12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лопатина Елена Анатольевна122
10

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся


Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий

энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

В.А. Сухомлинский.




ТЕМА: «
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся». 


Начать мне хотелось бы с описания ситуации, о которой рассказывает в своей книге Уилльям Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы про­вести исследование умственных способностей детей. После соответ­ствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно со­вершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более по­ловины в действительности обладали средними или невысокими ум­ственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являют­ся лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».


В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.



Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъе­ма, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. По­мня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.

Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.



Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.



Условия, способствующие созданию ситуации успеха


Соответствие материала по сложности и типу класса;

Применение уровневого деления учащихся;

Учет психофизического развития каждого ученика

Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития каждого ученика;

Оптимальный темп урока;

Межпредметные связи

Опора на знания учащихся;

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;


О том, как лучше организовать обучение и воспитание детей, рассуждали многие великие педагоги:
1. Константин Дмитриевич Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. 
2. Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя… Радость успеха может померкнуть». 


Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому обучающему возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. 

Как же создать на уроке и воспитательном занятии ситуацию успеха? Ведь ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. 


Игра «Ситуация успеха». 
Я предлагаю вам принять участие в одной интересной игре. Давайте попробуем честно и откровенно закончить предложения в упражнении 
«Кто я?»: 

Вопросы раздать

- Я горжусь собой, когда я ... 
- Я симпатичный человек, потому что ... 
- У меня есть такие два замечательных качества ... 
- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(-а) в своей жизни ... 


Вопросы для обсуждения: 
• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему? 
• Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”? 

Нам, взрослым людям, очень сложно откровенно говорить о самих себе, а каково нашим ученикам слышать от окружающих нелестные отзывы о своей учебе, поведении и нравах? Именно ситуации успеха, создаваемые педагогами на занятиях, позволят детям раскрыться со своих лучших, скрытых сторон. 


Практические задания. 

Задание: № 1-й. 
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. Предложите свои варианты действий учителя. 


ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ/ЗАНЯТИИ 
1. Останавливаем внимание на негативном 
2. Улыбка, добрый взгляд 
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому 
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …) 
5. Сравнение одного ребёнка с другим 
6. Отмечает персональную исключительность 
7. Аргументирует надобность действий 
8. Учит алгоритму действий 
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали 
10. Учитель много говорит за детей 
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников 
12. Верит в способность ученика 
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований 



Задание: № 2. 
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке и занятии. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка. 


Предлагаю привести несколько возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» 


Некоторые варианты: 
Это великолепно! Ты сегодня сделал лучше, чем вчера! 
Молодец! Вы меня порадовали! 
Уже намного лучше! Вы превзошли мои ожидания! 
Грандиозно! У вас сегодня всё получилось! 
Поздравляю, молодец! Я поражена вашими знаниями! 
Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! 
Ты на верном пути. 
Ты делаешь это сегодня значительно лучше! 
Замечательно! 
Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 
Так держать! 
Это успешное начало. 
Отлично! 
Фантастика! 
Поздравляю! 
Ты прав. 
Превосходно! 
Умничка! 
Молодчина! 
Большое тебе спасибо! 
Твои успехи все заметнее. 
Это твоя победа! 
Красивая мысль! 
Это интересно! 
Я верю в тебя. 
Спасибо. 


"Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха".

Технологические операции создания ситуаций успеха:



Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.



Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

У вас обязательно получиться”.

Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.



Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

Возможно, лучше всего начать с…..”.

Выполняя работу, не забудьте о…..”.



Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”



Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

Только ты и мог бы….”.

Только тебе я и могу доверить…”.

Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”



Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

Нам уже не терпится начать работу…”.

Так хочется поскорее увидеть…”



Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Тебе особенно удалось то объяснение”.

Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.



И в конце нашей встречи предлагаю Вам протестировать себя: 


1. Всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)? 
2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося?
3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.? 
4. Часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ? 
5. Часто ли показываете учащимся, что верите в их возможности? 
6. Всегда ли вы способны внушать своим ученикам уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях? 
7. Хотели бы вы присутствовать в качестве ученика на своих уроках? 
8. Вам самим интересны ваши уроки? 


Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы умеете создать ситуацию успеха при обучении и воспитании ребят. Ведь закон успешности гласит: 
*Счастливого человека может воспитать только счастливый. 
* Успех школьнику может создать педагог, который сам переживает радость успеха. 


Желаю себе и всем Вам: 
МУЖЕСТВА - изменить то, что можно изменить в себе. 
СМИРЕНИЯ - принять то, что изменить в себе невозможно. 
РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого. 













Алгоритм создания ситуации успеха на уроке



Этап

Педагоги­ческая задача

Дифференциация

учащихся

Дельность учителя

Мотивационно-целевой




Сформировать

мотив достижения; настроить на успеш­ное выполнение задания




Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного

рода

Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно вы­полнившие задания по­добного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

Организационный




Обеспе­чить усло­вия успешной

дея­тельности, заинтере­совать по­знаватель­ным про­цессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль на­чала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе вы­полнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоя­тельно

Обеспечение права выбора за­даний, эмоциональное и интел­лектуальное стимулирование познавательной деятельности

Итоговый

Сформи­ровать осознанное отношение к итогу учебной деятель­ности; об­ратить результат в мотив для новой по­знаватель­ной дея­тельности

Резуль­тат, адек­ватный усили­ям

Учащиеся, получившие неудовлетвори­тельные отмет­ки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, по­втор всей цепи с исходных пози­ций

Учащиеся, по­учившие хо­рошие и отлич­ные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую ус­пешную работу

Резуль­тат, не аде­кват­ный усили­ям

Учащиеся, по­учившие не­удовлетвори­тельные отмет­ки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в зна­ниях и умениях

Учащиеся, по­учившие хо­рошие и отлич­ные отметки

Проверка условий учебной рабо­ты на предыдущем этапе, орга­низация ситуации преодоления в будущей деятельности



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.