Публикация «Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальном звене»
Из опыта работы с детьми ОВЗ
«Активные формы и методы работы с детьми
с ОВЗ в начальном звене»
Я работаю учителем начальных классов в МКОУ СОШ № 2 с.Князе-Волконское -1, Хабаровского края Хабаровского района. Педагогический стаж работы 2 года. В 2020 году прошла переподготовку в Тихоокеанском государственном университете Факультета дополнительного профессионального образования РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ получила дополнительное образование «Основы инклюзивного образования», которое подразумевает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ранее я не имела опыта работы в школе и с такими детьми, поэтому всё для меня было новым. Получив эту квалификацию, я стала работать с мальчиком, который получил травму при рождении, в результате чего стал инвалидом. В настоящее время мальчику 7 лет, и он является учеником первого класса.
Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде напряженные мышцы рук. Тонус мышц повышен, они постоянно находятся в состоянии сокращения, что затрудняет деятельность. Левая рука полностью не контролируема. Мальчик с трудом обслуживает себя, ему необходима помощь, как родителя, так и учителя. Учебные занятия проходят в школе, в общеобразовательном классе, но ребенку необходимы: помощь и контроль со стороны учителя. Все уроки соответствуют учебному плану школы, по программе УМК «Школа России» вида 7.1.
Общение ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и адаптироваться в социуме.
Свои учебные занятия я всегда строю исходя из того, что в классе есть ребенок с ОВЗ. Мы начинаем свой учебный день с урока чтения, на котором проще установить контакт с детьми. Обязательно проговариваем какое сегодня число, месяц, год, день. Когда мальчик поступил в школу, у него отсутствовал навык общения со сверстниками, поэтому весь учебный процесс сводился к диалоговому общению между учителем и ребенком. При поступлении в школу он не знал буквы, не фиксировал взор на картинке в учебнике, испытывал трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении. Начинали работу с упражнений в устойчивости фиксации взора, развитию пространственного восприятия. Это такие игровые занятия, как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом», последовательный показ картинок, построение геометрических форм и предметных изображений из счетных палочек. Далее следовала работа с сюжетными картинками; описание окружающих предметов (любимой игрушки, дерева под окном, человека).
На сегодняшний день мы уже легко составляем целый рассказ по картинке, если мальчик испытывает трудности, я помогаю ему наводящими словами. Существенно затрудняет обучение чтению нарушение зрения, ребёнок путает начертания букв, воспринимает только крупный шрифт, под определённым наклоном, в удобном положении.
В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие слухового внимания, здесь мне помогают такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары ». В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы.
После урока чтения, переходим к уроку русского языка. Ученик, обладает хорошей памятью, успешно усваивает правила, орфографически и орфоэпически грамотно произносит слова. Этот урок не вызывал бы особых затруднений, если бы мальчику было легко писать. Из-за расстройств мышечного тонуса, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку. Справиться со сложностями на этом уроке нам частично помогают разные приспособления для письма. У ребенка специальная ручка с держателем.
Одним из трудных уроков для нас является урок математики. Плохо усвоил состав числа (до 20). Программа составлена, так, что ребенок может усваивать материал постепенно. Необходимые таблицы мы держим перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент. Часто на уроке математики используем карточки- домики. Так же нашим помощником является счетные палочки и касса, с печатными материалами.
При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать ярким. И только после этого – поиск решения.
Широкое распространение сейчас получает дистанционное обучение. В нашей школе ребята активно пользуются платформой УЧИ.РУ. Каждому ребенку можно дополнительно закреплять различный материал урока, а также совершенствовать свои знания, участвуя в олимпиадах.
В классе так же есть компьютеры, которые предназначены специально для работы с детьми.
Общение между преподавателем и учеником происходит в режиме - онлайн. Дети задают вопросы и отчитываются по сделанным заданиям. Этот способ обучения я использую, когда наступает пик вирусных и инфекционных заболеваний. Но без помощи родителя, такой формат обучения не может быть осуществлён.
Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, совместно с родителями мы организовываем классные мероприятия.
Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением психолого-педагогического сопровождения ребёнка и тесным контактом с родителями.