Методическая разработка открытого урока математики в 9 классе «Решение неравенств методом интервалов»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Криничанская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Открытый урок математики в 9 классе
Тема урока:
«Решение неравенств методом интервалов»
Урок подготовила и провела:
учитель высшей
квалификационной категории
Глущенко Т.И.
Декабрь 2017 год
Тема урока: "Решение неравенств методом интервалов"
Цели урока:
Образовательная:
- создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Решение неравенств методом интервалов»;
- активизировать работу учащихся по применению знаний и умений к решению задач,
- подготовка к ОГЭ.
Развивающая:
- содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
- развитие навыков логического мышления, умения анализировать, преодолевать трудности при решении математических задач,
- развитие навыков самоконтроля, умения пользоваться опорными знаниями для их применения в новой ситуации;
Воспитательная:
- воспитывать ответственное отношение к изучению математики, трудолюбие, взаимопомощь, волю и настойчивость в достижении поставленной цели.
- способствовать воспитанию патриотизма, любви к родному краю.
Тип урока: интегрированный урок математики и краеведения.
Форма занятия: урок – игра «Путешествие по родному краю»
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы обучения: коллективная, самостоятельная.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, диагностические карты, памятки.
Ход урока:
I. Оргмомент: (Учащимся сообщается тема урока и цели, подчеркивается актуальность повторения данной темы для подготовки к ОГЭ).
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Перед нами сегодня стоит задача: повторить метод интервалов для решения неравенств.
Девиз сегодняшнего урока: “Нельзя изучать математику глядя на то, как это делает сосед”. Только свой труд в изучении математики может принести результаты. Однажды я прочла высказывание : «Получать готовую информацию и запоминать ее может компьютер, а человек должен думать». Пусть эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
Как сказал американский писатель-сатирик Кристиан Боуви "Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления”.
Наши знания должны работать и дать положительный результат на экзамене. Сегодня каждый из вас проведет диагностику своих знаний по данной теме, для этого у каждого диагностические карты, в которых вы оцените свои знания и возможности по каждому из разделов. В соответствии с этой оценкой на индивидуальных консультациях мы постараемся устранить имеющиеся пробелы. Ознакомьтесь, пожалуйста, с листами учёта знаний. А проведём мы наш урок в форме урока – игры «Путешествие по родному краю». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному Россошанскому району. У себя на столах вы можете найти вспомогательные материалы для работы, а также ваши права и обязанности, которыми мы будем пользоваться и исполнять в ходе нашего путешествия.
Права и обязанности:
- можно высказывать свою мысль по желанию, а потом по порядку;
- когда кто-то говорит, все слушают и не перебивают;
- сдерживаться от оценивания и резких высказываний в адрес участников группы;
- стараться прийти к общему мнению, если у вас имеется особое мнение, то и оно имеет право на существование.
Ответы учащихся фиксируются в лист учёта знаний учащихся:
Проверка домашнего задания |
Теоретическая разминка (математический диктант) |
Гимнастика для ума (вычисли устно) |
Работа у доски |
Самостоятельная работа |
Ищи ошибку! |
Решу ОГЭ |
II. Станция «Проверка домашнего задания»
Учитель: Итак, начнем наше путешествие.Первая наша станция называется «Проверка домашнего задания», но чтобы на неё попасть вы должны правильно ответить на вопрос по краеведению: «В каком году впервые встречается в ведомости церквей упоминание о слободе Россошь?» (1721 год).
(Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку домашних заданий в парах по ответам на слайде презентации). Выставляют оценки в «Листы учёта знаний».
III.Станция «Теоретическая разминка»
Учитель: Вторая станция называется «Теоретическая разминка», но чтобы на неё попасть вы должны правильно ответить на вопрос по краеведению: «Назовите фамилию помещика, чьими крепостными в начале XIX века была большая часть жителей слободы Россоши»
(Д. В. Чертков).
Вы ответили на вопрос и попали на станцию «Теоретическая разминка». Вам предстоит написать математический диктант по теории с последующей взаимопроверкой.
Вопросы:
Запишите формулу для вычисления дискриминанта квадратного уравнения.
Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
Записать формулы корней квадратного уравнения при условии, что дискриминант больше 0.
Когда ветви параболы направлены вниз, а когда – вверх?
Что называется нулями функции?
Запишите промежутки: а) от 0 до 5, включая 0 и не включая 5;
б) промежуток от 3 до 9, не включая 3 и включая 9.
(Учащиеся обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку математического диктанта в парах по ответам на слайде презентации). Выставляют оценки в «Листы учёта знаний».
IV. Станция « Гимнастика для ума (вычисли устно)»
Учитель: Третья наша станция называется «Гимнастика для ума». И чтобы на неё попасть Вам опять предстоит ответить на вопрос по краеведению: «Сколько дней продолжалась оккупация города Россошь и района? (Оккупация города Россошь и района продолжалась 6 месяцев и 9 дней).
Задания для устного счёта:
Разложите на множители квадратный трехчлен: х² + 6х + 9
Назовите нули функции: f(x)=x(x-7)(x+9)
Решите неравенство: (х + 1)(х – 1) ≥ 0
V. Станция «Работа у доски»
Учитель: Наша следующая станция называется «Работа у доски». И новое испытание: «Назовите дату освобождения города Россошь от немецко-фашистских захватчиков» (16 января 1943 года)
Класс делится на 2 варианта. По 1 человеку из каждого варианта работают у доски. Остальные решают задания на месте.
Решить неравенство:
1 вариант: x²-3x-4 ≥0 2 вариант: x²+7x+12 ≤ 0
x²-25 ≤ 0 x²-36 ≥0
VI. Станция «Спортивная». Физкультминутка
Мы прибываем на следующую станцию «Спортивная» и прежде, чем перейти к физкультминутке, я попрошу Вас ответить на следующий вопрос: «Назовите крупнейшие спортивные сооружения г. Россошь» («Ледовый Дворец», спорткомплекс «Химик», спорткомплекс «Строитель», ДЮСШ, стадион «Спартак», стадион «Локомотив»)
Звучит музыка для релаксации «Цветок лотоса» - Тайна 2.
Проводятся упражнения для коррекции зрения по слайдам презентации.
VII. Станция «Самостоятельная работа»
Учитель: Ребята, вы знаете, что уходящий 2017 год указом президента РФ В.В. Путина был объявлен годом экологии. А знаете ли вы, что у нас в Воронежской области была издана своя Красная книга Воронежской области, которая состоит из двух томов. В 1 том этой книги занесено 373 вида растений, грибов и лишайников. И для того, чтобы вы попали на следующую станцию «Самостоятельная работа», я попрошу ответить Вас на следующий вопрос: «В каком году издана Красная книга Воронежской области?» (в 2008 году)
Задания для самостоятельной работы:
Вариант 1.
Решите методом интервалов неравенства:
а)(4x-4)(x+5) ≥ 0
б) 9x²-3x-2 ≤ 0
Вариант 2.
Решите методом интервалов неравенства:
а) (2x-7)(x+6)≤ 0
б) 4x²-4x-3 ≥ 0
Учащиеся выполняют самостоятельную работу и сверяют свои ответы с ответами на слайде презентации.
Ответы:
1 вариант: а) (-∞;-5];[1;+∞)
б) [-1/3;2/3]
2 вариант: а) [-6;3,5]
б) (-∞;-0,5];[1,5;+∞)
VIII. Станция «Ищи ошибку»!
Учитель: Мы прибываем на станцию «Ищи ошибку!». Для того, чтобы наш электропоезд совершил остановку, отгадайте название следующего растения. Это растение занесено в Красную книгу. Оно зацветает в мае, растёт в тени под дубравами, цветки очень ароматны, капли сока этого растения укрепляют сердечную мышцу (ландыш)
Задания «Ищи ошибку!»
Решить неравенство:
а) (x+1)(x-7)< 0
ответ: [-1; 7]
б) (2х-5)(3х-6) ≥ 0
ответ: [2; 2,5]
IX. Станция «Реши ОГЭ»
Учитель: Чтобы сделать остановку на станции «Реши ОГЭ!», ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Какова численность населения г. Россошь?» (62884 чел.)
Задание ОГЭ 1 человек решает у доски, остальные – на местах.
Сколько чётных чисел принадлежит множеству решений неравенства:
x²-12x/(x-5)(x-7)< 0
Проверка решения с использованием презентации.
X.Станция «Домашнее задание»
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли на станцию «Домашнее задание»
Ваше домашнее задание нескольких уровней. Каждый выбирает уровень себе по силам.
Начальный уровень
Решить неравенство методом интервалов
1) (х + 4)(х – 2) > 0
2) х² +3х + 2 ≤ 0
3) (х – 5)/(х + 6) < 0
4) (х + 1)(х – 3) >0
5) х² – 3х – 4 ≤ 0
6) (х – 7)/(х +8) < 0
Средний уровень
Решить неравенство методом интервалов
1) х² - 7х + 12 ≤ 0
2) (х + 9)(х – 3) < 0
3) х (9 + х)(х – 11) > 0
4) (х + 4)(6 – х)(х – 12) ≥0
5) (х + 8)/(х - 5) >0
6) (х – 7)/(х + 4) > 0
Достаточный уровень
Решить неравенство методом интервалов
1) (х – 3)(х +6)/(х + 4) ≥ 0
2) (х + 4)²(х + 2)(х – 3) ≤ 0
3) (9 – х²)(4х² + 1) > 0
4) (8 – 4х)/(х + 3) ≥ 0
5) (16 – х²)(3х² + 2) ≤ 0
6) (х + 3)/(9 - 2х) ≤ 0
XI.Итог урока. Станция «Рефлекия».
Учитель: наш электропоезд прибывает на конечную остановку «Рефлексия». Прошу всех подсчитать баллы, заработанные на уроке.
Учащиеся по диагностическим картам подсчитывают баллы, заработанные на уроке. Выставляются оценки за урок.
Рефлексия:Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… |
я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… |