Публикация «Метод проектной деятельности как средство повышения качества образования в работе с детьми с ОВЗ»
Метод проектной деятельности как средство повышения
качества образования в работе с детьми с ОВЗ
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Книга - источник информации, чтение – способ получения этой информации.
Важно не только обучить детей технике чтения, но и воспитать увлечённого читателя, чтобы дети, овладев всеми навыками чтения, умели думать, чувствовать, жить, творить. Качественное чтение должно помочь ребёнку успешной социализации и адаптации в современном обществе.
С самого раннего возраста необходимо формировать у учащихся желание и привычку читать, учить ориентироваться в книге и среди книг.
Иными словами, необходимо развивать у детей читательскую компетентность:
-владение техникой чтения; -положительное отношение к самой читательской деятельности, -заинтересованность конкретными книгами, увлечение самим процессом чтения; -стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой. |
Для развития читательских интересов недостаточно времени, отводимого на уроках обучения грамоте или литературного чтения. Внеурочная (внеклассная) деятельность дополняет обычный урок, позволяет увеличить время для чтения художественной литературы, дает возможность расширить круг чтения, развить творческую и самостоятельную деятельность, помогает заинтересовать учеников чтением, сделать его любимым занятием.
Метод проекта - одна из личностно-ориентированных технологий. Проектная деятельность обеспечивает системно - деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе, является технологией устойчивого развития качества образования.
Для развития читательской компетенции учащихся своего класса я разработала и реализовала проект внеурочной деятельности «Учимся жить и дружить на примере героев коротких рассказов Н.Н. Носова».
Тип проекта: среднесрочный, творческий.
Цель: привитие интереса к книге и мотивации к чтению через творческую деятельность на основе знакомства с короткими рассказами Н.Н. Носова.
Ожидаемые результаты: В ходе работы над проектом учащиеся познакомятся с краткой биографией автора, короткими весёлыми рассказами Николая Николаевича Носова. Совершенствуется умение слушать и понимать обращённую речь, закрепится умение отвечать на вопросы полным ответом. Дети познакомятся с правилами рассматривания книг, научатся бережно относиться к книге.
В процессе планирования и подготовки проекта большое внимание я уделила созданию предметно-развивающей среды. В уголке чтения был портрет Н.Н. Носова, выставка книг «Весёлые рассказы Н. Носова для детей». Я подобрала иллюстрации к произведениям автора, фильмы по его рассказам, аудиозаписи, материалы для продуктивной деятельности.
Неоспоримое преимущество метода проекта - возможность системного планирования мероприятий, чередование различных форм, методов и приёмов формирования интереса к чтению:
Основной этап содержал разнообразные формы работы.
Знакомство с печатной книгой. Учащиеся в свободном доступе могли выбрать книгу, полистать её, рассмотреть иллюстрации. Познакомились с элементами книги. В процессе беседы «Как обращаться с книгой» узнали, как держать книгу, сидеть при чтении, как беречь книги. Получили практический опыт рассматривания книги под руководством педагога по плану.
Читатель в ребенке рождается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель - это уже читатель. У наших учеников недоразвитие многих речевых и неречевых функций приводит к существенным трудностям не только в овладения навыком чтения, но и в восприятии художественного произведения, а так же в понимании смысла услышанного, что в свою очередь снижает интерес к слушанию, а в дальнейшем и к чтению. Поэтому я использовала в работе такие формы, как слушание чтения учителя и прослушивание аудиозаписей.
Выразительное чтение педагога. В первом классе основная цель – обучение восприятию литературного произведения. Задачей мероприятий является формирование положительного отношения к слушанию и чтению детских книг. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает заинтересовать маленьких читателей, приучает слушать и слышать, понимать содержание, эмоционально переживать его. Были прочитаны рассказы «На горке», «Телефон», «Затейники», «Огурцы».
Прослушивание рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Младшие школьники способны слушать понравившиеся тексты много раз, причём интерес от раза к разу только увеличивается, дети, сами того не замечая, включаются в процесс договаривания или предупреждения реплик и диалогов персонажей, невольно повторяя интонацию актёра, расширяя и обогащая словарный запас. Знание текста проявляется в дальнейшем в пересказе содержания по иллюстрациям. При отборе материала для прослушивания учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Обязательным элементом успешности любой деятельности является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Опыт может быть востребован и развит самим лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих личностные ценности ребёнка. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход. После прочтения рассказов проведены речевые ситуации, занятие «Играем в героев рассказов Н.Н. Носова», разыгрывание сценок по прочитанным рассказам.
Включение в практическую работу элементов арт-терапии в форме инсценирования небольших произведения повышает мотивацию к чтению, улучшает эмоциональное состояние детей, позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, развивает творческие способности. Основное условие – атмосфера взаимодействия учителя и учащихся, основанная на принципе сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности детей.
Применение элементов игровой технологии в проекте - важная часть работы. Её органичность объясняется возрастными особенностями первоклассников, вызывает эмоции, заинтересованность, активность, помогает решать воспитательные, дидактические, развивающие задачи.
В процессе реализации проекта были проведены дидактические игры «Узнай рассказ по картинке» (по обложкам прочитанных книг), сюжетно-ролевая игра «Телефон», игра-викторина.
Включение игр наилучшим образом способствует адаптации детей к школе, сплочению коллектива, приобретению коммуникативных навыков и умений.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя.
Пробудить интерес детей к чтению могут люди, сами испытывающие радость от общения с книгой. Когда учитель и библиотекарь работают вместе, это дает положительные результаты. Экскурсии в библиотеку расширяют кругозор детей, дают социальный опыт поведения в общественном месте. Я провела экскурсии в школьную библиотеку, а так же городскую детскую по теме: «Кто такой Н. Носов?».
Привитие интереса к книге и чтению невозможно без активного участия родителей. Но в современном обществе утрачивается традиция чтения в семейном кругу. На педагога ложится необходимость приучать к чтению не только детей, но и вести просветительскую работу среди взрослых. В рамках проекта родители ознакомлены с методической разработкой «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей через чтение коротких рассказов Н. Носова», проведены индивидуальные беседы по развитию у детей интереса к чтению. Родители приняли участие в пополнении классной библиотеки книгами этого автора.
На заключительном этапе реализовались творческие способности учащихся. Дети раскрашивали рисунки по прочитанным рассказам, была оформлена выставка «Мы любим рассказы Н. Носова».
Итогом работы стало повышение интереса к чтению. В свободное время ученики чаще обращаются к книге, рассматривают иллюстрации, читают простые тексты. Стали внимательнее слушать чтение педагога. Бережно относятся к книгам, соблюдают правила рассматривания книг.
Проектная деятельность предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников, сделать чтение любимым занятием. Такая деятельность вне уроков способствует развитию читательского интереса, читательских умений, способствует повышению качества получаемых знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, самостоятельности, творческой активности.
Литература:
Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.
Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.