12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Виктория Владимировна1544
Работаю с детьми с ОВЗ
Россия, Луганская Народная Респ., г. Суходольск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
11

Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке и положительная мотивация как средство повышения качества образования обучающихся с ОВЗ

Государственное общеобразовательное учреждение ЛНР

«Суходольская специальная (коррекционная) школа - интернат»















Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке и положительная мотивация как средство повышения качества образования обучающихся с ОВЗ





Доклад









Подготовила

Кузнецова В.В.







2022 г.

Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности и один из факторов успешного обучения обучающихся на уроках.

Мотивация - это результат внутренних человеческих эмоций и потребностей, интересов, целей и задач, направленных на активизацию деятельности.

Формирование мотивации - это создание условий для появления внутренних стимулов для обучения, понимание их самими обучающимися. Этот момент учебной деятельности особенно важен на этапе начального обучения детей с ОВЗ. Большинство педагогов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка с ОВЗ. Педагоги, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями.

В связи с этим вопрос об особенностях формирования мотивации учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально. Путем успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей, доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов.

Предполагается взаимодействие следующих условий:

- гуманное отношение к детям;

- удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, воспитателем и одноклассниками в процессе учебной работы;

- обогащение мышления эмоциями, чувствами;

- стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;

- формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;

- воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Определяющим условием, конечно же, является взаимоотношение ребенка и педагога.

В своей работе с обучающимися с ОВЗ я использую следующие приемы и методы мотивации:

1. Новизна получаемой информации.

2. Игровая деятельность. По выражению Л.С. Выготского «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений».

Использование на уроках сказок максимально облегчают понимание и усвоение материала, соответствующего уровню начального этапа обучения. Сказку ребёнок воспринимает как игру, смысл которой заключается в развитии не только творческих сил и возможностей, но и в отработке навыков и умений.

3. Благоприятный психологический климат. Это обращение к обучающимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

4. Групповая работа и работа в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы обучающихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений. Работа в паре особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

Таким образом, мотивация – один из факторов успешного обучения обучающихся на уроках.



Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Я рассматриваю понятия «методы» и «средства» в аспекте стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении на уроках.

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребёнка мотивации к данному виду деятельности.

В своей деятельности я использую некоторые методы формирования учебной мотивации.

- Методы эмоционального стимулирования.

Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в обучении – т.е. создание цепочки ситуаций, в которых обучающийся добивается хороших результатов. Это ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод - один из наиболее действенных в формировании интереса к обучению.

Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для обучающихся не одного, а ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы слабоуспевающий ученик, который нуждается в стимулировании, смог решить его и почувствовать себя знающим и опытным. Далее следуют большие и сложные упражнения. Их выполняют более сильные обучающиеся.

Другим приёмом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, дети, испытывающие затруднения, могут получить карточки-подсказки, примеры-аналоги, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить обучающимся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.

Поощрение и порицание в обучении. Вовремя похвалить ребёнка в момент успеха и эмоционального подъёма, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием обучающегося. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребёнка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, выставление повышенной отметки.

Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Я считаю ценным методом стимулирования интереса к учению метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.

Короткие игры. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Так, для отработки навыков устного счёта на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные по принципу передачи права ответа по цепочке.

Игровые оболочки. Эти игры (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени.

К ним относится такой захватывающий приём, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы - игры. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки. «Три поросёнка» - Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода каждый поросёнок выбирает группу и начинает готовиться к строительству хижины или шалаша. В ходе одного задания они могут рассчитать, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т.д.

Постановка системы перспектив. А.С.Макаренко предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Необходима постановка перед обучающимися перспективы трёх уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причём на каждом из этих уровней можно ставить несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к новогоднему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, участие в походе, подготовка к итоговой четвертной контрольной работе, ежемесячная проверка техники чтения с отражением результатов через таблицу и фото на стенде и и т.д.

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материал игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку обучающихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - я раздаю по листу бумаги и прошу написать все известные слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания подсчитываем, сколько слов удалось написать, и выясняем, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Обучающиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать ещё.

Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Например, игра-путешествие «По лесным тропинкам» на уроке «Мир природы и человека». Изучая растения, обучающиеся вместе с воробьем могут посидеть на каждом дереве, рассмотреть его особенности, попрыгать по поляне вокруг цветов, вдыхая их аромат. Контрольную работу по математике можно провести в виде конкурса штурманов космических кораблей.

Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у обучающихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала с опорой на жизненный опыт обучающихся. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая создает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Одним из приёмов, входящих в этот метод, можно назвать приём создания на уроке ситуаций занимательности - введение занимательных примеров, опытов. Например, это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе», «явления природы в сказках» и др.

Только грамотный выбор методов и средств, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счете к совершению подростками правонарушений.

Анализируя, выше сказанное, можно сделать вывод, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности и воспитательной работы всего коллектива педагогов и воспитателей, направленной на социальную адаптацию воспитанников к полноценной жизни в современном обществе.





Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.