Метапредметный подход на уроке географии.
Стрелкова Капитолина Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовтельная школа № 208 с углубленным изучением отдельных предметов
Метапредметный подход на уроке географии.
Я молодой педагог и, возможно, еще не накопила достаточно большого количество опыта, чтобы делится с коллегами-стажистами, но все же хочу рассказать вам о подходе к обучению, который стал для меня настоящим откровением.
Если мы с вами обратимся к Федеральному государственному стандарту, то обнаружим, что каждый обучающегося должен прийти не только к предметным, но и метапредметными образовательными результатами. Но как перестроиться с традиционного урока, который нам так полюбился, как удержаться от желания выдать всю информацию детям самостоятельно? Ведь этот способ намного проще и уже годами нами отработан, но аффективен ли он сейчас? В эпоху клипового мышления детей, и стремительно меняющихся технологий любая информация, которую ты нашел сам, заполнится куда лучше, чем та, которая была выдана тебе учителем. То есть результат познания не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной образовательной деятельности, характеризуемой эвристическими функциями. Вот на этот принцип и направлен Метапредметный подход, о котором я хочу вам рассказать на примере своего опыта. Результат меня поразил.
В марте мне выпала честь дать открытый урок по географии в пятом классе на тему «Литосфера». Земная кора – верхняя часть литосферы. Это был не традиционный урок, а метапредметный. Что такие предметный подход, мы хорошо с вами знаем, но что означает приставка Мета. Давайте обратимся за помощью к Андрею Викторовичу Хуторскому, доктору педагогических наук, директору Института образования человека. В своей статье «Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования» он пишет: термин «мета» (от греч. «μετα») – означает то, что стоит «за», «после», «вслед», «над», и используется для обозначения таких систем, которые служат для описания или исследования других систем, например, метатеория, метаязык, метапредмет. Так, метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; это знания о получении знаний, о методах познания. Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач. Нас будет интересовать роль метапредметности в образовании – в его проектировании, обеспечении и реализации.
Образование ученика в определённом смысле есть непрерывное движение к метапредметным понятиям, образам, символам. Это могут быть понятия: «дерево», «город», «число»; различные предметы-образы и предметы символы: свеча, колокол, икона, камень, цветок. Если научить детей удерживать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же объектам познавательных направлений, то у них создаётся достаточно полная и связанная картина познаваемого. Вестник Института образования человека – 2017. – №2 Научно-методическое издание Научной школы А.В. Хуторского Адрес: http://eidos-institute.ru/journal, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru © Институт образования человека, 2017 12
При изучении темы «Литосфера» в первую очередь нужно дать понятие оболочка. Образное мышление у детей пятого класса еще недостаточно сформировано. Для них понятия «оболочка», «внутренне строение земли» и «литосферные плиты» достаточно абстрактные. Как провести аналогию? Как создать одновременно несколько сходящихся к одним и тем же объектам познавательные направления? На мой взгляд, только через то, к чему они могу прикоснуться.
Возможно, то, что я применила на уроке уже не ново, но очень действенно. На партах лежали яблоко, апельсин, провод, орехи и вареное яйцо. Наша тема и предметы, находящиеся на партах имели самую полную связь. Все эти предметы имеют оболочку, функция которой - защита!
Проведя аналогию, ребята самостоятельно пришли к выводу, что и нашей планеты есть оболочка и даже не одна. Осталось понять, от чего нас защищает тверда оболочка? Для этого нам нужно заглянуть в недра нашей планеты. Но, к сожалению, заглянуть не получится и вновь необходимо прибегать к образному мышлению. Вот здесь нам и пригодится яйцо. С его помощью ребята легко могут провести аналогию желток - ядро, белок - мантия, скорлупа - земная кора. Даже нарушение целостности земной коры можно показать на примере яйца. По какой причине происходит растрескивание яйца? По причине внутренних процессов в яйце. Обучающиеся легко находят сходство и приходят к выводу, что земная кора приходит в движение под воздействием внутренних сил Земли.
На следующем уроке я провела опрос и абсолютно каждый ребенок смог объяснить, что такое оболочка, перечислить части внутреннего строения земли, рассказать о причинах и последствиях движения литосферных плит.
80% информации, на уроке обучающиеся нашли самостоятельно, при помощи наводящих вопросов, проводя аналогии, заданий со схемой внутреннего строения и текста, схем земной коры, рисунков и таблиц. Мне оставалось их только направить.
Думаю, что сейчас при употреблении вареного яйца в пищу они будут вспоминать о литосфере.