Конспект урока физики «Молекулярная физика и тепловые явления» (10 класс)
Конспект урока физики 10 класс.
Раздел программы: «Молекулярная физика и тепловые явления».
Тема урока: «Насыщенный пар. Влажность воздуха. Облака»
Цели урока:
Познакомить учащихся с новой физической величиной - влажность; выяснить её физический смысл, виды; вывести формулу расчета, единицы измерения; организовать деятельность учащихся по овладению навыками самостоятельного мышления, умением сравнивать, анализировать и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения: метод проблемного обучения.
Структура урока:
1.Организационный этап (1 мин).
2.Актуализация ранее усвоенных знаний. Фронтальный опрос (5 мин).
- Что называется парообразованием?
- Какие пути парообразования известны?
- Значение температуры при парообразовании во всех его проявлениях.
- Что называется конденсацией?
- Суть динамического равновесия между жидкостью и её паром?
3.Изучение нового материала
Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это, вероятно, погода. Погода не только является темой многих праздных разговоров, но она также часто определяет наше поведение. В зависимости от погоды мы решаем, поехать ли на пикник, пойти ли на каток, покататься ли на парусной лодке, пойти ли поплавать или пройтись на лыжах. По климату можно судить, какую одежду носят люди, что они едят и в каких жилищах живут. В зависимости от погоды каникулы могут быть очень приятными или неудачными. Погода действует на здоровье, самочувствие и благополучие всего населения.
Следовательно, одним из главных аспектов погоды является показания количества воды, которая находится в воздухе. В физике оно получила название - влажность.
80-90% тела человека составляет вода, поэтому показатель влажности в атмосфере также важен для здоровья человека. Плохое самочувствие, быстрая утомляемость, першение в горле, непрекращающийся насморк – первые признаки того, что в помещении, где вы живете, занижены показатели нормальной влажности воздуха. В этом случае нагрузка на сердце возрастает, а кожа быстрее стареет.
Специалисты утверждают, что нормой влажности воздуха в наших домах можно считать 40-60%.
Колебания влажности воздуха, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, негативно влияют на самочувствие и здоровье.
Это может провоцировать различные недомогания, головные и физические боли, снижение иммунитета, может появиться чувство усталости, упадок сил, нежелание работать. Организм человека незамедлительно реагирует на снижение влажности воздуха - из тела с повышенной скоростью начинает испаряться влага. Взаимодействие с сухим воздухом, в первую очередь, проявляется в ощущении сухости слизистой оболочки носа и дыхательных путей, сухости кожи (рук и лица), пересыхания губ. Избыточная влажность воздуха также неблагоприятна: может вызвать аллергические реакции, астму, ринит. Пониженная влажность воздуха способствует более быстрому испарению воды с кожи, и как следствие, она становится сухой, грубой, склонной к воспалению и начинает шелушиться. Оптимальная влажность воздуха "связывает" пыль, особенно это важно для тех, кто страдает от астмы и аллергии.
Как повысить влажность воздуха? (необходимо назвать все возможные способы)
Заполним таблицу
Влажность воздуха |
||||
Характеристики влажности воздуха |
Буквенные обозначения |
Единицы измерения |
Формула |
Прибор |
1.Относительная влажность воздуха |
φ |
% |
психрометр гигрометр |
|
2.Давление насыщенного пара |
pнас |
Па |
рнас=nkT |
|
3.Абсолюная влажность воздуха |
ρ0 |
кг/м3 |
Для измерения влажности воздуха используют измерительные приборы - гигрометры. Существуют несколько видов гигрометров, но основные: волосной и психрометрический.
Определить влажность воздуха можно и с помощью простого термометра (бытового)
Для этого нам нужен термометр, вода и кусочек бинта.
1) Измерим температуру воздуха в комнате (классе).
2) Смочим бинт и обернем резервуар термометра, будем следить за понижением температуры. Как только оно прекратиться, запишем показания.
3) Найдем разность температур сухого и влажного термометра и, пользуясь психрометрической таблицей, определим влажность воздуха в комнате (классе).
Облака и их виды
Облако – это скопление водяных капель в воздухе, они образуется всегда при подъеме воздуха над земной поверхностью при испарении влаги. Облака имеют разнообразную форму, зависящую от высоты и условий их образования.
С наступлением весны, а затем летом и осенью можно наблюдать красивые, похожие на отдельные белые клочья ваты кучевые облака. Они образуются при поднятии воздуха над нагретой поверхностью на высоте 2-3 км. При быстром подъеме потоков воздуха кучевое облако быстро растет вверх. Основание его становится темным. Такие облака называют кучево-дождевыми или ливневыми. Они достигают высот до 10 км. Из них выпадают ливни, часто с градом.
В солнечный день можно видеть, как бы разбросанные по небу ослепительно белые волокна или перья так называемых перистых облаков. Эти самые высокие и тонкие облака образуются в верхней части тропосферы и состоят из мелких кристалликов льда. Перистые облака – предвестники ухудшения погоды.
Слоистые облака – однообразно серые, небо пасмурное. Они образуются, когда теплый воздух, медленно надвигаясь на холодный, постепенно поднимается вверх, образуются на высоте не более 2 км, часто сопровождаются длительными дождями.
4 Закрепление
Что такое абсолютная влажность воздуха?
Какой воздух называется насыщенным и ненасыщенным?
Что такое туман?
Что такое испарение и конденсация?
Что такое относительная влажность?
Каким прибором измеряется влажность?
Что такое облака?
Назовите основные виды облаков?
Определите, о каких облаках идет речь
1 Перистые 2 Слоистые 3 Кучевые
а) укутывают небо сильным покровом;
б) образуются на высоте 7-10 км;
в) часто разражаются грозовыми дождями;
г) без осадков;
д) высота образования не более 2 км;
е) напоминают клочки ваты;
ж) вызывают затяжные дожди, снег;
з) напоминают белые волокна или перья;
и) могут подниматься до 20 км высоты.
Ответы: а2, б1, в3, г1, д2, е3, ж2, з1, и1
5 Домашнее задание
Конспект §70, измерить влажность воздуха в жилой комнате, на кухне, в подъезде дома, на улице.
Урок разработан учителем физики Скибицкой С.В.