Урок географии в 9 классе на тему «Место России в мире»
« МЕСТО РОССИИ В МИРЕ. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Методическая разработка урока в 9б классе.
Выполнила: учитель географии МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области»
Румянцева Пелогея Алексеевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ.
МЕСТО РОССИИ В МИРЕ. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.Ф.И.О. Румянцева Пелогея Алексеевна 2.Место работы: МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области» 3.Должность: Учитель географии 4.Предмет: География 5.Класс: 9б 6.Тема: «Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации»
7.Базовый учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс. В.П. Дронов, В.Я. Ром. Москва. Дрофа 2020.- 285. 8.Цель урока: Определение места России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения, представление о государственной территории. Умение работать с картой административно-территориального устройства Российской Федерации. Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества для формирования представлений о единстве России. 9.Задачи: Образовательные: Сформировать понятия - автономные округа и автономные области, административно - территориальное устройство России. Развивающие: Продолжать формировать умение работать с различными видами карт, учебником, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; развивать географическое мышление и устную речь. Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, умение объективно оценивать свои знания. Умение применять полученные знания в жизни, показать значимость России на карте мира. 10.Тип урока: Урок освоения новых знаний. 11.Формы работы учащихся: Коллективная, групповая, индивидуальная. 12.Необходимое техническое оборудование: Политико - административная и физическая карта России и стран СНГ, презентация по теме урока, интерактивное наглядное пособие по географии «Административно-территориальное деление и основные регионы России», у учащихся атласы, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт В.И. Сиротин Москва. Дрофа.
13 .Структура и ход урока:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | | |||||||||||||
1.Организация на урок. 2 минуты. | Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Соблюдение норм и правил поведения на уроке. | | | | |||||||||||||
2.Мотивация учебной деятельности. 5 минут. | «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю». Ефремов Юрий Константинович - географ. О чем говорит русский географ Ю. К. Ефремов. | Ученики отвечают о высказывании русского географа. | Осознание целостности территории России. | Умение работать с разными источниками географической информации. | Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Способность к сотрудничеству и коммуникации. | | |||||||||||||
3.Объяснение и изучение нового материала. Открытие нового знания. 18 минут. | Подтверждает ответ учащихся и предлагает обсудить цели и задачи урока. Что вы изучали на уроках географии в 8 классе? (природу России) Задание – географический диктант по теме «Россия» Этих знаний вам хватило, чтобы представить общую и полную картину о России? Каких знаний не хватило для этого? (не хватает знаний о населении и хозяйстве) С чего можно начать изучать экономическую и социальную географию России? Постановка проблемы Что изучает экономическая и социальная география? (Экономику и население страны, их размещение на территории страны). Поясните слова Д. И. Менделеева о России: «Как отдельного человека нельзя понимать, не зная его окружающих и их взаимные отношения, так и народы и страны могут быть хоть сколько-нибудь понимаемы только в связи с другими странами и народами, а поэтому познание России требует данных, относящихся не только к ней самой, но и к другим странам» Сформулируйте тему урока и цель урока. Как это можно сделать? С помощью чего это можно сделать? 1.Дайте оценку России в мире. 2.С помощью рис.1, стр. 6-7 учебника: Назовите количество экономических районов. Назовите субъекты уральского экономического района. Назовите количество федеральных округов России, перечислите их. 3.Анализ схемы на рис.2., стр.8 учебника. | Просматривают слайды презентации 1.Назовите климатические пояса России – арктический, субарктический, умеренный. 2.Назовите три самых крупных озера России – Каспий, Байкал, Ладожское. 3.Назовите природные зоны России – арктика, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, пустыни и полупустыни, высокогорные области. 4.Назовите моря России Тихоокеанского бассейна – Японское, Охотское, Берингово. 5.Сколько природных регионов в России – 9 (Арктические острова, Восточно-Европейская (Русская) равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя Сибирь, Горы Южной Сибири, Северо-Восточная Сибирь, Дальний Восток). Отвечают по группам Называют свои версии. Выполняют задания в рабочей тетради. Задание 1 стр.4 заполняют таблицу
Обозначают на контурной карте республики, автономные округа и автономные области, входящих в состав Российской Федерации. Площадь территории - … 17,1 млн. кв. км, 1/8 части суши мира, первое место в мире. Число жителей – ….142 млн. чел (2008г), 9 место в мире. Многонациональное государство – проживает более … 160 народов. По величине ВВП входит в …. первую десятку стран. Является мировым лидером по …. запасам и разнообразию природных ресурсов. Обладает огромным …. военным оборонным потенциалом. Мировое значение имеют … культура и наука. | Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к своей Родине. Осознание единства географического пространства. | понимание географических следствий исследования территории России. Умение работать с разными источниками географической информации. Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений. Преобразование и применение нового знания. Владение элементарными практическими умениями. Картографическая грамотность. | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. | | |||||||||||||
| Соблюдение норм и правил поведения на уроке. | | | Способность к сотрудничеству и коммуникации. Контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. | | ||||||||||||||
4.Первичное закрепление с проговариванием вслух. 3 минуты. | Оцените место России в мире по различным показателям. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Города федерального значения - … Москва, С-Петербург, Количество краев на территории России - … 9 Количество автономных округов на территории России - … 4 Автономная область России - … Еврейская АО. Столица Уральского федерального округа - … Екатеринбург. Назовите республики, входящие в состав России и какие из них имеют наибольшую численность населения - ….Татарстан -3379тыс. чел., Дагестан – 2150 тыс. чел. и т.д. С какими республиками у России установлены особые двухсторонние отношения -…Татарстан, Башкортостан. На территории какого субъекта Федерации вы живёте. | Эмоционально-ценностное отношение к своей Родине. | | Формирование речевой деятельности. | | |||||||||||||
Физминутка - 1минута Бодрость за одну минуту Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек). Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек). Уши. Потрите уши (5 сек). Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек). Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек). Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек). Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек). Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек). Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. | | ||||||||||||||||||
5.Включение в систему знаний и повторение. Практическая работа. 8 минут. | Обращает внимание учащихся на основные определения, выделенные курсивом. Предлагает работу по карточкам. | Отвечают на вопросы по карточкам, на которых изображены силуэты субъектов Российской Федерации. Учащиеся должны назвать субъект, назвать его столицу и дать краткую характеристику. | Осознание единства географического пространства. | Умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений. | Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. | | |||||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 минуты. | Какое количество субъектов Федерации образуют нашу страну? Сколько в ней краев, округов, республик областей и городов федерального значения»? Дайте самооценку своей работе по 5-балльной системе с комментариями (почему) Продолжите предложение «Россия - это …. Домашнее задание параграф 1 стр. 4-9. Рабочие тетради стр.36-37 задания 1-3. |
Оценивают работу в баллах. Слушают домашнее задание. | Соблюдение норм и правил поведения на уроке. | Способность к самостоятельному приобретению новых навыков и умений. | Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии. | |
10