Интеграция как средство повышения качества образования в коррекционной школе

2
0
Материал опубликован 10 October 2021

Интеграция как средство повышения качества образования в коррекционной школе.

Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

В словаре дается такое определение интеграции - это объединение в целом каких-либо частей, элементов.

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. Сегодня мы остановимся на двух аспектах данной проблемы.

Первый – это образовательная и социальная интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.

В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин „интеграция“ означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования.

Сегодня это уже мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Это социальный заказ общества и государства, достигших определённого уровня экономического, культурного и правового развития.

Наиболее часто употребляемый термин — интегрированное обучение. Под интегрированным обучением понимается совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов.

Применительно к нашей школе это совместное обучение детей с лёгкой умственной отсталостью и детей, имеющих сложную структуру дефекта, умеренную и тяжёлую форму умственной отсталости.

Второй аспект проблемы – это интеграция образовательных областей. На этом аспекте я остановлюсь подробнее.

Какие недостатки имеет школьная система обучения сегодня? Это:

 многопредметность;

разобщённость учебных предметов;

плохая ориентация в содержании смежных дисциплин;

оторванность от жизни;

отсутствие целостного восприятия мира;

неумение переносить знания от одного предмета к другому;

перегрузка учащихся;

отсутствие познавательной активности и мотивации к предмету. 

     Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто даже не связывают воедино разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.

     В связи с этим возникают задачи:

помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;

покончить с разобщённостью школьных предметов;

повысить познавательную активность;

повысить практическую направленность обучения.

Все эти задачи актуальны и для коррекционной школы.

     Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей. В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в синтезе разных учебных предметов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью всех школьных дисциплин.

Остановимся на различных видах и формах интеграции.

Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя - взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.

t1633843989aa.png


Внутрипредметная

Внутрипредметная интеграция происходит в системе понятий, знаний, умений внутри одной образовательной области или по одной школьной дисциплине. Разрозненные понятия, факты, правила и т.д. объединяются в стройную систему.

Данный уровень интеграции предполагает создание спиральной структуры изложения учебного материала, организованного по принципу концентричности. То есть, процесс познания происходит двумя путями: от общего к частному или наоборот.

Например,

Некоторые гигиенические правила, нормы поведения и образа жизни сформировались у учащихся с раннего детства. Школьники знают, что занятие физическими упражнениями и спортом полезны и способствуют укреплению здоровья. На уроках естествознания они получают научное обоснование этого утверждения: регулярное упражнение различных групп мышц усиленно развивает их функции и координацию; под действием тренировки утолщаются мышечные волокна и вся мышца в целом; усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребности в кислороде, т.е. способствует тренировке дыхательной, сердечно-сосудистой систем, развитию, в том числе, и сердечной мышцы.

При этом новые знания вводят постепенно, расширяя и углубляя имеющийся круг представлений по конкретному предмету.

Например,

Тема «Привычки» на уроках психологический практикум

t1633843989ad.png

9 кл. Углубленное представление о привычках (полезные и вредные)

10 кл + Психоактивные средства. Предрасположенность к появлению зависимости от ПАВ у подростков. Способы отказа от употребления ПАВ.

11 кл «Как сказать нет», личный опыт, урок систематизации и обобщения знаний

На уроках этики

8 класс – понятие «Семья», состав семьи

9 класс - + понятие «Брак», функции семьи

10 класс + понятие «Предбрачный период», готовность к созданию семьи, правовая основа брака, социальные роли супругов

11класс +права и обязанности родителей, ответственность за здоровье и воспитание детей


      Современное преподавание требует, чтобы учитель пошёл по пути «укрупнения знаний». В этом ему может помочь технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц), которая предполагает:

 1.Одновременное изучение родственных тем и разделов

 2.Обобщение заданий и упражнений через:

  • самостоятельные действия на основе сравнения и обобщения, аналогии;
  • работа с деформированными текстами;
  • составление схем, графических формул, таблиц и т.п.;
  • наглядно-образные представления – самостоятельный подбор картинок и выполнение рисунков, иллюстративных изображений;
  • создание перспективы знаний и их применения.


Межпредметная

Межпредметная интеграция проявляется в умении использовать ЗУН по одному предмету при изучении другого. При этом ученик получает возможность овладевать знаниями в комплексе, воспринимать общенаучные понятия и явления целостно.

Построение учебного процесса на данном уровне интеграции может осуществляться несколькими путями.

Межпредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри– и межпредметной интеграции.

t1633843989ak.gif

Пути межпредметной интеграции могут быть горизонтальные - изучение сходного материала в разных учебных предметах, но с разных сторон (Тема «Бюджет семьи»)

и вертикальные - объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности или изучается на других учебных предметах.

t1633843989al.png

Интегрированный урок (занятие)

Эпизодическое использование материала из других областей знания. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Чаще всего такие уроки проводят совместно учителя, преподающие однопрофильные предметы. Однако в мире все взаимосвязано, а потому естественным представляется проведение интегрированных уроков и по не очень объединяемым дисциплинам (например, русский язык и домоводство).

Преимущество интегрированных уроков заключается в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой личности;

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.

Внешняя интеграция

Она возникает в результате активного развития государства, установления новых социальных взаимосвязей, формирования общества нового типа. Школа уже не является центром жизни и деятельности ребёнка.

В ФГОС по-новому обозначено место внеурочной деятельности школьников, которая является продолжением учебной деятельности и в то же время принципиально отличается от нее.

В этой связи эффективным способом организации внеурочной деятельности детей, а также ярким, убедительным средством внешней и внутренней интеграции являются проблемно-тематические дни, которые получили распространение в последние годы. Они могут проводиться в классном коллективе, а также во всей школе. Планирование, подготовка, проведение, подведение итогов такого дня позволяют включить каждого ребенка в различные виды деятельности и обеспечить его занятость во внеурочное время творческой и продуктивной работой.

Отличительные признаки проблемно-тематического дня:

наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации детьми в течение подготовки и проведения дня;

общая проблема может разбиваться на подвопросы, каждый из ко­торых рассматривается учениками разных классов за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, дискуссии после уроков, дома и т.п.);

целостность дня, т.е. подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной про­блеме;

значительную часть дня составляют импровизация, творчество, об­суждения, практическая деятельность детей;

в подготовке и проведении дня участвуют учителя, учащиеся разных классов, а так же возможно родители и уч-ся других школ


Как определяется тематика проблемно-тематических дней?

Взрослые и дети вместе осуществляют поиск тем и проблем для об­суждения.

Возможны разные подходы к определению содержания таких дней:

1. Определяется тема, а затем проблемы, которые будут обсуждаться.

Например, проблемы тематического дня «Я и вода»

«Какую воду мы пьем?»

«Как защитить внутренние воды своего региона?»

«Сколько стоит вода?»

«Как вести себя на воде?»

В этом случае используется соответствующий учебный материал из разных дисциплин (естествознание, география, ОБЖ, экономика, физкультура) при рассмотрении конкретной проблемы.

2. Определяется проблема дня с учетом темы какого-либо предмета, а затем проводятся учебные занятия по всем остальным предметам, при этом на каждом занятии разбирается аспект этой проблемы. За основу планирования дня берутся темы по образовательным стандартам учебных дисциплин и наполняются содержанием с учетом проблемы. Например, проблема дня связана с темой курса «Окружающий мир» и посвящена животным: «Почему животных называют нашими меньшими братьями?». Соответственно на русском языке отбираются связанные с этой проблемой тексты, на математике - задачи, на чтении - рассказы и т.п. После уро­ков организуется проектная деятельность по разработке живого уголка, проведение акций защиты животных.

3. Определяется тема, которая полезна и интересна самим детям и их родителям, при этом учебный материал используется в интегрированной виде безотносительно к какой-либо теме образовательного стандарта по предмету.

Примером является проблемно-тематический день «Один день из жизни семьи»:

«Ремонт в доме»;

«Мой дом - моя крепость»;

«Самая нужная вещь в доме»;

«Выращивание комнатных растений»;

«Герб моей семьи»;

«Читаем всей семьей».


Возможны и другие варианты определения содержания проблемно-тематического дня. Так, например, день «Крепка семья - крепка держава», в ходе которого на каждом учебном предмете рассматривалась конкретная проблема, связанная с этой те­мой .

Вывод. Интеграция – необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках школы была бы переходом школы на новый качественный уровень образования.

Первым опытом внешней интеграции в нашей школе было проведение экологического конкурса «Экологическая мозаика», в которой приняли участие учащиеся 8-9 классов трех коррекционных школ. Конкурс проходил по нескольким номинациям:

Буклет

Коллаж  

«Экологический плакат»

«Презентация» по теме «Животное или растение из Красной Книги Кировской области».

«Экологическая викторина»

При подготовке учащиеся использовали ЗУНы из разных дисциплин (естествознание, география, ручной труд, ИЗО, русский язык и др.).

Мероприятие очень понравилось уч-ся.






7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации