Урок географии в 9 классе на тему «Место России в мире»

3
0
Материал опубликован 4 November 2021




« МЕСТО РОССИИ В МИРЕ. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Методическая разработка урока в 9б классе.






Выполнила: учитель географии МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области»

Румянцева Пелогея Алексеевна








ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ.

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


1.Ф.И.О. Румянцева Пелогея Алексеевна 2.Место работы: МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области» 3.Должность: Учитель географии 4.Предмет: География 5.Класс:6.Тема: «Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации»

7.Базовый учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс. В.П. Дронов, В.Я. Ром. Москва. Дрофа 2020.- 285. 8.Цель урока: Определение места России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения, представление о государственной территории. Умение работать с картой административно-территориального устройства Российской Федерации. Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества для формирования представлений о единстве России. 9.Задачи: Образовательные: Сформировать понятия - автономные округа и автономные области, административно - территориальное устройство России. Развивающие: Продолжать формировать умение работать с различными видами карт, учебником, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; развивать географическое мышление и устную речь. Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, умение объективно оценивать свои знания. Умение применять полученные знания в жизни, показать значимость России на карте мира. 10.Тип урока: Урок освоения новых знаний. 11.Формы работы учащихся: Коллективная, групповая, индивидуальная. 12.Необходимое техническое оборудование: Политико - административная и физическая карта России и стран СНГ, презентация по теме урока, интерактивное наглядное пособие по географии «Административно-территориальное деление и основные регионы России», у учащихся атласы, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт В.И. Сиротин Москва. Дрофа.

13 .Структура и ход урока:





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты


Предметные результаты

Метапредметные

результаты


1.Организация на урок.

2 минуты.

Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Соблюдение норм и правил поведения на уроке.




2.Мотивация учебной деятельности.

5 минут.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю».

Ефремов Юрий Константинович - географ.


О чем говорит русский географ

Ю. К. Ефремов.






Ученики отвечают о высказывании русского географа.






Осознание целостности территории России.





Умение работать с разными источниками географической информации.


Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи.

 Способность к сотрудничеству и коммуникации.



3.Объяснение и изучение нового материала.

Открытие нового знания.

18 минут.

Подтверждает ответ учащихся и предлагает обсудить цели и задачи урока.

Что вы изучали на уроках географии в 8 классе? (природу России)

Задание – географический диктант по теме «Россия»

























Этих знаний вам хватило, чтобы представить общую и полную картину о России? Каких знаний не хватило для этого? (не хватает знаний о населении и хозяйстве)

С чего можно начать изучать экономическую и социальную географию России?

Постановка проблемы

Что изучает экономическая и социальная география? (Экономику и население страны, их размещение на территории страны).

Поясните слова Д. И. Менделеева о России:

«Как отдельного человека нельзя понимать, не зная его окружающих и их взаимные отношения, так и народы и страны могут быть хоть сколько-нибудь понимаемы только в связи с другими странами и народами, а поэтому познание России требует данных, относящихся не только к ней самой, но и к другим странам»

Сформулируйте тему урока и цель урока.

Как это можно сделать? С помощью чего это можно сделать?

1.Дайте оценку России в мире.

















2.С помощью рис.1, стр. 6-7 учебника:

Назовите количество экономических районов.

Назовите субъекты уральского экономического района.

Назовите количество федеральных округов России, перечислите их.







3.Анализ схемы на рис.2., стр.8 учебника.




Просматривают слайды презентации




1.Назовите климатические пояса России – арктический, субарктический, умеренный.

2.Назовите три самых крупных озера России – Каспий, Байкал, Ладожское.

3.Назовите природные зоны России – арктика, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, пустыни и полупустыни, высокогорные области.

4.Назовите моря России Тихоокеанского бассейна – Японское, Охотское, Берингово.

5.Сколько природных регионов в России – 9 (Арктические острова, Восточно-Европейская (Русская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя Сибирь, Горы Южной Сибири, Северо-Восточная Сибирь, Дальний Восток).



Отвечают по группам








Называют свои версии.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Задание 1 стр.4 заполняют таблицу

Название респубдики, автономного округа или области

Столица, административный центр

Татарстан


Казань

Коми

Сыктывкар




Обозначают на контурной карте республики, автономные округа и автономные области, входящих в состав Российской Федерации.




Площадь территории - … 17,1 млн. кв. км, 1/8 части суши мира, первое место в мире.

Число жителей – ….142 млн. чел (2008г), 9 место в мире.

Многонациональное государство – проживает более … 160 народов.

По величине ВВП входит в …. первую десятку стран.

Является мировым лидером по …. запасам и разнообразию природных ресурсов.

Обладает огромным …. военным оборонным потенциалом.

Мировое значение имеют … культура и наука.

t1636023084aa.jpg

t1636023084ab.jpg

t1636023084ac.jpg

Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.


Эмоционально-ценностное отношение к своей Родине.










Осознание единства географического пространства.







понимание географических следствий исследования

территории России.


Умение работать с разными источниками географической информации.


Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений.




Преобразование

и применение

нового знания.







Владение элементарными практическими умениями.

















Картографическая грамотность.

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.



Управление своей

деятельностью; контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность.



Соблюдение норм и правил поведения на уроке.



Способность к сотрудничеству и коммуникации.





Контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность.









4.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

3 минуты.


Оцените место России в мире по различным показателям.


Самостоятельная работа с самопроверкой.



Города федерального значения - … Москва, С-Петербург,

Количество краев на территории России - … 9

Количество автономных округов на территории России - … 4

Автономная область России

- … Еврейская АО.

Столица Уральского федерального округа - … Екатеринбург.

Назовите республики, входящие в состав России и какие из них имеют наибольшую численность населения - ….Татарстан -3379тыс. чел., Дагестан – 2150 тыс. чел. и т.д.

С какими республиками у России установлены особые двухсторонние отношения -…Татарстан, Башкортостан.

На территории какого субъекта Федерации вы живёте.

Эмоционально-ценностное отношение к своей Родине.



Формирование речевой деятельности.



Физминутка - 1минута Бодрость за одну минуту

Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).

Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).

Уши. Потрите уши (5 сек).

Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).

Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).

Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).

Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).

Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).

Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута.


5.Включение в систему знаний и повторение.

Практическая работа.

8 минут.


Обращает внимание учащихся на основные определения, выделенные курсивом.

Предлагает работу по карточкам.



Отвечают на вопросы по карточкам, на которых изображены силуэты субъектов Российской Федерации. Учащиеся должны назвать субъект, назвать его столицу и дать краткую характеристику.

t1636023084ad.jpg


t1636023084ae.jpg

Осознание единства географического пространства.


Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений.

Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.


6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

3 минуты.


Какое количество субъектов Федерации образуют нашу страну?

Сколько в ней краев, округов, республик областей и городов федерального значения»?



Дайте самооценку своей работе по 5-балльной системе с комментариями (почему) Продолжите предложение «Россия - это ….

Домашнее задание параграф 1 стр. 4-9.

Рабочие тетради стр.36-37 задания 1-3.

t1636023084af.jpgt1636023084ag.jpg



Оценивают работу в баллах.




Слушают домашнее задание.

Соблюдение норм и правил поведения на уроке.

Способность к самостоятельному приобретению новых навыков и умений.

Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии.



10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.