Семинар «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»

3
2
Материал опубликован 24 August 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Метапредметный подход
в обучении   как основное требование ФГОС

Как Вы думаете, что общего между беспорядком в кладовОй, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на вопрос дает великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того, не подозревая, в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в условиях реализации. «Ибо узкая специализация – идиотизация.» (Б. Шоу)

Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Отсюда любой педагог–предметник должен быть, прежде всего, хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).

 Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Теме моего выступления  созвучно стихотворение французского писателя (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан). Перевод Михаила Яснова.

Если ветер, если ветер

В голове ученика,

Что ни утро, что ни вечер –

Он взлетает в облака.

Удержи его, пожалуй...

Вечно нужен глаз да глаз:

В небесах гарцует малый –

Возврати такого в класс!

С ним забот - ну просто бездна!

Весь его летучий вид

Говорит: "Сейчас исчезну!.."

Тут он! Там! Сидит! Летит!

Вот была б такая скрепка

Или специальный клей,

Чтоб они держали крепко

Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все!

На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания  метапредметности.

Метапредметный подход - это  понятие, вызвавшее вначале страх у меня как учителя, работающего не первый год в школе. Но, окунувшись в теорию вопроса, я поняла, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше.

Если бы люди старшего поколения попали на современный урок, очень удивились бы, потому что урок мало похож на то, что было в их времена.

Урок изменился… А все потому, что от выпускника сегодня требуются мобильность, креативность, умение самому добывать знания. Чтобы помочь ему быть успешным, на помощь учителю приходит так называемый «метапредмет».

Мы  в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня  ситуация кардинально изменилась  с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе, зачем это нужно вообще?

  Не секрет, что наши дети, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7- 8  класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация.   Избежать этого позволяют метапредметные технологии,  результат которых нацелен на  развитие способностей  каждого ученика.

 Что такое метапредмет? “Мета” – значит “за” предметом, “над” предметом, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. СЛАЙД

Метапредметные связи помогают школьникам принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Особенно это важно, на мой взгляд, при работе над проектами, участием в исследовательской деятельности.

Сам собой напрашивается вопрос: а что же дальше? Зачем нужны метапредметные знания и умения? Где они могут пригодиться в дальнейшей жизни, за стенами образовательного учреждения?  Как я уже и говорила,   профессионалы 21-го века - это специалисты самого широкого профиля.  Для них не должно существовать непреодолимых границ между дисциплинами. Именно таких  специалистов должно готовить среднее и высшее образование. Слайд

Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка постепенно развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам 21-го века.  С помощью метапредметов уже на уровне средней школы  ученики могут осваивать передовые научные знания, проводить научные исследования, понимать серьезную литературу, обсуждать актуальные общественно-политические проблемы и предлагать решения. Слайд 

Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Слайд

Принцип метапредметности можно реализовать в разных форматах:

МЕТАПРЕДМЕТЫ, как самостоятельные учебные предметы в учебном плане, цели которых для учащихся  доступны.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ в содержании предметного  учебного курса – открытие для учащихся видов и приемов разнообразной учебной деятельности, целенаправленное обучение таким способам деятельности.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам, где происходит осознанный выбор содержания, видов и форм             деятельности (проектная и  исследовательская  деятельность). Слайд

Модернизация Российского образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала   методических приёмов учителя, активизацию деятельности   учащихся в ходе занятия. Это  напрямую связано с введением   метапредмета на уроках.

Слайд   Модели дидактических систем

Традиционная  (классно-урочная):

- триединая цель урока;

- план-конспект;

- методы, приёмы и формы обучения;

 типы уроков.

Модель  технологизации образования:

- технологическая карта поурочного планирования;

- технологические приёмы;

- этапы технологии;

- задачи этапов и диагностика их эффективности.

Модель компетентностного подхода:

- базовые и ключевые компетенции                                                                 

метапредметные результаты    УУД 

  - опыт ребёнка;

 - умение решать жизненные ситуации;

 - психолого-педагогические ситуации;                                                                     

 -рефлексия.

 

Слайд                

  Метапредметный подход

Метапредметный урок

Метадеятельность

Метаспособы

 Метаумения   УУД

СЛАЙДЫ 18-57

 

В качестве примера использования метапредметной технологии на уроках литературы хочется привести фрагменты моих  уроков.

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.  Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала  как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.

Например, при изучении творчества М.Ю.Лермонтова  и его «Песни про купца Калашникова…»   в 7 классе использую  сразу несколько метапредметов. («Задача» и  «Знак»)

Создание проблемной ситуации.  Использование  метапредмета    «Задача»

Учитель:  Готовясь к сегодняшнему уроку, я перечитывала сочинения учеников прошлых выпусков.  Хочу зачитать вам выдержку из одной работы:

« Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершил неверный поступок, идя  на смертный бой с опричником  Кирибеевичем. Он обрекает себя в любом случае на верную смерть, неважно победой закончится кулачный бой или поражением. А ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья! Не лучше ли было пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?»- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»)

- Какие цели и задачи нужно поставить перед собой на уроке? ( узнать, что такое конфликт в литературном произведении, понять, что воспевает М.Ю. Лермонтов в « Песне…», осмыслить поступок купца Калашникова, извлечь нравственные уроки из поэмы)

Составление кластера. Метапредмет «Знак»

- Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, составим кластер героев.

(Составление кластеров « купец Калашников» - «Кирибеевич» )

            Метапредмет «Знание», на мой взгляд, один из самых востребованных на уроках литературы. Он формирует способность работать с понятиями, способность работать с системами знаний, способность строить идеализацию. Освоение данного метапредмета предполагает развитие и таких универсальных способностей, как понимание и воображение.

   Урок по изучению рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»  в 5 классе.

Тема:  «Речь как отражение характера героя»

Начинаю с метапредмета «Понятие». Нам нужно определить понятие «речь» и выделить его основные признаки. Предлагаю данную работу провести в виде ролевой игры и мини -  исследования.(Метапредмет»Знание»)

Предлагаю провести интервью с одноклассником (заранее, до урока), записать на диктофон голос интервьюируемого, не называя его имя. Вопросы могут быть произвольными. Задание классу: определить, кому принадлежит голос. Объяснить свой выбор, выделить критерии, по которым определялся «хозяин» голоса.

Ученики называли  следующие:

- интонация (эмоциональность)

- манера говорить;

- выбор лексики (характерные выражения). Можно ли по данным критериям составить характеристику человека? Мы можем определить его темперамент, привычки, отношение к окружающим, эмоциональное состояние в момент речи.

После данной работы переходим к анализу речи Очумелова, героя рассказа Чехова, используя полученные в ходе исследования знание, внимание и воображение.

Метапредмет «Проблема» учит  обсуждать вопросы, которые носят характер открытых. Учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовать и вести диалог. У них развиваются способности проблематизации, целеполагания, рефлексии.

Использую данный метапредмет, к примеру,  на уроке  «Социально-нравственные проблемы рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Этот урок является завершающим в изучении произведения.  В начале урока определяем основную проблему:

- Можно ли доверять закону, который позволяет до смерти избивать солдата за побег? Предложите своё решение данной проблемы.

После такой творческой работы ученики готовы к обсуждению темы урока.

Я предлагаю практико-ориентированное задание по рассказу Л. Н. Толстого

1. Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете. Так ли это? Выскажите свою точку зрения.

2.Искренен ли полковник на балу? А после бала, на плацу, когда по его приказу жестоко избивают солдата?

3.Почему Иван Васильевич не вмешивается в происходящее?

4.Почему главный герой после изображённых событий « так нигде и не служил…»?

5.Изменится ли общество, если каждый человек будет стремиться к самосовершенствованию?

Использование метапредметной технологии на уроках   позволяет более качественно осуществлять развитие общеучебных компетенций у учащихся, выводит  на новый уровень подготовку учеников к Единому Государственному Экзамену по русскому языку и  литературе, что в свою очередь ведёт к становлению полноценной социализированной личности.


Метапредметное обучение
PPTX / 8.76 Мб

 

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога.

 

Во-вторых, они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.

Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Предварительный просмотр презентации

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС ДЖИОЕВА Л.О,УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто. К. Д. Ушинский

Ибо узкая специализация – идиотизация. Ибо узкая специализация – идиотизация. Бернард Шоу 1856 г. – 1950 г.   ирландский драматург, философ и прозаик

Французский писатель (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан)

Метапредметный подход

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия, требующего применения знаний и навыков учащихся в нестандартной ситуации.

ЧТО ТАКОЕ МЕТАПРЕДМЕТ? Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, - метапредметном - предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

“Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. “Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.

<номер> ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установление аналогий, подведенияе под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Требования к результатам освоения основной образовательной программы Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Что такое метапредметы? Как изыскать возможность включения их в учебный план при сегодняшней перегрузке учебного материала? Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности с высокой подготовкой к ЕГЭ? Какие существуют пути обеспечения принципа метапредметности в школе? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? Метапредметы? Метазнания? Метаспособы? ???

МЕТАПРЕДМЕТЫ: Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Назначение метапредметов – в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводяться при работе с любым предметным материалом. Название метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача» и остальные

МЕТАПРЕДМЕТЫ, как самостоятельные учебные предметы в учебном плане, цели которых для учащихся доступны. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ в содержании предметного учебного курса – открытие для учащихся видов и приемов разнообразной учебной деятельности, целенаправленное обучение таким способам деятельности. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам, где происходит осознанный выбор содержания, видов и форм деятельности (проектная и исследовательская деятельность). Принцип метапредметности можно реализовать в разных форматах:

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Модернизация Российского образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Это напрямую связано с введением метапредмета на уроках.

Модели дидактических систем Традиционная (классно-урочная): - триединая цель урока; - план-конспект; - методы , приёмы и формы обучения; типы уроков. Модель технологизации образования: - технологическая карта поурочного планирования; - технологические приёмы; - этапы технологии; - задачи этапов и диагностика их эффективности. Модель компетентностного подхода: - базовые и ключевые компетенции метапредметные результаты УУД - опыт ребёнка; - умение решать жизненные ситуации; - психолого-педагогические ситуации; - рефлексия.

Метапредметный урок Метадеятельность Метаспособы Метаумения УУД     Метапредметный подход

Составляющие любой деятельности: то, что делает ее содержательной,- предметная – это любая деятельность с предметом. (исследовательская, проектировочная, сценирующая, моделирующая, конструирующая, прогнозирующая). в любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной,- метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (исследовательская, проектировочная, сценирующая, моделирующая, конструирующая, прогнозирующая).

- это методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач – это присвоенные метаспособы: общеучебные, междисциплинарные (надпредметные), познавательные Метаспособы Метаумения знания и умения.

РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Главная задача учителя в современной системе образования – научить учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию, получать знания для того, чтобы тут же, в процессе обучения решать реальные задачи и находить решение современных проблем, используя неординарные подходы и творческие идеи.

Метапредметный урок личный опыт учащихся создание образовательных продуктов исследований развитие личности Продуктивная учебная деятельность

- это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся. – это переход от традиционной технологии к технологиям нового поколения, главная суть которых в личностно-ориентированной направленности. Метапредметный урок Метапредметный урок

Каким должен быть МП урок? Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Выводы на уроке делают сами учащиеся. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Планирование обратной связи – рефлексии.

Каким должен быть МП урок? Урок , на котором ученику должно быть комфортно. Урок с использованием техники (компьютер, интерактивная доска, флипчарт и другие. Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. Урок , содержащий разные виды деятельности. Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. Метапредметный урок – это создание ситуации успеха учителем для ученика. Урок предполагает сотрудничество , атмосферу увлеченности, взаимопонимание.

Признаки метапредметного урока учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни; на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция); созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления; учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.

Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировозренческих установок, ценностных, культурологических позиций. Цели метапредметного урока

Особенности метапредметного урока Это интегрированное занятие. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия.

Принципы составления метапредметных заданий Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский. Для максимального проявления индивидуальных способностей учащихся задание должно охватывать основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету. !!!Задание предполагает создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или ПОИСК известного решения.

Исследовательские задания Придумай и проведи опыт … и сформулируй вопросы к полученным результатам. Предложи несколько различных способов, с помощью которых можно изучать … и примените те из них, которые вам доступны. Результаты изучения изложи в произвольной форме.

сочинение-эссе на уроках литературы, русского языка; сочинение-эссе на уроках литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, литературы; написание cказок, рассказов по темам математики, русского языка, физики, химии и других предметов. Использование метапредметных заданий: Инсценировка эпизода

Как учить? Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя все более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся.

Как учить? Проведение уроков нового типа Необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке Использование новых технологий, в т.ч. информационно – коммуникативных. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

ИКТ - технологии Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности  позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания. ИКТ – техно логии

ИКТ технологии      К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютерных технологий на уроке и в ходе подготовки к нему. Сейчас  важно, чтобы ученики разрабатывали уроки вместе с учителем, делали различные презентации по темам. Это открывает большие возможности для учащихся. При создании ими презентаций, формируются важнейшие в современных условиях метапредметные навыки:

Формирование ИКТ компетенций обучающиеся критически осмысливают информацию; выделяют главное, подводят итоги; систематизируют и обобщают материал; грамотно представляют имеющуюся информацию: доказывают, объясняя; учатся находить проблемы; ориентируются в «глобальной паутине»; самостоятельно осуществляют и контролируют свою деятельность.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание учащимися презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет, ЦОР и ЭОР; использование готовых обучающих программ; создание проектов; разработка и использование собственных авторских программ.

Создание презентаций        Для подготовки презентации ученик должен провести большую исследовательскую работу, использовать разные источники информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).

Демонстрация презентаций В процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодёжной культуры. Презентация повысит самооценку

Плюсы презентаций в учебном процессе: Увеличивается объём информации на уроках (учащиеся благодаря иллюстрациям погружаются в эпоху изучаемого времени). Происходит систематизация знаний. У учащихся формируется концепция «Я - сам»: делаю, анализирую, осмысливаю, защищаю. На уроке создана ситуация успеха, положительная эмоциональная атмосфера. Ситуация успеха

Плюсы презентаций в учебном процессе: Презентация открывает мир, который можно посмотреть, выходя за рамки учебного материала. Работают все каналы приёма информации:   зрительный, слуховой. Растёт активность учащегося, он работает самостоятельно, по интересующей его теме. Повышается внимание, ученик не только работает по своей теме, но и внимательно слушает своих одноклассников, задает вопросы. Пытается найти ошибки в презентациях, а значит, он должен разбираться в теме одноклассника.

Плюсы презентаций в учебном процессе: Происходит смена деятельности в учебном процессе, не «учитель - ученик», а «ученик-учитель», при такой работе даже неуспешный ученик становится успешным, становится в центре внимания учебного процесса, а значит на уроке создана ситуация успеха. Одновременно при этом идёт обобщение и повторение пройденного материала. ситуация успеха

Плюсы презентаций Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Формируется ораторское искусство: мало сделать, надо защитить свою работу. При этом ученики могут работать как самостоятельно, так и в группах, это приводит к чувству ответственности за выполненную работу, итог – созидательный труд, а это один из главных элементов метапредметности. Работа в таком режиме способствует развитию интереса к предмету, а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории.

ВЫВОД Использование мультимедийных средств помогает реализовать метапредматный подход в обучении. Использовать данную технологию можно на всех предметах. Презентации дают высокий результат: развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают активность учащихся, развивается познавательная деятельность учащихся; возрастает интерес к предмету.

Проектирование      Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Он требует умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда.

Проектная деятельность Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день  видов обучающих технологий является проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. Особо хочется здесь подчеркнуть роль учителя, которую в данном случае переоценить невозможно: руководитель, консультант, советчик, критик, воспитатель, помощник.  

Проектная деятельность - эффективный способ обучения Работа ученика мотивирована (проект выполняется на тему, заинтересовавшую ученика). Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время (в основном в домашней обстановке, без «принуждения и понукания»). Взрослые (учителя и консультанты) воспринимаются учеником в качестве единомышленников, советчиков, помощников; поучение сменяется сотворчеством; резко возрастает самооценка учащегося. Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки.

Проектная деятельность Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка, т.к. работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми. В ходе работы ученик приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины. Ученику предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими, перенять опыт.

Проектная деятельность Расширяется круг интересов и общения ученика. Идет интегрированное обучение с другими учебными предметами и с самой жизнью. Работа над проектом обучает «по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям». Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной  жизненной ситуации, а это метапредметные связи.

Проектная деятельность отвечает всем  требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов и полностью соответствует метапредметному обучению.

Итог метапредметного урока Формулируя учебные задачи, помните, что главным итогом урока должно быть достижение метапредметного результата.

                                                                                                        освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные) Метапредметные образовательные результаты – УУД,

Реферат, доклад, сообщение, отчет; Афиша, буклет, альбом; Фото, видеофильм, спектакль; Газета, журнал, титульный лист; Плакат, открытка, рисунок; Макет, модель, муляж, символ, изделие; Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.); Схема, таблица, график, диаграмма; Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи; План, программа, сценарий; Алгоритм, компьютерная программа Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:

Метапредметные техологии проектная и исследовательская детельноть; личностно – ориентированные техологии ; техология решения изобретательских задач (ТРИЗ); ТРКМЧП (критическое мышление); интегративная технология; технология «Дебаты»; обучение в сотрудничестве (парная, групповая, работа); система оценки «Портфолио».

Формы метапредметного урока дискуссия семинар лабораторный практикум деловая или ролевая игра разработка и защита проекта интегрированный урок проблемная лекция

Модели и приемы обучения: дискуссионная модель обучения; обучение как исследование; обучение как игра; обучение учащихся общим приёмам мыслительной деятельности (составление кластеров, ОСК); обучение приёмам сворачивания информации: конспект, таблица, схема; использование общих алгоритмов, памяток (алгоритм проектной работы, памятка участнику дискуссии, памятка по составлению конспекта).

Хороший учитель может научить учеников даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский Цитата дня Тадеуш Котарбиньский 31.03.1886 - 03.10.1981, польский философ

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за полезную публикацию!

24 August 2019

Спасибо за оценку

24 August 2019

Похожие публикации