Статья на тему «Место анатомии и физиологии в структуре дисциплин СПО»
Место анатомии и физиологии в структуре дисциплин СПО
Федотова Юлия Викторовна.
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский медицинский колледж». Рязань, ул.Баженова, д.36 корп.1, 390000
Аннотация: анатомия и физиология человека - фундаментальные медицинские дисциплины. Стоит выделить некоторые особенности преподавания дисциплины, а также проблемы, с которыми могут сталкиваться обучающиеся.
Ключевые термины: анатомия и физиология человека, специфичность, практико-ориентированное обучение, профессиональные навыки, «гибкие» нываки.
УДК 611
Fedotova Yulia Viktorovna.
Regional state budgetary professional educational institution "Ryazan Medical College". Ryazan, Bazhenova str., 36 bldg.1, 390000
Annotation: anatomy and physiology - fundamental medical disciplines. We must to say about some of the features of teaching the discipline, as well as the problems that students may face.
Key terms: human anatomy and physiology, specificity, practice-oriented training, hard skills, soft skills.
Анатомия и физиология человека, как отдельный предмет, занимает значительное место среди общеобразовательных дисциплин. Стоит упомянуть, что эти науки являются одними из базовых в нашей специфике (медицина), на данном фундаменте в дальнейшем базируются многие узко профессиональные знания. Сложно переоценить важность наличия знаний о строении и функционировании организма человека. Не имея такие фундаментальные знания, абсолютно невозможно развиваться в данном направлении. Нельзя посадить первокурсника сразу за изучение болезней сердца, не рассказав ему о том, как же этот орган утроен, как работает в норме. Наряду с важностью и необходимостью получения специальных знаний, изучение предмета представляет некую трудность для обучающихся, связанную с определенной специфичностью как самого предмета, так и требований, предъявляемых к студентам.
Стоит выделить несколько особенностей в преподавании анатомии и физиологии человека, а также остановиться на некоторых сложностях, с которыми сталкиваются сами студенты. Одна из таких особенностей связана с тем, что наша дисциплина является «пограничной». В стены медицинской образовательной организации приходят молодые обучающиеся с багажом школьных знаний общеобразовательных дисциплин, пока еще имея далеко не полное и не сформировавшееся понимание того, чему будет посвящено дальнейшее их обучение. Говоря другими словами, анатомия и физиология находятся на границе между общеобразовательными дисциплинами и строго специфическими, медицинскими предметами. Поэтому преподаватели должны помогать обучающимся «вливаться» в новые условия и привыкать к новым требованиям, не забывая о том, что перед нами вчерашние школьники.
На мой взгляд, одной из основных причин, по которой студенты сложно воспринимают новую информацию по нашей дисциплине, является подача преподавателем так называемых «голых фактов». То есть студент заучивает новые факты и термины, но это может вызывать мало интереса, так как нет точного представления о том, когда и в какой сфере пригодятся эти новые знания. Обязательно необходимо подкреплять «голые факты» примерами, демонстрирующими как же возможно применять новые знания на практике, как они помогут будущему специалисту в будущей профессиональной деятельности и не только. В преподавании анатомии и физиологии человека необходимо отходить от традиционного предметно-ориентированного обучения к практико-ориентированному. Это способствует уменьшению отчуждения студента от науки, раскрывает для него связь между новыми знаниями и повседневной жизнью людей.
Также нельзя забывать, что анатомия и физиология вносит вклад в развитие профессиональных навыков: на занятиях не рассматривается четкий алгоритм действий для реализации различных манипуляций, но создаётся необходимая теоретическая база. Помимо этого актуальным является и развитие «мягких» навыков: сюда относятся способности к общению, работе в команде, самопрезентации, владение речью и прочие многочисленные коммуникативные навыки и тд.
Выводом является необходимость продумывать и предлагать такие задания, которые будут вызывать интерес и активировать познавательный потенциал обучающихся.
Библиографический список литературы:
Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью// Актуальные проблемы инновационного развития образования.- М., Ритм, 2019.- с. 74.
Муратова И.Ш. особенности преподавания анатомии и физиологии человека для студентов, обучающихся по направлению «Лечебное дело» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie- ipedagogika/library/2020/11/20/osobennosti-prepodavaniya-anatomii-i-fiziologii