12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богданова Светлана Валерьевна4181
По образованию учитель черчения и рисования, прошла переподготовку " Учитель -дефектолог" работаю учителем в школе для детей с ограниченными возможностями VIII вида.
Россия, Иркутская обл., Тулун
2

Виды и структура уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка»

Сообразование 2012 год Богданова С.В.

 Виды и структура уроков по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

Одной из основных форм организации обучения является – урок.

Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, т.е. предусматривается планирование различных типов уроков. При этом необходимо учитывать, что в школе для детей с психофизическим недоразвитием часто не представляется возможным выдержать «в чистом виде» тот или иной тип урока.

На одном и том же уроке педагог повторяет пройденное, объясняет новый материал, проверяет выполнение самостоятельной работы, проводит наблюдения, делает вместе с детьми выводы и т.п. Все же необходимо выделить основные типы уроков.

Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого, исходя из конкретных задач и содержания.

Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:

Вводный урок —подготовка обучающихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников опорные знания по изучаемой теме и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;

урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;

обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;

контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы (устно или письменно);

комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов.

Каждый урок имеет свою структуру, которая определяется соотношением и последовательностью частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура.

Общими элементами урока являются:

Организация начала урока;

Проверка домашнего задания;

Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний;

IV. Постановка цели и задачи урока;

Объяснение нового материала;

VI. Закрепление;

VII. Повторение изученного;

VIII. Подведение итогов урока, оценка знаний;

IX. Сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.

Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Организационному моменту на уроке СБО уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока. Во время организационного момента, учитывая недостаточную переключаемость детей с интеллектуальной недостаточностью с одного вида деятельности на другой, необходимо снять у них излишнее возбуждение, например, после перемены, уроков физкультуры и переключить их внимание на предстоящий урок.

Проверка домашнего задания (актуализация знаний) — традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. На этапе проверки внимание учащихся, прежде всего, сосредоточивается на основных правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Учитель проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.

Если к данному уроку не было домашнего задания, то подготовленная учителем серия вопросов помогает учащимся актуализировать сведения, которые будут использованы в процессе объяснения нового материала. От этой части урока непосредственно зависят познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу.

Постановка цели и задач урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования перво¬начального интереса к изучаемому предмету.

Объяснение нового материала (научное изложение содержания учебного материала) — важнейшая часть в структуре урока. Доступная для учащихся с интеллектуальной недостаточностью логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. В специальной школе объяснение может включаться и в другие части урока (например, процесс закрепления), когда материал не понят некоторыми учащимися и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

Закрепление — данному этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения нового материала. В процессе закрепления сосредоточивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе особенно важно осуществлять дифференцированный подход к учащимся, в связи с чем, педагог использует разнообразные формы закрепления изученного материала в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Такими приемами могут быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение нужной формулировки в тексте, ответ на заранее подготовленный и написанный на доске вопрос, работа с дидактическим материалом и т. п.

Повторение изученного — это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам. Сложность данного этапа урока в специальной школе заключается в том, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их познавательной деятельности (слабость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой — пользуясь литературой; какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.

Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется, насколько возможно, разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картинкам, сюжетные и ролевые игры, демонстрацию видео-сюжетов, слайдов, диапозитивов и т. п.).

Подведение итогов и оценка работы учащихся. Нельзя недооценивать этой части урока. За несколько минут учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся.

Знания учащихся специальной школы оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требования программ специальной школы и психофизические особенности учащихся, для которых оценка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Чтобы повысить воспитательную роль оценки, сделать ее стимулом к работе, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет своевременно обнаружить пробелы в знаниях отдельных учащихся, принять меры к устранению этих пробелов, предупредить неуспеваемость учащихся.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних, практических работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программ-ному материалу.

Текущие контрольные работы проводятся с целью проверки усвоения изучаемого материала; содержание их определяется учителем.

Итоговые контрольные работы на основе объективных данных показывают уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении, их социально-бытовую ориентировку.

Используя оценку как стимул учебной деятельности, работы некоторых учеников в порядке исключения можно оценивать более высоким баллом.

Сообщение домашнего задания. Учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача данного этапа урока в том, чтобы помочь ученикам перенести полученные на уроке СБО знания и умения в решение задач в естественных бытовых условиях.

Опубликовано в группе «Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальной коррекционной школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.