Статья «Деятельность студенческого отряда как эффективный метод приобретения навыков работы с детьми с ОВЗ»
Деятельность студенческого отряда, как эффективный метод приобретения
навыков работы с детьми с ОВЗ.
Наше общество стремительно развивается, и с этим возрастают требования к будущим педагогам, что требует от студента непрерывного профессионального самосовершенствования.
Обучение профессии педагога будет более эффективно, если у студента есть желание заниматься педагогической деятельностью, не только в учебный процесс, но и во внеурочное время. При этом у студента появляется возможность раскрыть свой творческий потенциал, что способствует закреплению теоретических знаний, расширяет возможность получения навыков, важных для будущей профессиональной деятельности ,компетенций.
Известный педагог П.П.Блонский писал, что «Педагогике невозможно научить книгами… Также необходима практика, но не копирующая( такая практика убийственна), а творческая и осознающая.» Поэтому, проанализировав ситуацию в системе образования, которая включает в себя инклюзивное образование, возникла идея создания отряда, деятельностью которого будет являться социально-культурная реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем политехникуме есть педагогические факультеты, это и стало основой создания отряда, из числа студентов старших курсов, где студенты получили бы практику по работе с детьми ОВЗ.
Основное направление проекта это социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы дети почувствовали заботу, понимание, принятие их такими какие они есть и не чувствовали закомплексованности от своих физических ограничений.
Общение студентов с детьми во внеурочное время обладает некоторыми преимуществами, по сравнению с учебным процессом, так как появляется необходимость, выходя за рамки нормативной деятельности, искать и находить инновационные способы решения педагогических проблем, что способствует выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
В реализации проекта предполагается деятельность отряда, направленная на организацию досуга детей и подростков с ОВЗ и содействие в развитии их творческих способностей.
Очень тяжело заниматься с ребёнком, который ограничен в своих физических возможностях, но когда видишь улыбку ребёнка , его желание общаться, то все трудности исчезают сами. При творческих занятиях с детьми , у них исчезает внутренний дискомфорт и появляется интерес к дальнейшему общению и новым знаниям.
В рамках этого проекта отрядом были проведены мероприятия посвященные Всемирному дню улыбки и Дню инвалида.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что общение с особенными детьми требует особого подхода, и тех знаний, полученных в теории мало, нужна большая творческая практика, знания психологии общения с такими детьми и их родителями.
Декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но не везде есть условия для создания возможности такого участия инвалидов в социально-культурной реабилитации. Создание равных возможностей для инвалидов и здоровых людей связано с обеспечением доступности не только в образовании, но и в культурной, творческой и досуговой деятельности.
В проведении мероприятий нам помогли сотрудники отдела КЦСОН, которые помогли собрать детей и предоставили помещение для встреч. После проведённого мероприятия дети еще долго не расходились, им хотелась рассказать, как они живут, чем занимаются. Просили почаще встречаться. Родителям было приятно видеть как дети общаются между собой и хотят еще и еще говорить о том как они живут и чем занимаются, о планах на будущее. Желание чаще встречаться было единым как у детей, так и у родителей.
Было бы очень хорошо, если такие встречи будут проходить хотя бы один раз в месяц, когда дети из деревень будут приезжать и общаться с равными себе. Найдут друзей и единомышленников по интересам. Почувствуют, что они не забыты, не брошены на существование в кругу своих родственников. Что есть такие же как они, что они нужны обществу и что они многому могут научиться и научить других тому что умеют сами.
Деятельность таких отрядов, как наш, может стать той средой, где протекает процесс реабилитации, социализации и развития личности. На сегодняшний день одной из нерешенных проблем детей-инвалидов является изолированность от общения со сверстниками. Особенно это ярко выражено в условиях сельской местности, где в семье есть ребёнок-инвалид, обучающийся на дому.
В планах отряда есть организация «Творческой мастерской», где дети будут заниматься рукоделием, делиться своими знаниями и умениями.
Будущий педагог получает огромную пользу при общении с детьми с ОВЗ в неформальной обстановке, приобретая такие качества как деликатность, способность чувствовать трудности другого, терпимости, желанию помочь.
ССЫЛКИ
https://vk.com/kcson_deb?w=wall-137751117_731
https://vk.com/club182852076?w=wall-182852076_132%2Fall