Технологическая карта урока алгебры в 9 классе на тему «Решение неравенств методом интервалов»

6
0
Материал опубликован 1 March 2021

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока алгебры 9 класс на тему

"Решение неравенств методом интервалов"


Предмет:

Алгебра

Класс:

9

Учитель:

Н.С.Василенко

Базовый учебник:

Алгебра 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Ю.М.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; - М.: Просвящение,2016.-256с.

Тема урока:

Решение неравенств методом интервалов


Тип урока:



урок комплексного применения знаний и умений( урок в форме пресс – конференции).

Цель урока:

Деятельностная цель: развитие у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа: умение фиксировать собственные затруднения, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднения.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученного способа действий – алгоритма решения методом интервалов неравенств.

Планируемые результаты:

УУД

Личностные:


Осознание учащимися ценности полученных знаний.

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Формирование этических норм поведения, воспитание бережного отношения к людям, уважение к труду.

Метапредметные:


Умение принимать и сохранять цель урока.

Умение находить способы решения поставленной цели

Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:


Формирование навыка решения неравенств методом интервалов

Применение знаний на нахождение корней квадратного трехчлена, изображения графика квадратичной функции, нахождения промежутков знакопостоянства

Умение применять полученные знания в решении задач


Основные понятия, изучаемые на уроке:

Неравенства, метод интервалов

Методы:

по источникам знаний: словесный, наглядный;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое учебное оборудование:

медиа-проектор;

экран;

авторская презентация к уроку в электронном виде;

раздаточный материал;

Слова – эпиграф на доске.

Карточки с заданиями.

Таблички с указанием названий газет и журналов; нагрудные таблички корреспондентов

Педагогические технологии:

информационно- коммуникативная, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая

Структура урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(2 мин)

2. Актуализация знаний. (5 мин)

3. Постановка темы, цели и задач урока. (2 мин)

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. (20 мин)

5. Физкультминутка. (3 мин)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (10 мин)

7. Домашнее задание.(1 мин)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин)














План урока:



Этап урока

Содержание (цель) урока

Время (мин)

1

Организационный этап


Нацелить учащихся на урок

2

2

Актуализация знаний

Актуализировать умения раскладывать трёхчлен на множители

2

3.

Мотивация учебной деятельности


Обобщить теоретические сведения, полученные на предыдущих уроках

5

4

Первичное закрепление в измененной ситуации

Отработать алгоритм решения неравенств методом интервалов

5

5

Физкультминутка


Здоровьесберегающая технология

2

6

Первичное закрепление

Формирование навыка решения неравенств методом интервалов

2

7

Творческое применение знаний в новой ситуации

Формировать навык решения неравенств методом интервалов

2

8

Рефлексия

Подведение итогов занятия

2

9

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2







Сценарий урока.


Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы сделаем очередной шаг навстречу большой цели – итоговая аттестация. Я с радостью помогу вам сделать этот шаг. Однажды я прочла высказывание Р.Декарт«Мало иметь хороший ум, главное -хорошо его применять».

Пусть эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. А урок у нас не совсем обычный. Сегодня мы с вами отправимся на математическую пресс-конференцию. Прежде чем начать конференцию, позвольте мне познакомить вас с планом работы нашей конференции и представить экспертов.

1.Регистрация. 2.Тестирование. 3.Ознакомиться с правами и обязанностями. 4. Обсуждение заявленного круга вопросов. 5.Подведение итогов.

А экспертами будут Максим и Коля - учащиеся 10 класса.

Права и обязанности:

- можно высказывать свою мысль по желанию, а потом по порядку;

- когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают;

- сдерживаться от оценивания и резких высказываний в адрес участников группы;

- стараться прийти к общему мнению, если в группе имеется особое мнение, то и оно имеет право на существование;

-Итак, прошу вас пройти регистрацию. Откройте тетради, запишите число, классная работа и оставьте место для темы урока.


2. Актуализация знаний


1 этап регистрации:«Утраченная информация»

Нам необходимо восстановить утраченную информацию, разложить на множители выражения:

а) x2-16,

б) 3x2- 48,

в) 6x + 8x2,

г) x2- 5x + 6,


3 . Мотивация учебной деятельности


2 этап регистрации: «Тест контроль»


И второй этап допуска на нашу конференцию –это тест контроль. Время неспокойное, обстановка эпидемиологическая, каждый хочет быть уверен, что приняты все профилактические мероприятия.






І вариант

1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 + 6х + 9 имеет вид:

а) (х + 2)(х – 3);

б) (х + 3)2;

в) (х – 3)2.

2) Корнями уравнения (х – 2)(х + 10) = 0, являются:

а) 2 и 10;

б) 2 и – 10;

в) – 2 и 10.

3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х + 2)(х – 7) = 0

аt1614622759aa.gift1614622759ab.gift1614622759ab.gif )

-7 2


бt1614622759aa.gift1614622759ab.gift1614622759ab.gif )

-2 7


вt1614622759aa.gift1614622759ab.gift1614622759ab.gif )

-7 -2

4)Решением неравенства (х + 1)(х – 1) ≥ 0, является:

а) (– ∞; –1];

б) (– ∞; - 1] v [ 1; + ∞);

в) [–1; 1].

ІІ вариант

1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 – 8х + 16 имеет вид:

а) (х + 2)(х – 8);

б) (х + 4)2;

в) (х – 4)2.

2) Конями уравнения (х + 2)(х – 5) = 0, являются:

а) 2 и 5;

б) 2 и – 5;

в) – 2 и 5.

3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х – 4)(х – 11) = 0:

аt1614622759aa.gift1614622759ab.gift1614622759ab.gif )

-4 11

бt1614622759aa.gift1614622759ab.gift1614622759ab.gif )

-11 -4

вt1614622759aa.gift1614622759ab.gift1614622759ab.gif )

4 11

4)Решением неравенства (х + 5)(х – 3) ≥ 0, является:

а) (– ∞; – 5];

б) [–5; 3];

в) (– ∞; - 5] v [3; + ∞)


Ответы: І вариант все б);

ІІ вариант все в).

-Ребята сдайте ваши тесты нашим экспертам. (Эксперты проверяют работы, производят оценивание: за каждый правильный ответ на вопросы теста по 1 баллу (всего 4 балла)).

-Эксперты вы всех допускаете к участию в нашей конференции.

- Тогда ознакомьтесь с правами и обязанностями. Они лежат у вас на столах.

-Познакомьте пожалуйста экспертов, чем занимался наш класс( наше научное сообщество) последнее время.(Последнее время наш класс занимался исследованиями в области решения неравенств методом интервалов). Запишите тему урока.

-Как вы думаете, какой круг вопросов нам предстоит обсудить? (как решать неравенства второй степени методом интервалов; чем еще можно расширить наш математический кругозор; умеем ли мы работать самостоятельно и в группе; какой у нас уровень усвоения темы).

- Итак, я считаю, вы готовы начать нашу конференцию.

Некоторые СМИ прислали нам свои вопросы по этой теме, на которые мы сегодня с удовольствием ответим.

4.Первичное закрепление в измененной ситуации

Фронтальная работа с классом.

Журнал «Квант» нам прислал вопрос:


1)Какие вы знаете различные способы решения неравенств второй степени с одной переменной?

(Мы знаем два способа решения неравенств. а) Графический способ. б) Метод интервалов)

-В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 9-го класса. Он убедительно просит помочь решить неравенство (х – 4) (х + 1)>0.

Учитель: Когда произведение двух выражений положительно?

Уч-ся: Если оба сомножителя одновременно положительны или одновременно отрицательны.

-Значит, нужно решить две системы неравенств:

t1614622759ac.gif  t1614622759ad.gif

Два ученика у доски, остальные самостоятельно.

Решением первой системы будет промежуток (4; +∞), а решением второй – промежуток (-∞; -1). Таким образом, получаем, что решением исходного неравенства будет объединение этих промежутков, то есть x(-; -1) (4; +∞).

Учитель: Приемлем ли такой способ решения неравенств подобного вида?

Уч-ся: Да.



Научно-методический журнал «Математика. Всё для учителя!»


Учитель: А если нам потребуется решить неравенство 2 – 4) (х + 1)>0.

Учитель: А для этого неравенства такой способ решения удобен?

Уч-ся: Не совсем.

Учитель: Итак, для решения второго неравенства необходимо искать другой способ.

Учитель: - Для того чтобы решить данное неравенство, мы с вами, как и в предыдущих случаях, должны решить соответствующее уравнения.

Уч-ся: Корни уравнения: х1= -2, х2 = 2, х3= -1.

Учитель: Отметим их на координатном луче. - + - +

Что они сделали с ось ох?

Уч-ся: Они разбили ось ох на промежутки (-∞; -2); (-2;-1); (-1;2); (2; +∞).

-Как поступим дальше?

Уч-ся: Выясним, каковы знаки функции в каждом из указанных промежутков. Для этого возьмем число из промежутка и подставим в неравенство.

Мы видим, что в каждом из промежутков (-∞; -2); (-2;-1); (-1;2); (2; +∞) функция сохраняет знак, а при переходе через точки -2, -1, 2 её знак изменяется.

- Выберем промежуток, соответствующий знаку неравенства ( «+» – знак >, « – » – знак <) x(-2; -1) (2; +∞).

Учитель: -С помощью данного метода можно решить неравенство любой степени, в том числе и второй, которые мы с вами решали с помощью схематического построения параболы.

Учитель: Давайте повторим алгоритм решения неравенств методом интервалов.

1. Решить уравнение видаf(x)=(x-x1)…(x-xn)=0

2. Нанести нули на ось ох.

3. Определить знаки функции f(x) в каждом интервале, на которые разбивается ось ох нулями функции.

4.Выбрать нужный интервал (+, если стоит знак больше и -, если стоит знак меньше)

5. Записать ответ.


5.Физкультминутка

А сейчас я предлагаю сделать перерыв в работе нашей пресс- конференции.


Положите руки на стол перед собой.

Выдохните и позвольте своей голове медленно опуститься вниз.

Почувствуйте, как мускулы вашего затылка растянулись, полностью расслабьте плечи.

Теперь снова медленно поднимите голову и при этом сделайте вдох.

Дайте голове полностью откинуться назад, пока вам не покажется, что ваша грудная клетка распахнулась и наполнилась воздухом.

Когда вы снова будете выдыхать, делайте это медленно и снова опустите голову вниз, пока подбородок вновь не ляжет на грудь.

Подарите три таких особенных освежающих вдоха.

Интенсивно разотрите кисти рук, а затем встряхните их, чтобы разогреть пальцы. И приступаем к работе


6.Первичное закрепление


Газета «Стародубский вестник»


В редакцию нашей газеты приходят письма от читателей с просьбой рассказать о новой форме итоговой аттестации в 9 классе, о способах решения неравенств второй степени методом интервалов.

Рассмотрим упражнения «Сборника заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе».

Нам надо решить неравенства методом интервалов. Кто хочет рассказать, как это надо сделать?

Первое неравенство (х+3)(х-4)(х-7) > 0.

Решение:

f(х) = (х+3)(х-4)(х-7).

f(х)=0 при х=-3 или х=4 или х=7.

4.Ответ: (-3;4) t1614622759ai.gif (7; +∞).


Второе неравенство (х2-9)(х+5) ≤ 0.

Решение:

f(х) = (х-3)(х+3)(х+5).

f(х)=0 при х=3 или х=-3 или х=-5.

4. Ответ: (-∞;-5] t1614622759ai.gif [-3;3].


Журнал «Досуг в школе»


- Я подбираю материал для страницы «Изюминки». Уважаемые сотрудники, подскажите, где здесь сделаны ошибки.

Учитель: А сейчас, ребята, вы побываете в роли учителя. Проверьте работу ученика 9кл., находящуюся на листе. Ошибки подчеркните и внесите исправления в графу «Комментарии». (Работа идёт в парах. Одни пары получают задание таблицы 2, другие - задание таблицы 1.)

На выполнение работы 3 минуты.

t1614622759aj.jpg

t1614622759ak.png











7.Творческое применение знаний в новой ситуации


Журнал «В мире науки»


Мы бы хотели провести тестирование среди ваших сотрудников по теме, над которой вы работаете, и сразу получить результаты.

Каждая пара получает закрытый конверт с заданием, аналогичным одному из рассмотренных примеров и решает поставленную задачу, затем в виде отчета один из участников группы записывает ответ на доске и объясняет его.
Задания:

1) (х + 2)(х2 – 9) < 0. (х Є (- ∞; -3) v (-2; 3) )

2) (х2 + 4х – 5)(х+7)(х + 3) ≥ 0 (х Є (- ∞; -7]v [-5; -3] v [1; + ∞) )


8.Домашнее задание.

Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, оформят их в виде заметок и опубликуют на страницах своих изданий. Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает изучить проблему, предложенную корреспондентом газеты «Стародубский вестник» и в дальнейшем с результатами исследований познакомить читателей этого издания.

Пища для размышления.

Ваше домашнее задание нескольких уровне. Каждый выбирает уровень себе по силам.


І вариант


Начальный уровень

Решить неравенство методом интервалов

1) (х + 1)(х – 2) > 0 1 б

2) х2 – 3х + 2 ≤ 0 1,5 б

3) (х – 4)/(х + 5) < 0 1,5 б


Средний уровень


Решить неравенство методом интервалов

1) х2 – 7х + 12 ≤ 0 1 б

2) (х + 10)(х – 4) < 0 1 б

3) 2х (8 + х)(х – 12) > 0 1,5 б

4) (х + 2)(7 – х)(х – 13) 1,5 б

5) (х + 5)/(х - 6) >0 1 б


Достаточный уровень


Решить неравенство методом интервалов

1) (х – 2)(х +5)/(х + 2) ≥ 0 2 б

2) (х + 3)2(х + 1)(х – 2) ≤ 0 2 б

3) (16 – х2)(3х2 + 1) > 0 2 б

4) (6 – 3х)/(х + 4) ≥ 0 3 б

Высокий уровень


Решить неравенство методом интервалов

1) (х4 – 16х2)( - х2 – 5) ≤ 0 3 б

2) (– х2 + 8х – 7)/(х2 + х – 2) > 0 3 б

3) х3 – 5х2 + 6х ≥ 0 3 б

4) (х – 2)(х + 2)2(х + 3)/(х - 1) ≤ 0 3 б


ІІ вариант


Начальный уровень


Решить неравенство методом интервалов

1) (х + 2)(х – 3) > 0 1 б

2) х2 – 3х – 4 ≤ 0 1,5 б

3) (х – 5)/(х +6) < 0 1,5 б


Средний уровень


Решить неравенство методом интервалов

1) х2 – 6х + 5 < 0 1 б

2) (х + 9)(х – 2) < 0 1 б

3) 4х (5 + х)(х – 8) > 0 1,5 б

4) (х + 9)(6 – х)(х – 10) ≤ 0 1,5 б

5) (х – 4)/(х + 7) > 0 1 б


Достаточный уровень


Решить неравенство методом интервалов

1) (х + 1)(х – 9)/(х - 1) ≤ 0 2 б

2) (х + 2)(х – 1)(х – 3)2 ≤ 0 2 б

3) (25 – х2)(5х2 + 2) ≤ 0 2 б

4) (х + 4)/(10 - 2х) ≤ 0 3 б


Высокий уровень


Решить неравенство методом интервалов

1) (х4 – 25х2)( - х2 – 7) ≥ 0 3 б

2) (– х2 + 4х + 3)/( х2 – х – 2) < 0 3 б

3) х3 – 6х2 + 5х ≤ 0 3 б

4) (х – 3)(х + 3)2(х + 4)/(х - 2) ≥ 0 3 б


9.Итог урока.

«Рефлексия»

Учитель: -Как вы думаете, мы достигли поставленной на уроке цели?

-Неравенства какой степени мы теперь можем решать?

-Каким методом мы решали неравенства сегодня на уроке?

-Смогли бы вы объяснить своему товарищу как решить неравенство методом интервалов, если его не было на уроке?

Учитель:Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию». Я надеюсь, что в сегодняшнем уроке вы найдете для себя хоть крупинку полезного.


Учитель: У каждого из вас на столе бантики. Уходя из класса, нарядите нашу елочку к Новому году.

Бантик зеленого цвета обозначает: “У меня всё получилось! Можно двигатьсядальше!”.

Бантик синего цвета обозначает: “Я всё понял! Но допускаю нелепые ошибки!!! Нужно быть внимательнее!”.

Бантик белого или красного цвета обозначает: “Мне очень трудно!Помогите разобраться! Идти дальше нельзя!”.













Предварительный просмотр презентации

«Метод интервалов» (урок алгебры 9 класс) Урок разработала: Учитель математики МБОУ «Дохновичская СОШ» Василенко Наталья Сергеевна 14.12.2020 г.

«Мало иметь хороший ум, главное -хорошо его применять» Р.Декарт

Математическая пресс-конференция

1 этап регистрации «Утраченная информация» а) x2 16, б)6х+8х2, в) 3x2  48, г) x2  5x + 6, 1.Разложить на множители: (х  4)(х + 4) 2х (3х +4) 3(х  4)(х +4) (х  2)(х  3)

можно высказывать свою мысль по желанию, а потом по порядку; когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают; сдерживаться от оценивания и резких высказываний в адрес участников группы; - стараться прийти к общему мнению, если в группе имеется особое мнение, то и оно имеет право на существование; Права и обязанности

«Метод интервалов» 14.12.2020 г.

- Какие различные способы решения неравенств второй степени с одной переменной вы знаете? - Какие различные способы решения неравенств второй степени с одной переменной вы знаете? - В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 9-го класса. Он убедительно просит помочь решить неравенство (х-4)(х+1)>0 Журнал «Квант»

(х+1)(х-4) > 0. Решение : x ∈(-∞; -1)∪ (4; +∞)

Научно-методический журнал Удобно ли решить графически неравенство (х2 – 4) (х + 1)>0. « Математика в школе»

Алгоритм 1. Решить уравнение вида f(x)=(x-x1)…(x-xn)=0 2. Нанести нули на ось ох. 3.Определить знаки функции в каждом интервале, на которые разбивается ось ох нулями функции. 4.Выбрать интервал содержащий нужный знак («+», если в неравенстве стоит знак > и «-», если в неравенстве стоит знак <) 5. Записать ответ.

(х2 – 4) (х + 1)>0. 1. х1= -2, х2 = 2, х3= -1 2. -2 -1 2 3. Ответ: x∈(-2; -1)∪ (2; +∞)

Физкультминутка

В редакцию нашей газеты приходят письма от читателей с просьбой рассказать о новой форме итоговой аттестации в 9 классе, о способах решения неравенств второй степени методом интервалов. Газета «Стародубский вестник»

Я подбираю материал для страницы «Изюминки». Уважаемые сотрудники, подскажите, где здесь сделаны ошибки. Я подбираю материал для страницы «Изюминки». Уважаемые сотрудники, подскажите, где здесь сделаны ошибки. Журнал «Досуг в школе»

Журнал «В мире науки» Тестирование

Домашнее задание. 1). Выберите задания по силам. 2).Пища для ума. Подберите интересные уравнения из сборника ОГЭ.

3. Мне очень трудно! Помогите разобраться! Идти дальше нельзя! 1. У меня все получилось! Можно двигаться дальше! 2. Я всё понял! Но допускаю нелепые ошибки!!! Нужно быть внимательным! Рефлексия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.