12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Семагина Елена Владимировна322
Я - Воспитатель. Стаж 6 лет. Образование средне - специальное. Ценю и уважаю труд воспитателей. А в первую очередь я мама двух замечательных сыночков.
Россия, Челябинская обл., Село Кизильское

Проект

 

«Метеорологическая станция

в детском саду»


 

Подготовила

Воспитатель

Семагина Елена Владимировна
 

МДОУ «Кизильский детский сад № 2

2019 г.

t1576145254ab.jpgВведение

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

                                                                                                                  К.Е.Тимирязев

 

.

Пояснительная записка.

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

 

 

К аждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на

улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К

сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное

солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой. С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.

Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни

человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.

Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических

станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты.

 

t1576145254ad.jpg

t1576145254ae.jpg

Работа метеоролога заключается в

наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.


 

Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

познакомить с профессией метеоролога;

формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира ( накапливание знаний народных примет о погоде); кроме этого дети научатся пользоваться

познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их;

формировать представления о четырех частях света;

познакомить детей с назначением метеорологической станцией познакомить с метеодомиком и его содержимым;

 

Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект, старший дошкольный возраст.

Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль 2019г. – ноябрь 2019 г.).

Этапы проекта:


 

1. Подготовительный этап:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

 

2. Основной

 

изготовление приборов – помощников

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником

наблюдений;

 

3. Заключительный

 

подготовка отчета с презентацией , рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

публикация в сборнике результатов проектной деятельности.

 

 

 

 

Содержание проекта:

     Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насеко мых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

   В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно – образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно–образного к словесно–логическому, понятийному мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

     Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.

В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее.

 

 

 

t1576145254af.jpg При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды на территории детского сада была оборудована метеостанция. С ее созданием появится

в озможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдения за погодой будут использоваться традиционные приборы компас, термометр и, дождемер, гигрометр, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, рамка облаков, снегомер.

       Наблюдая за погодой, дети научатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети будут наблюдать не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.

t1576145254ag.jpg

 

 

t1576145254ah.jpg

 

t1576145254ai.jpg

 

 

t1576145254aj.jpg

 

 

 

t1576145254ak.jpg

 

 

t1576145254al.jpg

 

t1576145254am.jpg

 

 

Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором. Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д.

 

t1576145254an.jpg

 

t1576145254ao.jpg

 

 

 

Для определения влажности воздуха нам служит сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный – закрывается.

t1576145254ap.jpg

 

t1576145254aq.jpg

t1576145254ar.jpg

 

Солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время .

t1576145254as.jpg

 

t1576145254at.jpg

 

 

t1576145254au.jpg

 

 

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности: наблюдать за небом и облачностью с помощью рамки облаков.

t1576145254av.jpg

 

 

t1576145254aw.jpg

 

t1576145254ax.jpg

 

Спомощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, с помощью флюгера и компаса определять стороны света и направление ветра.

 

t1576145254ay.jpg

 

 

t1576145254az.jpg

 

 

 

Измерять количество осадков с помощью дождемера и снегомера , с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды, сообщают прогноз погоды педагогам, родителям.

t1576145254ba.jpgt1576145254bb.jpgt1576145254bc.jpg

 

 

t1576145254bd.jpg

 

Также с детьми мы проводили опыт со снегом. Можно ли его есть? Мы занесли снегомер со снегом, снег растаял и мы сравнили талую и питьевую воду. И дети сделали вывод что талая вода грязная и значит, снег есть нельзя.

t1576145254bc.jpg

t1576145254be.jpg

 

 

t1576145254bf.jpg

 

Сцелью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды мы планируем посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений – предсказателей погоды» 

«Растения - предсказатели» погоды:

1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

Деревья – предсказатели:

1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.

3. Ветки елки книзу – к дождю.

Предсказывать погоду помогают животные – барометры:

При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,

Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается

и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.

Предсказывают погоду вороны.

Если вороны летом летают высоко,

поднимаются под тучи — к ненастью.

Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду.

Каркает зимой — к метели.

Летом ворона купается - к дождю.

А если вороны купаются ранней весной - к теплу.

Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.

Летом воробьи в пыли купаются — тоже часто к дождю.

Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель.

А дружно расчирикались — к потеплению

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо,

разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Работа с детьми

Образовательная деятельность

Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.            

Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.

Народные приметы.  

Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.

Опыты - эксперименты с водой, воздухом.

Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро».

Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды.

Пословицы, поговорки и загадки о природе.

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе.

Дидактическая игра «Прогноз погоды».

Формировать представления о погодных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.

Работа с родителями

Создание родителями книги «Народные приметы о погоде».

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.

   Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Результат проекта

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. Всё это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Володченкова Ольга Алексеевна, 12.12.19 в 17:03 0 Ответить Пожаловаться
Замечательная работа! Глаза у деток просто светятся!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.