Семинар «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»
Пояснительная записка к презентации
Метапредметный подход
в обучении как основное требование ФГОС
Как Вы думаете, что общего между беспорядком в кладовОй, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на вопрос дает великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того, не подозревая, в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в условиях реализации. «Ибо узкая специализация – идиотизация.» (Б. Шоу)
Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Теме моего выступления созвучно стихотворение французского писателя (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан). Перевод Михаила Яснова.
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер –
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый –
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все!
На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
Метапредметный подход - это понятие, вызвавшее вначале страх у меня как учителя, работающего не первый год в школе. Но, окунувшись в теорию вопроса, я поняла, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше.
Если бы люди старшего поколения попали на современный урок, очень удивились бы, потому что урок мало похож на то, что было в их времена.
Урок изменился… А все потому, что от выпускника сегодня требуются мобильность, креативность, умение самому добывать знания. Чтобы помочь ему быть успешным, на помощь учителю приходит так называемый «метапредмет».
Мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация кардинально изменилась с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе, зачем это нужно вообще?
Не секрет, что наши дети, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7- 8 класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Избежать этого позволяют метапредметные технологии, результат которых нацелен на развитие способностей каждого ученика.
Что такое метапредмет? “Мета” – значит “за” предметом, “над” предметом, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. СЛАЙД
Метапредметные связи помогают школьникам принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Особенно это важно, на мой взгляд, при работе над проектами, участием в исследовательской деятельности.
Сам собой напрашивается вопрос: а что же дальше? Зачем нужны метапредметные знания и умения? Где они могут пригодиться в дальнейшей жизни, за стенами образовательного учреждения? Как я уже и говорила, профессионалы 21-го века - это специалисты самого широкого профиля. Для них не должно существовать непреодолимых границ между дисциплинами. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование. Слайд
Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка постепенно развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам 21-го века. С помощью метапредметов уже на уровне средней школы ученики могут осваивать передовые научные знания, проводить научные исследования, понимать серьезную литературу, обсуждать актуальные общественно-политические проблемы и предлагать решения. Слайд
Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Слайд
Принцип метапредметности можно реализовать в разных форматах:
МЕТАПРЕДМЕТЫ, как самостоятельные учебные предметы в учебном плане, цели которых для учащихся доступны.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ в содержании предметного учебного курса – открытие для учащихся видов и приемов разнообразной учебной деятельности, целенаправленное обучение таким способам деятельности.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам, где происходит осознанный выбор содержания, видов и форм деятельности (проектная и исследовательская деятельность). Слайд
Модернизация Российского образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Это напрямую связано с введением метапредмета на уроках.
Слайд Модели дидактических систем
Традиционная (классно-урочная):
- триединая цель урока;
- план-конспект;
- методы, приёмы и формы обучения;
типы уроков.
Модель технологизации образования:
- технологическая карта поурочного планирования;
- технологические приёмы;
- этапы технологии;
- задачи этапов и диагностика их эффективности.
Модель компетентностного подхода:
- базовые и ключевые компетенции
метапредметные результаты УУД
- опыт ребёнка;
- умение решать жизненные ситуации;
- психолого-педагогические ситуации;
-рефлексия.
Слайд
Метапредметный подход
Метапредметный урок
Метадеятельность
Метаспособы
Метаумения УУД
СЛАЙДЫ 18-57
В качестве примера использования метапредметной технологии на уроках литературы хочется привести фрагменты моих уроков.
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
Например, при изучении творчества М.Ю.Лермонтова и его «Песни про купца Калашникова…» в 7 классе использую сразу несколько метапредметов. («Задача» и «Знак»)
Создание проблемной ситуации. Использование метапредмета «Задача»
Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, я перечитывала сочинения учеников прошлых выпусков. Хочу зачитать вам выдержку из одной работы:
« Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершил неверный поступок, идя на смертный бой с опричником Кирибеевичем. Он обрекает себя в любом случае на верную смерть, неважно победой закончится кулачный бой или поражением. А ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья! Не лучше ли было пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?»- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»)
- Какие цели и задачи нужно поставить перед собой на уроке? ( узнать, что такое конфликт в литературном произведении, понять, что воспевает М.Ю. Лермонтов в « Песне…», осмыслить поступок купца Калашникова, извлечь нравственные уроки из поэмы)
Составление кластера. Метапредмет «Знак»
- Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, составим кластер героев.
(Составление кластеров « купец Калашников» - «Кирибеевич» )
Метапредмет «Знание», на мой взгляд, один из самых востребованных на уроках литературы. Он формирует способность работать с понятиями, способность работать с системами знаний, способность строить идеализацию. Освоение данного метапредмета предполагает развитие и таких универсальных способностей, как понимание и воображение.
Урок по изучению рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» в 5 классе.
Тема: «Речь как отражение характера героя»
Начинаю с метапредмета «Понятие». Нам нужно определить понятие «речь» и выделить его основные признаки. Предлагаю данную работу провести в виде ролевой игры и мини - исследования.(Метапредмет»Знание»)
Предлагаю провести интервью с одноклассником (заранее, до урока), записать на диктофон голос интервьюируемого, не называя его имя. Вопросы могут быть произвольными. Задание классу: определить, кому принадлежит голос. Объяснить свой выбор, выделить критерии, по которым определялся «хозяин» голоса.
Ученики называли следующие:
- интонация (эмоциональность)
- манера говорить;
- выбор лексики (характерные выражения). Можно ли по данным критериям составить характеристику человека? Мы можем определить его темперамент, привычки, отношение к окружающим, эмоциональное состояние в момент речи.
После данной работы переходим к анализу речи Очумелова, героя рассказа Чехова, используя полученные в ходе исследования знание, внимание и воображение.
Метапредмет «Проблема» учит обсуждать вопросы, которые носят характер открытых. Учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовать и вести диалог. У них развиваются способности проблематизации, целеполагания, рефлексии.
Использую данный метапредмет, к примеру, на уроке «Социально-нравственные проблемы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Этот урок является завершающим в изучении произведения. В начале урока определяем основную проблему:
- Можно ли доверять закону, который позволяет до смерти избивать солдата за побег? Предложите своё решение данной проблемы.
После такой творческой работы ученики готовы к обсуждению темы урока.
Я предлагаю практико-ориентированное задание по рассказу Л. Н. Толстого
1. Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете. Так ли это? Выскажите свою точку зрения.
2.Искренен ли полковник на балу? А после бала, на плацу, когда по его приказу жестоко избивают солдата?
3.Почему Иван Васильевич не вмешивается в происходящее?
4.Почему главный герой после изображённых событий « так нигде и не служил…»?
5.Изменится ли общество, если каждый человек будет стремиться к самосовершенствованию?
Использование метапредметной технологии на уроках позволяет более качественно осуществлять развитие общеучебных компетенций у учащихся, выводит на новый уровень подготовку учеников к Единому Государственному Экзамену по русскому языку и литературе, что в свою очередь ведёт к становлению полноценной социализированной личности.
Метапредметное обучение
PPTX / 8.76 Мб
Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога.
Во-вторых, они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.
Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Елена Владимировна
Джиоева Лейла