12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Байбарова Елена Викторовна65
Россия, Ульяновская обл., Старая Майна

МОУ Старомайнская средняя общеобразовательная школа №1

Старомайнского района

Ульяновской области
 

Конспект открытого урока по физике
в 8 классе

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Тепловые явления»


 

подготовила

учитель физики

Байбарова Елена Викторовна


 

Старая Майна, 2016г

Тема урока «Тепловые явления»

Тип урока – урок общеметодологической направленности.

Форма проведения урока: урок-конференция

Цели деятельности учителя:

помочь учащимся осознать практическую значимость темы «Тепловые явления»;

осознать ценность совместной деятельности;

создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать такие явления, как теплопроводность, конвекция, излучение, и такие понятия, как температура, теплота, удельная теплоёмкость тела, удельная теплота сгорания топлива;

содействовать развитию диалогической и монологической речи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент,

осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

Планируемые результаты деятельности учеников

Предметные:

уметь формулировать понятия : тепловые явления, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива;

знать/называть единицы измерения количества теплоты, удельной теплоёмкости, удельной теплоты сгорания топлива;

наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о тепловых явлениях;

уметь записывать формулы для вычисления количества теплоты;

уметь рассчитывать количество теплоты;

формирование целостной научной картины мира;

овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

Метапредметные :

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

использование различных источников для получения физической информации.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

формирование целостного мировоззрения;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Методы: наглядно-иллюстративный, исследовательский.

Формы организации работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

Задачи урока:

Обобщить материал теме: «Тепловые явления».

Повторить основные понятия, формулы и законы и закрепить основные умения по данным темам.

Знания

Умения

Понятия:

Внутренняя энергия

Теплопроводность

Конвекция

Излучение

Кол-во теплоты

Уд.теплоёмкость.

Кол-во теплоты при сгорании топлива

Уд. теплота сгорания топлива

Формулы:

Кол-во теплоты при нагревании.

Кол-во теплоты при сгорании топлива.

видеть в тепловых процессах способы теплопередачи

находить количество теплоты

объяснять результаты опытов

умение публичного выступления

умения выслушивать других


 


 

План урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Сегодняшний урок я хочу начать словами, которые вы видите на доске:

Владея опытом естественных наук,

Изучим всё, что есть в подлунном мире,

Тогда лишь станет ясным всё вокруг,

И понимание человеческое шире.

«Расскажи мне, и я забуду, 

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

(древняя китайская пословица

Сегодня у нас с вами необычный урок. Можно сказать «Смотр знаний». Мы с вами сегодня не только вспомним понятия, определения, формулы, которые вы получили при изучении темы «Тепловые явления», но и проверим, оценим, как можете вы их применять на практике, выполняя домашние исследовательские работы.

Настраиваются на учебную деятельность.

Осознание учебной задачи.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 

Прежде чем мы приступим к рассмотрению ваших материалов необходимо вспомнить весь круг вопросов, связанных с пройденной темой.

Работа по рисунку на доске и таблице,(выполненной Судницыной Аленой, ученицей 8 класса) «Способы изменения внутренней энергии)».

1.Вспомните определение , что называют внутренней энергией?

2.Вспомните основные способы изменения внутренней энергии.

3.Что такое теплопередача, её виды.

4.Что такое теплопроводность, её особенности.

5.Вспомните, какие тела хорошо, а какие плохо проводят тепло.

5.1Теплопроводность вокруг нас. Давайте ответим на вопросы

Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?

Почему в одинаковых условиях металл на морозе кажется холоднее дерева и горячее – при нагреве?

В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Объясните.

В каком из двух одинаковых чайников скорее нагреется вода: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки

Из алтайской сказки “ Горностай и заяц”. Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил: боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел был всегда ста слоями сажи как бархатом покрыт. Влияло ли на нагревание воды то , что котел был покрыт “ ста слоями сажи”?

6. Что такое конвекция? Приведите примеры.

7. Что такое излучение? Какова роль излучения для жизни на земле?

8. Количество теплоты: как обозначается, в чём измеряется. Как производится расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении тел.

9. Объясните физический смысл удельной теплоемкости. Почему в нашем поселке, редко бывают заморозки весной, а зимой вам реже отменяют занятия из-за низкой температуры воздуха?

С помощью магнитных карточек получите формулы для вычисления:

Количества теплоты, необходимого для нагревания, или выделяющегося при охлаждении.

Удельной теплоемкости

Изменения температуры

Количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива.

Удельной теплоты сгорания топлива.

Дают ответ на поставленные вопросы

Выделяют признаки теплопередачи, теплопроводности, конвекции, излучения

Составляют формулы количества теплоты при нагревании и количества теплоты при сгорании топлива.

Определяют физический смысл удельной теплоёмкости вещества, и удельной теплоты сгорания топлива.

Объясняют природные явления, основываясь на полученных ранее знаниях.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Творческое применение знаний. Отчет по домашним исследовательским заданиям.

Цель этапа: развитие самостоятельности и активности в учебно-исследовательской деятельности, создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

 


 

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Девиз игры: “Хочу все знать!”

Устанешь от науки мудрой-

Все объяснить сумеет вдруг

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

А.С.Пушкин.


 

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам.

Пришло время поделиться своими наработками, результатами, которые вы получили, работая дома. Результат своих исследований вы представляете в виде презентаций. (см приложение).

Выступление по проблемным темам:

« Зависимость скорости охлаждения воды от формы сосуда и объёма».

Ч. К. приложение 1

«Удельная теплота сгорания спички»

И.Елена, С. Аксинья

приложение 2

« Как свет и тень влияют на температуру».

1 группа:К.Александр, У.Антон приложение 3

2 группа: Л. Влад , Д. Даша приложение 4

«Изучение конвекционных воздушных потоков в комнате через открытую дверь».

Р. Дамир приложение 5

«Удельная теплоёмкость некоторых веществ».

К. Алексей, К. Валя. Приложение 6

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

IV. Подведение итогов ученической конференции.

Цель этапа: анализ результатов деятельности учащихся в ходе самостоятельного и всестороннего овладения методами исследовательской деятельности, а также выработка рекомендаций для дальнейшего совершенствования процесса обучения .

 

Нам были представлены очень интересные работы, большое спасибо ребятам, подготовившим эти выступления. Для себя я уже решила, что по всем представленным работам, мной будут поставлены только отличные отметки.

Но было бы интересно услышать ваше мнение о работе одноклассников. Какая работа вам понравилась больше всего и почему?

Ну и для полноты картины, предлагаю дать оценку каждой представленной работе, используя кружочки трех цветов.

Желтый кружок - очень понравилась(работа)

Серый кружок - понравилась

Красный кружок- я бы сделал по- другому.

Каждый ученик может взять три кружка как одного цвета, так и разного цветов и прикрепить их напротив каждой работы в таблице.

Аргументированная оценка работы одноклассников.

Понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.(Л)

Оформляют свои мысли в устной и форме; слушают и понимают речь других.(К)

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.(П)

Учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.(Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо научиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда вся школьная премудрость уже не навалится на вас беспорядочной лавиной, а легко разложится по полочкам в вашей памяти. Хочется надеяться, что сегодняшний урок активизирует у вас жажду новых познаний. Большое спасибо всем за совместную работу

Домашнее задание.

Подобрать приметы, поговорки, отрывки из художественных произведений с физическим содержанием. При подборе материала нужно учитывать его связь с конкретными вопросами физики. К текстам сформулировать вопросы по физике.

Спасибо за урок.

Дают ответы на вопросы

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Литература

1.Уроки физики с применением информационных технологий, 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. - М.: Глобус, 2009.

2.Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к фи­зике. -М.: Просвещение, 1991.

3.Мультимедийное учебное пособие. Электронная библиотека. Физика. Основная школа. 7-9 классы. Ч. I. М.: Просвещение. 2003.

4.Сборник задач по физике для 7-9 классов ОУ/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2008.

5. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике в средней школе”. Пособие для учителей. Издание 4 – Е, переработанное и дополненное. Москва, “Просвещение”, 1972 год.

6. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике 6 – 7 класс”. Пособие для учителей. Москва, “Просвещение”, 1973 год.

7. В. И. Лукашик “Физическая олимпиада в 6 – 7 классе”. Пособие для учащихся. Москва “Просвещение”, 1976 год.

8. Я. И. Перельман “Знаете ли вы физику?”. Переиздание – Екатеринбург, “Тезис” 1994 год.

9. Дж. Уокер. “Физический фейерверк”. Под редакцией кандидата физико–математических наук И. Ш. Слободецкого. Издательство “Мир” Москва, 1979 год.

10. “Мир физики в художественной литературе” – Редактор составитель М63 С.А. Тихомирова - Москва: Школа – Пресс, 1997 – 64с. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 10).

11. В. И. Елькин “Необычные учебные материалы по физике”. Москва, “Школа – Пресс” 2000 год. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 16).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.