Метапредметная контрольная работа по физике на тему «Механические и тепловые явления» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 16 July 2019 в группе

Метапредметная контрольная работа по физике

10 класс.

Тема: «Механические и тепловые явления»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ

Комплексная диагностическая работа представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Комплексная работа предназначена для использования в качестве инструмента промежуточного контроля достижения метапредметных результатов освоения ООП, СОО, а именно выявления уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (раздел «Чтение.Работа с текстом»).

Цель: выявление уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (раздел «Чтение.Работа с текстом»), выявления уровня знаний и умений выполнять преобразования с физическими величинами, выполнять вычисления механических и тепловых физических величин учащимися 10 классов.

Время проведения - на выполнение комплексной работы отводится 60 минут (не включая организационную часть работы).

Количество вариантов - 1.

 

Структура и общее содержание комплексной работы со спецификацией проверяемых умений.

Комплексная работа состоит из текста и заданий, связанных с информацией, представленной в тексте. Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенного текста, на его основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных тем предмета и предметов.При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный, самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.

Задания, представленные в работе направлены на оценку сформированности трех групп умений:

1) работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (40% заданий);

2) работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (46% заданий);

3) работа с текстом: оценка информации (14% заданий).

В работе оценивается сформированность трёх групп умений, обозначенных в программе «Формирование УУД» (Раздел «Чтение.Работа с текстом»):

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие:

определять цель написания текста,

выделять информацию, явно заданную в тексте,

определять тип информационного источника,

находить в текстах несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение,

использовать информацию текста для решения практической задачи,

определять по содержанию текста значение незнакомых слов.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие:

объяснять значение словосочетания по содержанию текста,

объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте,

преобразовывать информацию из текста в таблицу,

использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи.

Работа с текстом: оценка информации

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения на основе прочитанной информации.

 

Распределение заданий по отдельным группам составляет:

группа 1 – 6 заданий (40 %),

группа 2 – 7 заданий (46 %),

группа 3 – 2 задания (14%) от общего количества заданий.


 

План комплексной работы

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения:

ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов); РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа)


 

План работы

зада-ния

Группа умений

Контролируемое знание/умение

Тип зада-ния

Примерное время выполне-ния

(в мин)

1

1

Определять цель написания текста

ВО

2

2

1

Выделять информацию, явно заданную в тексте

ВО

2

3

2

Выделять информацию, не явно заданную в тексте

ВО

2

4

2

Преобразовывать информацию из текста в таблицу

КО

5

5

2

Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте

РО

4

6

2

Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте

КО

2

7

1

Находить в текстах несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

КО

4

8

1

Использование информации текста для решения практической задачи

РО

5

9

2

Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте

КО

2

10

1

Выделять информацию, явно заданную в тексте

КО

3

11

2

Объяснять значение словосочетания по содержанию текста

РО

3

12

3

Высказывать оценочное суждение и свою точку зрения на основе прочитанной информации, использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи

РО

5

14

1

Определять по содержанию текста значение незнакомых слов

ВО

3

15

2

Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте

КО

3

16

2, 3

Высказывать оценочное суждение и свою точку зрения на основе прочитанной информации. Использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи

РО

5

 

1 гр - 6

2 гр - 7

3 гр - 2

 

ВО - 4

КО - 6

РО - 6

50 мин + 10мин чтение текста=

60 мин

 

Выполните задания.

Прочитайте текст: «Первая железная дорога в России»


 

 

 

Именно эта дорога положила начало строительству в России сети железных дорог

 Заканчивался октябрь 1837 года. Тридцатого дня в 12 часов 30 минут дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза "Проворный", и первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село.

 

Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появилсяжелезнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран.

Однако, справедливости ради, отметим, что первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с.Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.  К 1880 году количество паровозов достигло трёх сотен и их суммарная мощность всех работающих паровых машин превысила 26 млн  кВт (35 млн л. с.)А еще раньше, 20 ноября 1809 года, царь Николай I издал Манифест, в котором говорилось: "Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения".

 Дорога строилась по инженерно-обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию инженера П. П. Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам (1 фут=304.8 мм). Она стала стандартной для всех дорог России.

Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести 8 больших и 182 средних и малых мостов.На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К.А. Тона. Они и по сей день радуют глаз совершенством своих форм. Первого ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога (Николаевская ж/д) была открыта, и по ней из Петербурга в Москву в 11 часов 15 минут отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. Тепловой двигатель паровоза потреблял 314 кг каменного угля за час.

Первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги, начала работать, по ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы – 650 километров – скорый поезд преодолевал за 12 часов.

Коэффициент полезного действия паровоза был очень мал и не превышал 5%. На протяжении своей истории в паровозостроении делались серьёзные попыткиулучшить эксплуатационные характеристики двигателя паровоза. Так, тяжёлый и непроизводительный труд кочегара был облегчён благодаря применению шнековой системы (см. на рисунок) подачи топлива (Архимедов винт). Шнековое устройство имело мощность 0,37 кВт на 1 кг угольного топлива. В этом же направлении подействовал и перевод котлов на жидкое топливо - мазут и другие тяжёлые фракции нефти. В богатых лесом районах неприхотливость парового котла к видам питающего их топлива делает использование паровоза вполне целесообразным.

Тем не менее, в экономическом отношении паровоз, безусловно, уступает иным видам локомотивов.

Увеличивалось количество вагонов в поезде. К концу XIX века в пассажирском составе было до 11 вагонов, товарный состоял из 50. С 1860-х годов пассажирские вагоны стали оснащаться туалетами, а также отапливаться. В 1892 году на участке между Петербургом и Москвой ходило 17 пассажирских и 30 товарных пар поездов в сутки. Курьерский поезд преодолевал расстояние между столицами за 13 часов.

Перевезено

1852

1860

1870

1880

1890

1901

1910

Пассажиров, млн чел.

0,78

1,23

1,5

1,66

1,97

4,67

9,27

Грузов, млн т

0,17

0,42

1,12

2,59

2,71

6,42

11,5

И легенда. В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один царский чиновник, любитель физики, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колёса начали буксовать, и поезд остановился. Чтобы уменьшить скольжение колёс, пришлось мазать рельсы сажей, образующейся в паровой машине.



 

Ответьте на вопросы:

С какой целью автор написал текст.

Чтобы рассказать о том, кто и когда построил первую железную дорогу в России.

Чтобы показать значимость железнодорожного транспорта для перевозок в России.

Чтобы рассказать о технических характеристиках первой железной дороги.

Ответьте на вопрос, кто из личностей не имеет к конструированию железной дороги никакого отношения.

Николай I

Ефим и Мирон Черепановы

К.А. Тон

П. П. Мельников

Где были построены первые серийные паровозы?

Москве

Санкт-Петербурге

Нижнетагильске

Александровск

Используя текст, составь таблицу, в которой отрази, как изменялись такие физические характеристики поездов, как скорость движения и мощность, которую развивал поезд на участке пути следования.

год

скорость

Мощность двигателя

(в любых единицах)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Переведите физические величины, заданные в тексте, в интернациональную систему величин:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Почему Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую и в каком году это произошло.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите и выпишите информацию из текста, иллюстрирующую вид используемого теплового двигателя паровоза в зависимости от географического расположения железнодорожного полотна.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вычислите величину проделанной механической работы поезда при переезде из Санкт-Петербурга в Москву в 1851 году. Определите, с какой скоростью он перемещался.Необходимые справочные данные выпиши из справочной таблицы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясни, как топливо двигателя влияет на производительность двигателя паровоза.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди информацию в тексте, по которой можно определить, чему равна 1 лошадиная сила. Вычисли, чему она равна.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Используя рисунок, дай определение понятию «шнековое устройство».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему КПД первых паровозов был очень мал? Сколько приблизительно угольного топлива он сжигал при перемещении от Москвы до Санкт-Петербурга.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В тексте тебе встретилось слово «фракция». Выбери для него верное толкование для данного текста.

Группа политических деятелей.

Доля вещества, отбираемого при перегонке.

Группа, к которой объект принадлежит с момента её создания.

Локомотив – это самоходный экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. Подбери слова-синонимы к понятию «локомотив».

Самоходная рельсовая машина.

Сдвигающий с места.

Паровоз.

Сцепной состав.

Поезд.

Электровоз.

Тепловоз.

Как ты считаешь, почему «любитель физики» велел выкрасить белой краской рельсы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотри таблицу, данную в тексте, и выскажи свое мнение по тому, как менялись количественные характеристики перевозок. Какие изменения в промышленности России могли повлиять на это изменение?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Рекомендации по проверке и оцениванию работы

Работы учащихся проверяются и оцениваются учителем физики.

После проверки работ результаты учащихся заносятся в протокол.

Проверка и оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведенных ниже рекомендаций.

Если учащийся наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.

Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом.

Орфографические ошибки не учитываются.

В таблице приведены:

к заданиям с выбором ответа - номера верных ответов;

к заданиям с кратким ответом - верные ответы;

к заданиям с записью решения или объяснения - примеры решений и объяснений, описание полных и частично верных ответов;

указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ;

к некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.


 

Правильный ответ

1

Б) Чтобы показать значимость железнодорожного транспорта для перевозок в России.

1балл

 

2

А) Николай I, В) К. А. Тон

Оба ответа – 1 балл

 

3

Б) Санкт-Петербурге

1 балл

4

год

скорость

мощность

1

1820

 

2-60 л.с.

2

1851

650км/21,75часа

 

3

1852

650/12

 

4

1860

650/13

 

5

1880

 

35 л.с./300

4-5 строчек – 2 балла

3 строчки– 1 балл

5

35 л.с=26 млн кВт =>1 л.с.=1,35 кВт

5 фут=5*304,8мм/1000=1,524м

21 час 45 мин=21*3600+45*60=78300с

650 км=650000м

12 час=43200с

13 час=46800с

0,37 кВт=370Вт

6-7 величин – 3 балла

4-5 – 2 балл

2-3 - 1 балл

6

После октябрьской революции в 1917 году.

2 балла

7

В этом же направлении подействовал и перевод котлов на жидкое топливо - мазут и другие тяжёлые фракции нефти. В богатых лесом районах неприхотливость парового котла к видам питающего их топлива делает использование паровоза вполне целесообразным

1 балл

8

V=650км/21,75час=8,3 м/с

А=Q=mqN=314*27000000*21.75=184396500000Дж=184396,5МДж

N=A/t=184396500000/21.75/3600=2355000Вт=2,355МВт

Nпол=N*0.05=117750Вт=117,75 кВт

Найдена скорость – 1 балл

Найдено количество теплоты, выделившееся при сгорании – 2 балла

Вычислена затраченная работа – 3 балла

Вычислена полезная мощность – 4 балла

Переведено все в СИ – 5 баллов

9

Чем больше удельная теплота сгорания, тем больше энергии выделяется при сгорании. Жидкое горючее выделяет больше тепла.

За одно высказывание -1 балл

За два высказывания – 2 балла

10

35 л.с=26 млн кВт =>1 л.с.=1,35 кВт

1 балл

11

Шнековое устройство – это приспособление для подъема чего либо, в основе которого лежит вращающийся винт.

Использовано слово «подъем» - 1 балл.

Использовано словосочетание «вращающийся винт» - 2 балла

 

12

Использовали топливо, у которого была маленькая удельная теплота сгорания, паровозы были тяжелые, двигатели были паровые, управление было не автоматизированным.

Дано 1-2 утверждения – 1 балл

Дано 3 и более утверждений – 2 балла

 

13

Б) Доля вещества, отбираемого при перегонке

1 балл

14

А)Б)В)Д)Е)Ж)

4 -5 правильных утверждения – 2 балла

2-3 правильных утверждения - 1 балл

15

Темные предметы поглощают тепловые лучи, расширяются. Если рельсы имеют темный окрас - от нагревания они будут удлиняться, что может привести к разрушению ж/д полотна.

Дан полный ответ – 2 балла

Дан частичный ответ – 1 балл

16

Построить график и сделать его анализ: по форме графика можно сказать, что рост пассажирских перевозок и грузоперевозок увеличивается прямо квадратично. В 1880-1890 был застой, и в начале ХХ века начался быстрый рост. Увеличилось количество заводов по производству двигателей и поездов.

Даны 2-3 правильных утверждения – 1 балл

Построен график – 2 балла

Указана зависимость роста – 3 балла


 

Оценивание

Для описания достижений учащихся в области сформированностиметапредметных результатов установлены следующие уровни:

 

баллы

% баллов

уровень

22-30 баллов

75 - 100%

повышенный

15 - 21 баллов

50 - 74%

базовый

7 - 14 баллов

26 - 49%

пониженный

0 - 6 баллов

0 - 25%

недостаточный


 

Источники:

История РЖД.http://history.rzd.ru/history/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D5040

Паровоз. https://ru.wikipedia.org/wiki/Паровоз

Локомотив.https://ru.wikipedia.org/wiki/Локомотив_(значения)

С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. – Москва/ «Просвещение», 2011.

Г. А. Цукерман, Оценка читательской грамотности.-М., 2010 (материалы для обсуждения).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.