Метапредметная контрольная работа по физике на тему «Механические и тепловые явления» (10 класс)
Метапредметная контрольная работа по физике
10 класс.
Тема: «Механические и тепловые явления»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ
Комплексная диагностическая работа представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Комплексная работа предназначена для использования в качестве инструмента промежуточного контроля достижения метапредметных результатов освоения ООП, СОО, а именно выявления уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (раздел «Чтение.Работа с текстом»).
Цель: выявление уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (раздел «Чтение.Работа с текстом»), выявления уровня знаний и умений выполнять преобразования с физическими величинами, выполнять вычисления механических и тепловых физических величин учащимися 10 классов.
Время проведения - на выполнение комплексной работы отводится 60 минут (не включая организационную часть работы).
Количество вариантов - 1.
Структура и общее содержание комплексной работы со спецификацией проверяемых умений.
Комплексная работа состоит из текста и заданий, связанных с информацией, представленной в тексте. Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенного текста, на его основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных тем предмета и предметов.При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный, самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.
Задания, представленные в работе направлены на оценку сформированности трех групп умений:
1) работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (40% заданий);
2) работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (46% заданий);
3) работа с текстом: оценка информации (14% заданий).
В работе оценивается сформированность трёх групп умений, обозначенных в программе «Формирование УУД» (Раздел «Чтение.Работа с текстом»):
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие:
определять цель написания текста,
выделять информацию, явно заданную в тексте,
определять тип информационного источника,
находить в текстах несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение,
использовать информацию текста для решения практической задачи,
определять по содержанию текста значение незнакомых слов.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие:
объяснять значение словосочетания по содержанию текста,
объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте,
преобразовывать информацию из текста в таблицу,
использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи.
Работа с текстом: оценка информации
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения на основе прочитанной информации.
Распределение заданий по отдельным группам составляет:
группа 1 – 6 заданий (40 %),
группа 2 – 7 заданий (46 %),
группа 3 – 2 задания (14%) от общего количества заданий.
План комплексной работы
Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Условные обозначения:
ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов); РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа)
План работы
№зада-ния |
Группа умений |
Контролируемое знание/умение |
Тип зада-ния |
Примерное время выполне-ния (в мин) |
1 |
1 |
Определять цель написания текста |
ВО |
2 |
2 |
1 |
Выделять информацию, явно заданную в тексте |
ВО |
2 |
3 |
2 |
Выделять информацию, не явно заданную в тексте |
ВО |
2 |
4 |
2 |
Преобразовывать информацию из текста в таблицу |
КО |
5 |
5 |
2 |
Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте |
РО |
4 |
6 |
2 |
Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте |
КО |
2 |
7 |
1 |
Находить в текстах несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение |
КО |
4 |
8 |
1 |
Использование информации текста для решения практической задачи |
РО |
5 |
9 |
2 |
Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте |
КО |
2 |
10 |
1 |
Выделять информацию, явно заданную в тексте |
КО |
3 |
11 |
2 |
Объяснять значение словосочетания по содержанию текста |
РО |
3 |
12 |
3 |
Высказывать оценочное суждение и свою точку зрения на основе прочитанной информации, использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи |
РО |
5 |
14 |
1 |
Определять по содержанию текста значение незнакомых слов |
ВО |
3 |
15 |
2 |
Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте |
КО |
3 |
16 |
2, 3 |
Высказывать оценочное суждение и свою точку зрения на основе прочитанной информации. Использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи |
РО |
5 |
|
1 гр - 6 2 гр - 7 3 гр - 2 |
|
ВО - 4 КО - 6 РО - 6 |
50 мин + 10мин чтение текста= 60 мин |
Выполните задания.
Прочитайте текст: «Первая железная дорога в России»
|
Именно эта дорога положила начало строительству в России сети железных дорог |
Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появилсяжелезнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран.
Однако, справедливости ради, отметим, что первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Начиная с 1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с.Ими же были построены и два паровоза для этой дороги. К 1880 году количество паровозов достигло трёх сотен и их суммарная мощность всех работающих паровых машин превысила 26 млн кВт (35 млн л. с.)А еще раньше, 20 ноября 1809 года, царь Николай I издал Манифест, в котором говорилось: "Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения".
Дорога строилась по инженерно-обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию инженера П. П. Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам (1 фут=304.8 мм). Она стала стандартной для всех дорог России.
Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести 8 больших и 182 средних и малых мостов.На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К.А. Тона. Они и по сей день радуют глаз совершенством своих форм. Первого ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога (Николаевская ж/д) была открыта, и по ней из Петербурга в Москву в 11 часов 15 минут отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. Тепловой двигатель паровоза потреблял 314 кг каменного угля за час.
Первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги, начала работать, по ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы – 650 километров – скорый поезд преодолевал за 12 часов.
Коэффициент полезного действия паровоза был очень мал и не превышал 5%. На протяжении своей истории в паровозостроении делались серьёзные попыткиулучшить эксплуатационные характеристики двигателя паровоза. Так, тяжёлый и непроизводительный труд кочегара был облегчён благодаря применению шнековой системы (см. на рисунок) подачи топлива (Архимедов винт). Шнековое устройство имело мощность 0,37 кВт на 1 кг угольного топлива. В этом же направлении подействовал и перевод котлов на жидкое топливо - мазут и другие тяжёлые фракции нефти. В богатых лесом районах неприхотливость парового котла к видам питающего их топлива делает использование паровоза вполне целесообразным.
Тем не менее, в экономическом отношении паровоз, безусловно, уступает иным видам локомотивов.
Увеличивалось количество вагонов в поезде. К концу XIX века в пассажирском составе было до 11 вагонов, товарный состоял из 50. С 1860-х годов пассажирские вагоны стали оснащаться туалетами, а также отапливаться. В 1892 году на участке между Петербургом и Москвой ходило 17 пассажирских и 30 товарных пар поездов в сутки. Курьерский поезд преодолевал расстояние между столицами за 13 часов.
Перевезено |
1852 |
1860 |
1870 |
1880 |
1890 |
1901 |
1910 |
Пассажиров, млн чел. |
0,78 |
1,23 |
1,5 |
1,66 |
1,97 |
4,67 |
9,27 |
Грузов, млн т |
0,17 |
0,42 |
1,12 |
2,59 |
2,71 |
6,42 |
11,5 |
И легенда. В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один царский чиновник, любитель физики, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колёса начали буксовать, и поезд остановился. Чтобы уменьшить скольжение колёс, пришлось мазать рельсы сажей, образующейся в паровой машине.
Ответьте на вопросы:
С какой целью автор написал текст.
Чтобы рассказать о том, кто и когда построил первую железную дорогу в России.
Чтобы показать значимость железнодорожного транспорта для перевозок в России.
Чтобы рассказать о технических характеристиках первой железной дороги.
Ответьте на вопрос, кто из личностей не имеет к конструированию железной дороги никакого отношения.
Николай I
Ефим и Мирон Черепановы
К.А. Тон
П. П. Мельников
Где были построены первые серийные паровозы?
Москве
Санкт-Петербурге
Нижнетагильске
Александровск
Используя текст, составь таблицу, в которой отрази, как изменялись такие физические характеристики поездов, как скорость движения и мощность, которую развивал поезд на участке пути следования.
№ |
год |
скорость |
Мощность двигателя (в любых единицах) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Переведите физические величины, заданные в тексте, в интернациональную систему величин:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Почему Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую и в каком году это произошло.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите и выпишите информацию из текста, иллюстрирующую вид используемого теплового двигателя паровоза в зависимости от географического расположения железнодорожного полотна.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вычислите величину проделанной механической работы поезда при переезде из Санкт-Петербурга в Москву в 1851 году. Определите, с какой скоростью он перемещался.Необходимые справочные данные выпиши из справочной таблицы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясни, как топливо двигателя влияет на производительность двигателя паровоза.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди информацию в тексте, по которой можно определить, чему равна 1 лошадиная сила. Вычисли, чему она равна.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Используя рисунок, дай определение понятию «шнековое устройство».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему КПД первых паровозов был очень мал? Сколько приблизительно угольного топлива он сжигал при перемещении от Москвы до Санкт-Петербурга.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В тексте тебе встретилось слово «фракция». Выбери для него верное толкование для данного текста.
Группа политических деятелей.
Доля вещества, отбираемого при перегонке.
Группа, к которой объект принадлежит с момента её создания.
Локомотив – это самоходный экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов. Подбери слова-синонимы к понятию «локомотив».
Самоходная рельсовая машина.
Сдвигающий с места.
Паровоз.
Сцепной состав.
Поезд.
Электровоз.
Тепловоз.
Как ты считаешь, почему «любитель физики» велел выкрасить белой краской рельсы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотри таблицу, данную в тексте, и выскажи свое мнение по тому, как менялись количественные характеристики перевозок. Какие изменения в промышленности России могли повлиять на это изменение?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по проверке и оцениванию работы
Работы учащихся проверяются и оцениваются учителем физики.
После проверки работ результаты учащихся заносятся в протокол.
Проверка и оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведенных ниже рекомендаций.
Если учащийся наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом.
Орфографические ошибки не учитываются.
В таблице приведены:
к заданиям с выбором ответа - номера верных ответов;
к заданиям с кратким ответом - верные ответы;
к заданиям с записью решения или объяснения - примеры решений и объяснений, описание полных и частично верных ответов;
указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ;
к некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.
№ |
Правильный ответ |
||||||||||||||||||||||||
1 |
Б) Чтобы показать значимость железнодорожного транспорта для перевозок в России. 1балл
|
||||||||||||||||||||||||
2 |
А) Николай I, В) К. А. Тон Оба ответа – 1 балл
|
||||||||||||||||||||||||
3 |
Б) Санкт-Петербурге 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
4 |
4-5 строчек – 2 балла 3 строчки– 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
5 |
35 л.с=26 млн кВт =>1 л.с.=1,35 кВт 5 фут=5*304,8мм/1000=1,524м 21 час 45 мин=21*3600+45*60=78300с 650 км=650000м 12 час=43200с 13 час=46800с 0,37 кВт=370Вт 6-7 величин – 3 балла 4-5 – 2 балл 2-3 - 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
6 |
После октябрьской революции в 1917 году. 2 балла |
||||||||||||||||||||||||
7 |
В этом же направлении подействовал и перевод котлов на жидкое топливо - мазут и другие тяжёлые фракции нефти. В богатых лесом районах неприхотливость парового котла к видам питающего их топлива делает использование паровоза вполне целесообразным 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
8 |
V=650км/21,75час=8,3 м/с А=Q=mqN=314*27000000*21.75=184396500000Дж=184396,5МДж N=A/t=184396500000/21.75/3600=2355000Вт=2,355МВт Nпол=N*0.05=117750Вт=117,75 кВт Найдена скорость – 1 балл Найдено количество теплоты, выделившееся при сгорании – 2 балла Вычислена затраченная работа – 3 балла Вычислена полезная мощность – 4 балла Переведено все в СИ – 5 баллов |
||||||||||||||||||||||||
9 |
Чем больше удельная теплота сгорания, тем больше энергии выделяется при сгорании. Жидкое горючее выделяет больше тепла. За одно высказывание -1 балл За два высказывания – 2 балла |
||||||||||||||||||||||||
10 |
35 л.с=26 млн кВт =>1 л.с.=1,35 кВт 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
11 |
Шнековое устройство – это приспособление для подъема чего либо, в основе которого лежит вращающийся винт. Использовано слово «подъем» - 1 балл. Использовано словосочетание «вращающийся винт» - 2 балла
|
||||||||||||||||||||||||
12 |
Использовали топливо, у которого была маленькая удельная теплота сгорания, паровозы были тяжелые, двигатели были паровые, управление было не автоматизированным. Дано 1-2 утверждения – 1 балл Дано 3 и более утверждений – 2 балла
|
||||||||||||||||||||||||
13 |
Б) Доля вещества, отбираемого при перегонке 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
14 |
А)Б)В)Д)Е)Ж) 4 -5 правильных утверждения – 2 балла 2-3 правильных утверждения - 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
15 |
Темные предметы поглощают тепловые лучи, расширяются. Если рельсы имеют темный окрас - от нагревания они будут удлиняться, что может привести к разрушению ж/д полотна. Дан полный ответ – 2 балла Дан частичный ответ – 1 балл |
||||||||||||||||||||||||
16 |
Построить график и сделать его анализ: по форме графика можно сказать, что рост пассажирских перевозок и грузоперевозок увеличивается прямо квадратично. В 1880-1890 был застой, и в начале ХХ века начался быстрый рост. Увеличилось количество заводов по производству двигателей и поездов. Даны 2-3 правильных утверждения – 1 балл Построен график – 2 балла Указана зависимость роста – 3 балла |
Оценивание
Для описания достижений учащихся в области сформированностиметапредметных результатов установлены следующие уровни:
баллы |
% баллов |
уровень |
22-30 баллов |
75 - 100% |
повышенный |
15 - 21 баллов |
50 - 74% |
базовый |
7 - 14 баллов |
26 - 49% |
пониженный |
0 - 6 баллов |
0 - 25% |
недостаточный |
Источники:
История РЖД.http://history.rzd.ru/history/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D5040
Паровоз. https://ru.wikipedia.org/wiki/Паровоз
Локомотив.https://ru.wikipedia.org/wiki/Локомотив_(значения)
С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. – Москва/ «Просвещение», 2011.
Г. А. Цукерман, Оценка читательской грамотности.-М., 2010 (материалы для обсуждения).