Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 1
Программа воспитания и социализации «Ситуация успеха»
Автор программы воспитания и социализации: Кубарь Мария Андреевна, классный руководитель 7 «Б» класса МОУ гимназии № 1
|
681013, Россия, Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина,11 тел. (4217) 54-50-85 2021год
Воспитательная система класса МОУ гимназия №1 Классный руководитель: Кубарь Мария Андреевна |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 – образовательное учреждение Центрального округа г.Комсомольска-на-Амуре. Школа №1 – победитель краевого этапа конкурса «Школа года-2009» среди муниципальных общеобразовательных учреждений. 7Б класс – класс с углубленным изучением русского языка.
1 | Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся |
Средний возраст учащихся класса – 13 лет, согласно возрастной периодизации психического развития – это подростковый возраст. Ведущей деятельностью для ребят в этот период является общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми; подросткам свойственно стремиться быть непохожими на других и быть признанными другими. В подростковом возрасте многие пытаются утвердить себя в роли лидеров. Если отношения в классе не создают возможностей для реализации этих стремлений, учащиеся ищут такие возможности в других объединениях. Лидерский опыт - это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным. Цели: Создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность. Сплочение классного коллектива, создание условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся; Создание условий для формирования творческой личности учащихся, развития интеллекта. Воспитание гражданско-патриотических качеств у учащихся, умения ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества; Укрепление здоровья учащихся, физическое развитие и совершенствование. Задачи: совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах; формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей; формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины, потребность в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции; продолжать развивать ученическое самоуправление, как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося; развивать и совершенствовать системы внеурочной деятельности и дополнительного образования; развивать коммуникативные умений педагогов, навыки работать в системе «учитель – ученик - родитель».
2 | Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации |
Организация воспитания и социализации учащихся лицея в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям: 1. Воспитание познания самого себя, осмысления сильных и слабых сторон своей личности, принятия себя как ценности и в самовоспитании; 2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностного отношения к природе, окружающей среде. 4. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 5. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации на уровне среднего общего образования реализуются в сферах: – отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) – отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими); – отношения обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни); – отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); – отношения обучающихся к себе, своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов); – отношения обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения); – трудовых и социально-экономических отношений (включает подготовку личности к трудовой деятельности). Ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования – базовые национальные ценности российского общества, сформулированные в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в тексте ФГОС СОО. Организация воспитания и социализации обучающихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по соответствующим направлениям. 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни, труду, профессиональному самоопределению. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое; здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
3 | Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся |
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) предполагают: воспитание патриотизма, чувства гордости за свой край, за свою Родину, прошлое и настоящее народов Российской Федерации, ответственности за будущее России, уважения к своему народу, народам России, уважения государственных символов (герба, флага, гимна); готовности к защите интересов Отечества. Для воспитания обучающихся в сфере отношения к России как к Родине (Отечеству) используются: – туристско-краеведческая, художественно-эстетическая, спортивная, познавательная и другие виды деятельности; – туристические походы, краеведческие экспедиции, работа поисковых отрядов, детский познавательный туризм (сбор материалов об истории и культуре родного края; работа в школьных музеях; подготовка и проведение самодеятельных концертов, театральных постановок; просмотр спортивных соревнований с участием сборной России, региональных команд; просмотр кинофильмов исторического и патриотического содержания; участие в патриотических акциях и другие формы занятий); – общегосударственные, региональные и корпоративные ритуалы (ритуалы образовательной организации, предприятия, общественного объединения и т.д.); развитие у подрастающего поколения уважения к историческим символам и памятникам Отечества; – потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Общественные науки», обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире; – этнические культурные традиции и народное творчество; уникальное российское культурное наследие (литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое); – детская литература (приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы). Воспитание обучающихся в сфере отношения к России как к Родине (Отечеству) включает: – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; – взаимодействие с библиотеками, приобщение к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; – обеспечение доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношений с окружающими людьми предполагают формирование: – толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; – мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире; – выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – развитие культуры межнационального общения; – развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере семейных отношений предполагают формирование у обучающихся: – уважительного отношения к родителям, готовности понять их позицию, принять их заботу, готовности договариваться с родителями и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределения семейных обязанностей; – ответственного отношения к созданию и сохранению семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Для воспитания, социализации и духовно-нравственного развития в сфере отношений с окружающими людьми и в семье используются: – добровольческая, коммуникативная, познавательная, игровая, рефлексивнооценочная, художественно-эстетическая и другие виды деятельности; – дискуссионные формы, просмотр и обсуждение актуальных фильмов, театральных спектаклей, постановка обучающимися спектаклей в школьном театре, разыгрывание ситуаций для решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора и иные разновидности занятий; – потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», Родной язык и родная литература» и «Общественные науки», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношений с окружающими людьми; – сотрудничество с традиционными религиозными общинами. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения к закону, государству и гражданскому обществу предусматривают: – формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; – развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; – формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Формирование антикоррупционного мировоззрения. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в данной области осуществляются: – в рамках общественной (участие в самоуправлении), проектной, добровольческой, игровой, коммуникативной и других видов деятельности; – в следующих формах занятий: деловые игры, имитационные модели, социальные тренажеры; – с использованием потенциала учебных предметов предметной области «Общественные науки», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношений к закону, государству и гражданскому обществу. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя, обеспечение самоопределения, самосовершенствования предполагают: – воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы; – реализацию обучающимися практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; формирование позитивных жизненных ориентиров и планов; – формирование у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – формирование у обучающихся готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так и других людей; умение оказывать первую помощь; развитие культуры здорового питания; – содействие в осознанной выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. Для осуществления воспитания, социализации и духовно-нравственного развития в сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя, для обеспечения самоопределения, самосовершенствования используются: – проектная (индивидуальные и коллективные проекты), учебно-познавательная, рефлексивно-оценочная, коммуникативная, физкультурно-оздоровительная и другие виды деятельности; – индивидуальные проекты самосовершенствования, читательские конференции, дискуссии, просветительские беседы, встречи с экспертами (психологами, врачами, людьми, получившими общественное признание); – массовые общественно-спортивные мероприятия и привлечение к участию в них детей; – потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Общественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношения Человека к себе, к своему здоровью, к познанию себя. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре предусматривают: – формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; – развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. Для реализации задач воспитания, социализации и духовно-нравственного развития в сфере отношения к окружающему миру, живой природе, художественной культуре используются: – художественно-эстетическая (в том числе продуктивная), научноисследовательская, проектная, природоохранная, коммуникативная и другие виды деятельности; – экскурсии в музеи, на выставки, экологические акции, другие формы занятий; – потенциал учебных предметов предметных областей «Общественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», «Естественные науки», «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература» и «Иностранные языки», обеспечивающий ориентацию обучающихся в сфере отношения к окружающему миру, живой природе, художественной культуре. Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере трудовых и социально-экономических отношений предполагают: – осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; – формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; – формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестно, ответственно и творчески относиться к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Для воспитания, социализации и духовно-нравственного развития в сфере трудовых и социально-экономических отношений используются: – познавательная, игровая, предметно-практическая, коммуникативная и другие виды деятельности; – формы занятий: профориентационное тестирование и консультирование, экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий, работниками и предпринимателями, формирование информационных банков – с использованием интерактивных форм, имитационных моделей, социальных тренажеров, деловых игр; – потенциал учебных предметов предметной области «Общественные науки», обеспечивающей ориентацию обучающихся в сфере трудовых и социально-экономических отношений. В этой области воспитания обеспечивается привлекательность науки для подрастающего поколения, поддержка научно-технического творчества детей, создаются условия для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышается заинтересованность подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
4 | Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся |
Организация работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся связана с необходимостью выработки единой стратегии взаимодействия участников образовательной деятельности, реализуемой на следующих уровнях:
- научно-методологическом (уровень согласованного единства базовых педагогических принципов и подходов к воспитанию);
| - программно-методическом (уровень разработки системного комплекса воспитательных мероприятий, устранения «разрывов» в обучении и воспитании, интеграции ценностного содержания воспитания в образовательную деятельность);
| - организационно-практическом (уровень преемственности практического опыта и согласованного взаимодействия коллектива педагогов, обучающихся и их родителей).
| Данная модель взаимодействия базируется на сочетании двух принципов структурного взаимодействия: иерархического и сетевого. Иерархический принцип обеспечивает концептуальную соподчиненность уровней взаимодействия субъектов образовательного пространства, сохраняя единство содержания и многообразие форм и методов воспитательной работы.
| Практическое взаимодействие осуществляется по сетевому принципу, где каждый участник образовательной деятельности получает возможность интегрировать (концентрировать вокруг себя) педагогические и детскородительские инициативы, конвертируя творческий потенциал личности в коллективные образовательные и социальные проекты.
| Главными принципами межличностного педагогического общения в контексте реализации модели сетевого взаимодействия становятся сотворчество и взаиморазвитие, предполагающие деятельное соучастие и взаимообмен положительным опытом, содействие и взаимопомощь, согласие и взаимовыручку, взаимообучение и сотрудничество. |
Реализация названных принципов взаимодействия и общения способствует актуализации нравственного начала личности обучающегося, педагога, родителя, помогает раскрытию их творческого потенциала, развивает единый социокультурный и ценностно-смысловой контекст содержания обучения и воспитания. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью личности обучающегося и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение лицеистом моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
5 | Описание форм и методов организации социально значимой деятельности и профессиональной ориентации обучающихся |
Профориентационная деятельность учащихся
| Целью является: помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Формы организации: -Лекции, навигатум -Профориентационные игры,тренинги. -Беседы со школьным профориентатором -Просмотры фильмов -Художественные и документальные фильмы -Экскурссии в учебные заведения -беседы с студентами вузов и сузов города
|
Семья и школа
| Цель: Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка. Формы организации. - Родительские собрания. - Индивидуальные беседы с родителями учащихся - Знакомство родителей с нормативными документами, программой развития школы - Анкетирование родителей. - Дискуссии по вопросам воспитания. - Совместная с родителями организация экскурсий
|
Воспитание гражданина и патриота
| Целью военно-патриотического воспитания является развитие у подростков гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей. Формы организации. Патриотическое воспитание - организация внеклассной работы (шефская работа по оказанию помощи ветеранам войны и труда); - организация экскурсий по местам боевой и трудовой славы (мемориальный комплекс, Экспоцентр завода КНААПО, музей школы «Мы память верную храним») - классные часы («Моя семья в ВОВ», «Афганистан: уроки и выводы», «Не женское это дело – война…») - 15-ти минутки («Город над синей Невой», «Страницы воинской славы», «Суровая правда…») -участие в битве хоров и инсценировках песен на военную тематику - участие в акции «Собери посылку солдату» - участие в марафоне «Люби и знай свой край» Гражданско-правовое воспитание - 15-минутки нравственности, классные часы на правовые темы («Я - Гражданин России», «Все струны сердца о тебе поют, Россия»; - Дни инспектора «Закон о вас и вы о законе», работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся; |
Экологическое
| Цель: Формирование экологической культуры, широкое вовлечение подростков в природоохранную деятельность. Воспитание ответственного и грамотного отношения к природным богатствам. Формы организации. 1. Экологические праздники («Мифы и легенды о цветах», «Золотая Осень») 2. Тематические классные часы («Я не степью хожу, я хожу по аптеке», «Амур-батюшка») 3. Выставки газет, рисунков. 4. Экскурсии (эколого-биологический центр, ботанический сад, заповедник, Питон) 5. Экологический месячник. 6. Участие в конкурсах («Зимние фантазии» ) 7. Участие в акциях («Береги первоцвет», «Встречай пернатых друзей», «Семечко», «Новогодняя елочка», «Береги лес от пожаров») |
Социально значимая деятельность
| Цель: формирование социальных компетенций на основе участия несовершеннолетних в социально-значимой деятельности; приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций, поиск решений и путей преодоления проблем, умение применять теоретические знания в конкретной ситуации;
Формы организации: -трудовые десанты -субботники -благотворительности -участие в ежегодной неделе добра
|
Воспитание здорового образа жизни
| Цель: сохранение и укрепления здоровья подростков, формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни, профилактика пагубного влияния на здоровье: токсикомании, курения, пьянства. Формы организации. - Классные часы, 15-ти минутки («Предупреждение дорожно-транспортных происшествий»; «Инфекционные заболевания»; «Предупреждение травматизма при спортивных занятиях»; «Вредные привычки и их преодоление»; «Здоровый образ жизни - залог отличной учёбы»; «Меры предупреждения заболеваний, передающихся от домашних животных») - тематические родительские собрания («Здоровье наших детей»; «Благоприятные условия развития детей»; «О половом воспитании подростков» и т. д.) - Организация обследования детей. - Профилактика утомляемости детей в течение учебного года (проведение физкульт минуток). - Соревнования, спортакиады, дни здоровья. - Организация питания школьников - Мониторинг состояния здоровья: оценка состояния здоровья детей (группы здоровья, физкультурные группы) |
6 | Модель ученического самоуправления |
Ученическое представительство – орган демократического объединения учащихся, созданный для реализации прав учащихся на получение полноценного образования, защиты их интересов на разнообразную жизнь в школе. СТРУКТУРА ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ Президент класса имеет своего помощника (заместителя) и секретаря, который ведет протоколы общего собрания органов самоуправления. В органах самоуправления есть Планетарный совет, в который входят премьер-министры всех комет. Шесть министров (знаний, культуры, прессы, спорта, труда и заботы) призваны организовывать работу органов самоуправления каждой кометы, и входят в министерства согласно направлению своей деятельности. При организации массовых мероприятий министерства объединяются. Министерства представляют одновременно: Орган самоуправления с правом принятия самостоятельного решения. Профильное разновозрастное объединение. Министр знаний | Министерство образования | Министр спорта | Министерство спорта и здоровья | Министр труда | Министерство труда и экологии | Министр прессы | Пресс – центр | Министр заботы | Министерство добрых дел | Министр культуры | Министерство интересных дел |
Деятельность министерств варьируется в зависимости от интересов воспитанников, воспитательных задач и выбранных школой приоритетов. Формой организации ученического представительства является собрание учащихся класса, всей школы. Классные собрания обсуждают и принимают решения по всем вопросам ученического представительства, способствуют укреплению сотрудничества учителей и учащихся. Избранные классные советники выражают интересы класса, информируют его о всех мероприятиях школы и всех решениях, несут ответственность за организацию проводимых часов ученического представительства. Эти знания приобщают детей к нормам жизни в демократическом обществе и развивают навыки активного социального поведения. Ученическое представительство выступает в роли своеобразной школы гражданского воспитания, социального поведения, развития навыков и накопления опыта партнерских отношений между детской и учительской аудиторией, в том числе защиты интересов и выхода из конфликтных ситуаций цивилизованными методами. В 7Б классе система самоуправления выглядит следующим образом:
премьер - министр: Буланович Анастасия
| Министерство знаний | Министерство спорта | Министерство труда | Министерство прессы | Министерство заботы | Министерство культуры | Гладкова Алина | Барбул Кирилл | Прокофьева Анастасия | Чикаева Мария | Гуляев Дмитрий | Семенюк Арина | | | | | | |
7 | Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей(законных представителей) обучающихся |
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся осуществляется с учетом многообразия их позиций и социальных ролей: – как источника родительского запроса к гимназии на физическое, социально-психологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка; эксперта результатов деятельности образовательной организации; – как обладателя и распорядителя ресурсов для воспитания и социализации; – как непосредственного воспитателя. Формами и методами повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся являются: -встречи с родителями офлайн и онлайн -специальные ватсап группы взаимопомощи для родителей -интернет страница (профиль класса ) в Инстаграм
-проведение видео лекториев для родителей -памятки для родителей, буклеты -беседы с приглашением психологов, врачей, представителей традиционных религиозных организаций - круглые столы, совместные собрания с детьми - форма работы, которая сплачивает родителей и обучающихся, дает возможность увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в гимназии – вовлечение родителей в управление образовательной деятельностью, решение проблем, возникающих в жизни образовательной организации; участие в решении и анализе проблем, принятии решений и их реализации в той или иной форме (Совет гимназии); – беседы педагогов-предметников и классного руководителя с родителями; консультирование педагогическими работниками родителей (в случае вербализованного запроса со стороны родителей); – содействие в формулировании родительского запроса образовательной организации, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации.
8 | Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся |
Программа развития дополнительного образования в школе строится на принципах взаимодополнения, целостности образовательного пространства и носит личностно-ориентированный характер. Воспитательная система строится таким образом, что дополнительное образование занимает в ней приоритетные позиции. Дополнительное образование детей является важным структурным элементом общего образования и решает задачи социальной адаптации, профессионального самоопределения, занятости подростков во внеурочное время. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
9 | Взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями |
Учащиеся 7Б, их родители и педагоги, работающие в классе, взаимодействуют с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития подростка, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся; приглашает представителей традиционных общественных и религиозных организаций для проведения отдельных мероприятий в рамках основных направлений воспитания и социализации: Празднования в классе традиционных религиозных праздников (Пасхальные и Рождественские мастер классы и др.) Сотрудничество с религиозной общественной благотворительной организацией «Новое начало» (помощь и проведение акций по сбору вещей для людей, попавших в сложную жизненную ситуации.) Выступления, создание проектов, помощь учащимися 7 класса педагогу в проведении занятий в рамках курса «Основы религиозной культуры и этики» для учащихся начальной школы Проведение мероприятий этнопсихологической направленности, приуроченных к религиозным праздникам традиционных конфессий стран, наших ближайших соседей Китай и Япония.
10 | Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов |
Соответствующая деятельность образовательной организации представлена в виде организационной модели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и осуществляется: –на основе базовых национальных ценностей российского общества; – при формировании уклада жизни организации, осуществляющей образовательную деятельность; –в процессе урочной и внеурочной деятельности; – в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, – с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей всех участников образовательных отношений (обучающихся и их родителей (законных представителей) и т. д.), – с созданием специальных условий для различных категорий обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей). Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни: – обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся; – включающего урочную и внеурочную деятельность (общественно значимую работу, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик); – основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; – учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
11 | Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах |
Для создания условий у учащихся 7Б класса экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах, в классе ежегодно проводятся: Экскурссии (Силинский парк, станции переливания крови,музеи, кванториум) Культурно-массовы и спортивные мероприятия (каток, бассейн, роллердром, джампинг) Беседы со специалистами в области экологической культуры (представители заповедника, преподаватели и студенты медицинского колледжа, Беседы со специалистами в области ПДД и безопасного поведения (инспектор ГИБДД, инспектор по делам несовершеннолетних, психолог и пр) Классные часы и 15 минутки, направленные на формирование способности учащихся составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок; знание и умение эффективно использовать индивидуальные особенности работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения. Онлайн-просмотр учащимися и родителями видеороликов, прямых эфиров, открытых уроков по теме экологигии, культуры здорового и безопасного образа жизни, правилам безопасного поведения на дорогах Физкультурно-спортивная и оздоровительная работа (спартакиады, спортивные эстафеты, спортивные праздники, организацию тренировок в клубах и секциях) Профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися, а также с проблемами детского дорожно-транспортного травматизма. В 7Б классе реализованы в следующих формах: – внешней (привлечение возможностей других учреждений и организаций – спортивных клубов, лечебных учреждений, библиотек и др.); – внутренней (получение информации организуется в гимназии); – программной (системной, органически вписанной в образовательную деятельность, служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает межпредметные связи); – стихийной (осуществляется ситуативно как ответ на возникающие в жизни школы, ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение мнений и т.д.; может быть организована как некоторое событие, выходящее из ряда традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение проблемной ситуации). Просвещение осуществляется через лекции, беседы, диспуты, выступления в средствах массовой информации, экскурсионные программы.
12 | Планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни |
Результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализация в сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
13 | Модель мониторинга результатов по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни
|
Мониторинг результатов по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни осуществляется ежегодно классным руководителем, психологом, администрацией гимназии. В рамках мониторинговых исследований проводится: Анализ документации (личные дела учащихся, дневник успеваемости, статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика, занятость учащихся во внеурочное время и пр.) Психолого-педагогическая диагностика Наблюдение Диагностика психологического климата класса, особенностей взаимоотношений в классе Диагностика сплочённости коллектива Психологическая атмосфера в коллективе Выявление лидерских качеств Диагностика уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей Диагностика уровня развития самоуправления в коллективе учащихся Диагностика индивидуальных особенностей личности Уровень вербальной и невербальной креативности учащихся класса Диагностика самооценки Диагностики локуса контроля учащихся Диагностика уровеня тревожности учащихся Диагностика стратегии поведения учащихся в конфликтных ситуациях Диагностика особенностей учебной мотивации учащихся Диагностика интеллектуального уровня, учебной активности Социально-психологическое тестирование, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ Диагностика уровня сформированности мотивации у школьников к участию в социальной значимой деятельности Диагностика личностного роста воспитанника как совокупности ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе
Используются следующие методы и методики: Педагогическое наблюдение Опросник «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности» Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе учащихся Методика диагностики личностного роста школьников (автор Д.В. Григорьев) Опросник «Учебная мотивация школьников» (модифицированная методика Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной) Социометрическое исследование («Методика определения индекса групповой сплоченности» Сишора Методика Л.Г.Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе» Методика Дембо-Рубенштейн). Тест Медника; тест Торренса Методика «Карта одаренности» Методика В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) Тест К.Томаса; тест Басса-Дарки Методика диагностики самооценки психических состояний по Г.Айзенку И другие.
14 |
Промежуточные результаты реализации программы воспитания и социализации |
Психологический климат в классе характеризуется открытостью. Эмоциональный настрой коллектива отличается доброжелательностью, взаимопониманием, умением сопереживать. В коллективе сложились доверительные отношения между учениками, классным руководителем (Мария Андреевна), учителями и родителями. Классный руководитель пользуется авторитетом у учащихся, ребята обращаются к ней за советом в субъективно сложных ситуациях. Ученики открыты, толерантны, очень подвижны, энергичны, мобильны. Класс отличает высокая степень групповой сплоченности («Методика определения индекса групповой сплоченности» Сишора). Данные социометрических исследований в 2019-2020уч.году позволяют говорить о сформированности одной большой микрогруппы в классе (данная микрогруппа внутренне неоднородна: в ней можно выделить несколько устойчивых объединений), отсутствии членов коллектива, не вошедших ни в одну микрогруппу, что может свидетельствовать о благополучии эмоциональных отношений в классе. В классе два социометрических лидера; 10 ребят в данной группе имеют статус «предпочитаемый»; в классе нет учащихся, которые «отвергаются» группой.Есть учащиеся, которые в силу своей интровертной направленности, общаются менее активно, чем другие (Ганина Алина, Румянцева Лилия, Гулеватый Максим). По сравнению с 5-м классом,к середине 7-го класса увеличилось количество учащихся с популярными статусами (при отсутствии «отвергаемых»), что указывает на высокий уровень психологического развития группы. Сами учащиеся 7Б класса очень высоко оценивают такие параметры психологического климата класса как: успешность (7,4 из 9), дружелюбие (8,2 из 9), занимательность (7,79 из 9), сотрудничество (8,04 из 9) (методика Л.Г.Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе») Анализ результатов исследования удовлетворенности школьной жизнью позволяет говорить о том, что большая часть учащихся 7Б класса (74%) удовлетворены различными сторонами школьной жизни (у оставшихся 26% - средний уровень удовлетворенности школьной жизнью) (методика А.А.Андреева). Результаты исследования уровня развития ученического самоуправления в классе (методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в коллективе), позволяет говорить о том, что уровень самоуправления коллектива 7Б класса и уровень развития самоуправления всего учебного заведения (МОУ гимназия №1) – высокий. Интеллектуальный уровень, мотивация учения, учебная активность:Общий интеллектуальный уровень у большинства учащихся 7Б класса – среднийивысокий, что подтверждается результатами психологической диагностики (ШТУР, КОТ), успеваемостью и качеством знаний, а также активной вовлеченностью учащихся в интеллектуальную деятельность (интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, олимпиады). Процент учащихся 7Б класса с высоким и средним уровнем учебной мотивации очень велик (опросник «Учебной мотивации школьников» (модифицированная методика Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной). Качественный анализ позволяет выделить преобладание конкретных мотивов в учебной деятельности учащихся 7Бкласса: достижения успеха, творческой самореализации,коммуникативные; учебно-познавательные (содержание учения). Личностные особенности:Наблюдения показывают, что учащиеся класса отличаются развитым воображением, способны к творчеству, прослеживаются логические связи и альтернативное мышление, речь развита. У большинства учащихся класса самооценка адекватная. В целом, учащиеся высоко оценивают себя по таким позициям как «Авторитет среди сверстников», «Уверенность в себе», «Красота»,«Способности» и, чуть ниже оценивается «Интелект» и«Характер» (методика Дембо-Рубенштейн). Уровень вербальной и невербальной креативности учащихся класса – средний и высокий (Тест Медника; тест Торренса) У учащихся 7Б класса доминирующими являются такие виды одаренности как: творческая, лидерская,спортивная, артистическая,интеллектуальная, (методика «Карта одаренности»). Многих учащихся класса отличает высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей (Методика В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС). Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, помогают близким, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятиях, способны принимать самостоятельные решения в трудной ситуации (Семенюк Арина,Прокофьева Анастасия,Королькова Полина,Буланович Анастасия,Гуляев Дмитрий). В классе преобладают установки на социальное сотрудничество, потребность в контактах; отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения; невыраженность агрессивных тенденций, неприемлемость насилия как средства решения проблем. Злоупотребляющих алкоголем и курящих в классе нет. Взаимоотношения между ребятами в классе строятся без особых конфликтов. Незначительные ссоры являются проявлением особенностей характера, умения отстаивать свою точку зрения, стремления завоевать лидерство (Сидельников Никита, Зотов Илья, Чепцова Анжела).Доминирующий способ поведения учащихся в конфликтных ситуациях – сотрудничество (когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон)(Тест К.Томаса; тест Басса-Дарки). Ряд учащихся иногда ведут себя демонстративно с целью привлечения внимания (Королькова Полина,Гилёва Ангелина).
|