Статья «Метапредметный подход как средство повышения результатов образования»

10
4
Материал опубликован 3 September 2017

В последнее время стали особенно популярными такие понятия, как  «метапредмет», «метазнания», «метапредметность», «метаспособы», «метадеятельность». И это понятно, т.к.  метапредметный подход лежит  в основе новых образовательных стандартов. Конечно, как всё новое, метапредметный подход не является пока  понятным для каждого учителя.

Итак, разберёмся с понятиями. Мета- (с греч.μετά- — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Следовательно, «мета»  значит нечто всеобщее, интегрирующее, универсальное, применимое в любой области знания: метадеятельность – универсальная деятельность, метапредмет – универсальный предмет, метазнание – универсальное знание, метаспособ (метаумение) – универсальный способ.

Двигаясь только в рамках своей узкой предметной области, учитель лишается  возможности перспективно развиваться. Но любая предметная деятельность предполагает то, что делает её осознанной и ответственной: мотивация, целеполагание, планирование, выдвижение гипотез, выстраивание путей решения проблемы, прогнозирование.  И учитель должен уметь конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметные  способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного или  нескольких учебных предметов,  будут востребованы не только в рамках образовательного  процесса, но и при решении проблем в реальной жизни.

Новые требования к результатам обучения,  установленные ФГОС,  предполагают изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. А те выводы, к которым человек пришёл  сам, как известно, усваиваются лучше тех, которые были почерпнуты из какого бы то ни было источника.

Предметные результаты должны также повышаться за счёт формирования таких метаумений, как:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, классификация, доказательство);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть логические несоответствия);

- творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (умение задавать вопросы, формулирование гипотез, определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);

Формирование этих метапредметных умений происходит при использовании в образовательном процессе инновационных технологий обучения и воспитания: н-р, ТРКМ, метод проектов, исследовательская деятельность и др.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий самостоятельно получать необходимую информацию из разных  источников и анализировать её, выдвигать гипотезы, строить модели, принимать решения в разных ситуациях, делать выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов способствует успешной социализации учеников.

Возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своей деятельности широкую аудиторию развивает творческие способности обучающихся. Решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов, предпочтений и степени подготовленности каждого. Это обеспечивает каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения и саморазвития.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности интерактивных технологий позволяет улучшить качество усвоения материала, развивать у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение развивает коммуникативную компетентность обучающихся, весьма важную особенно в современном обществе.

Использование интерактивных методов делает  обучающегося не объектом обучения, а субъектом, т.е.  соучастником образовательного процесса. Они  учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своими затруднениями, выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

Вышеназванные технологии ярко демонстрируют принцип «метапредметности», который  состоит не в том, чтобы дать конкретные знания и умения, а в том, чтобы обучить общим приемам, техникам, схемам, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Таким образом, обучающийся усваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Следовательно, метапредметность можно рассматривать как некую  машину  по удвоению производительности труда в рамках одного и того же учебного времени.

Я думаю, что обращение к метапредметности в наше время, когда каждая предметная область обрастает всё новыми и новыми знаниями, просто необходимо, поскольку метапредметный подход не только помогает обучающимся усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает  к пониманию их сути.

Использованные источники:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). – [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html

2.      Громыко Н. В., Половкова М.В.  Метапредметный подход как ядро российского образования. –[Электронный ресурс]//  режим доступа: http://www.teacher-of-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf

3.      Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО.  Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения.  –[Электронный ресурс]//  режим доступа:  http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00231863_0.html

4.      Психологические основы типов обучения. – [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/8.html

5.      Википедия. -[Электронный ресурс]//  режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0-

Комментарии

Спасибо! Прочла с интересом!

5 August 2018

Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!

5 August 2018

Отличная статья, Надежда Владимировна!

10 April 2019

Спасибо, Кирилл Александрович!

10 April 2019

Похожие публикации