Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий

 

Укрупнение дидактических единиц

9.04.2020

34-35

Закрепление МТ, 2Д

Контрольное занятие №3 МТ +/- 2Д


 

 

Переход на электронное образование с применением дистанционных технологий

 

Укрупнение дидактических единиц

21.05.2020

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.