Предварительный просмотр презентации
Метод психологической помощи-куклотерапия
Куклотерапия — метод психологической помощи Куклотерапия - это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арт-терапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача) Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Данный метод призван В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией. помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Куклотерапия в работе выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать его, снижать эмоциональное напряжение и повышать степень социализации в будущем. Куклотерапия в работе выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать его, снижать эмоциональное напряжение и повышать степень социализации в будущем. Широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребёнка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (когда герой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным. Кукла в руках пациента - ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Для ребенка именно игрушки - наперсники, а с равными общаешься без напряжения. Да и взрослые не без удовольствия возвращаются к своей открытой детской сущности. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.
Куклотерапия — метод психологической помощи В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.
Критерии эффективности Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать), первой «заговорит» с ним. Он тоже может взять в руки куклу и говорить от ее имени. Это используют психологи, проводящие тренинги. Фигурки-«помощники» облегчают знакомство участников тренинга. «Катарсис - это специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта». Средствами для достижения катарсиса являются проигрывание и проговаривание своих проблем. Куклы и специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их решения. «Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы». Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Куклотерапия в сочетании с другими арт-технологиями Куклотерапия Изотерапия Песочная терапия Сказкотерапия Музыкотерапия Ароматерапия Мульттерапия Кинезиотерапия Акватерапия Библиотерапия (либропсихотерапия) Танцтерапия и т.д. Анималотерапия Пластилинотерапия Маскотерапия Фототерапия
Задание 1 Раскрась куклу: 1. По шаблону, 2. По образцу, 3. Самостоятельно. Задание 2 Выполни аппликацию – куклу: 1. Из ткани, 2. Из сыпучих материалов, 3. Из пластилина.
Задание 3. Слепи куклу: 1. Из пластилина, 2. Из соленого теста. 3. Вылепи кукле платье. Задание 4. 1. Выбери радостную куклу.
Задание 5. 1. Выбери фото игрушки, которая нравится. 2. Сфотографируйся с любимой куклой. Задание 6. 1. Покатай куклу на лошадке. 2. Напои игрушки чаем. 3. Полечи игрушку.