Семинар «Создание ситуации успеха на уроках как инструмент повышения мотивации и успеваемости учеников»
Свою работу я хотела бы начать с притчи:
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эта притча взята не случайно, так как именно в наших руках, руках учителей, возможность создать как в конкретном классе, так и в школе, такую атмосферу, в которой школьники смогут максимально раскрыть свои способности.
1.Определение успеха
Что такое успех? (с социально – психологической точки зрения) Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности.
Что такое успех? (с психологической точки зрения) Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремится, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
Что такое ситуация успеха? (с педагогической точки зрения) Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
2.Алгоритм создания ситуации успеха
2.1.Доброжелательность
Активное развитие ребенка, формирование основных качеств личности происходит в школьные годы, и во многом зависит от той психологической атмосферы, которая создается на уроке. Поэтому создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным.
Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком при благоприятном психологическом климате: доброжелательность, защищенность, мобильность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «Я». При неблагоприятном психологическом климате: агрессивность, незащищенность, леность, зажатость, пессимизм, пассивность. Благоприятная психологическая атмосфера способствует и лучшему усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности. Поэтому, создание благоприятного психологического климата в классе является важной составляющей педагогической работы, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность современного общества.
Для создания благоприятного климата должны выполняться три функции:
1.«Открытие» ребенка на общение
2.«Соучастие» ребенка в процессе
3.«Возвышение» ребенка.
Функция «открытие» ребенка на общение призвана создавать школьнику комфортные условия на уроке. Для выполнения этой функции можно применить следующие педагогические операции:
1.Выбор пластической позы.
Поза учителя на уроке может способствовать или препятствовать «открытию» учеников на общение. Допустим, учитель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Ученики в этом случае внутренне «сжимаются», опускают глаза, боятся взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.
2. Подача информации с позиции «МЫ»
Для этого нужно устранить три барьера: физический, социальный и терминологический.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства. Известно, что размеры личного пространства составляют примерно 60 сантиметров.
Социальный барьер возникает, когда педагог занимает позицию, которую можно выразить словами: «на 5 знаю только я» или «не мешайте мне работать».
Терминологический барьер возникает, если учитель чрезмерно использует всевозможные специальные научные термины или слова иностранного происхождения.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».
3. Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными способами: вербально, визуально, тактильно. Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к ученику по имени. Всем приятно слышать свое имя. Визуальный – это контакт глаз. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока ученики приветствуют учителя стоя. В этот момент их глаза примерно на одном уровне с глазами учителя, что способствует визуальному общению. Тактильный контакт осуществляется через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации.
Вторая функция «соучастия» ребенка в процессе имеет свои частные педагогические операции:
1.Демонстрация расположенности
Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, учитель тем самым влияет на улучшение самочувствия школьников, и в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
2.Проявление интереса.
Эта операция выражается в двух умениях - умении слышать и умении задавать вопросы. Для учителя услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.
3.Оказание помощи.
Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.
Третья функция «возвышение ребенка» реализуется через следующие педагогические операции:
1.Просьба о помощи
В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы школьник поверил в себя, свои силы, свои способности, учитель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ученика, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника.
2.Поддержание оптимистического рубежа
Нужно «возвышать» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать трудности.
К условиям, которые определяют эффективность влияния учителя на психологический климат в классе, относятся следующие:
1. Личностные качества педагога (открытость, любовь к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность).
2. Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая подготовленность).
3. Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее условие психологической атмосферы урока. Учитель должен понимать, что его отношение к работе, умение разговаривать с детьми, с родителями, другими учителями, умение радоваться успехам детей, умение выражать свои эмоциональные чувства и владеть ими - все это и многое другое оказывает влияние на его взаимоотношения с учениками. Учитель обязан входить в класс с хорошим бодрым настроем. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ученику, позитивная реакция учителя на высказывание учеником собственной точки зрения, тактичное исправление допущенных учеником ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, а так же небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся создать благоприятный психологический климат на уроке. В течение такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не смог справиться, что-то не выполнил. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Учитель поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Педагогические приемы для создания благоприятного психологического климата.
Начало урока:
Начать урок можно с настройки, например, познакомить с планом урока, что делают учителя практически на каждом уроке. Но сделать это лучше в полушуточной манере. Так как сейчас практически каждый класс технически оснащен, то хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть жизнеутверждающей или успокаивающей, настраивающей на лирический лад. Или можно обратиться к учащимся с загадочной улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого очень пригодится вам в жизни. С первых минут урока нужно обращать внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. В результате на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и устремленности на качественное получение знаний.
Введение роли
Наверное, каждый учитель сталкивается в своей практике с ситуацией, когда ученики высказывают жалобы по домашнему заданию (непонятно, слишком много и другие). Для того чтобы эти жалобы не сваливались на голову учителя, можно ввести роль «Защитника». Все жалобы учеников передаются защитнику, который отстаивает интересы учеников. Спорные вопросы об оценках по письменным работам также могут быть решены на стадии разговора ученика с «защитником». Эту роль нужно предложить ученику, который пользуется авторитетом у одноклассников и хорошо знает предмет. Учитель должен серьезно относиться к этой роли и давать возможность «защитнику» реализовать свои права. Если в классе по каким-то причинам создается напряженная обстановка, то можно ввести роль «психолога». В конце каждого урока психолог оценивает атмосферу урока, степень ее доброжелательности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (нужно только научить - как) замечание любому участнику урока, в том числе учителю.
Привлекательная цель
Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Воспитанники детского сада не хотят есть кашу. Заведующий детским садом, герой Евгения Леонова, не заставляет их насильно есть, а предлагает ребятам основательно подкрепиться перед полетом в космос. Такая цель понятна и привлекательна – и вот ребята уже с удовольствием поглощают ненавистную кашу. Воспитатель достиг своей цели. Здесь использован простой педагогический прием, который применим в школе, независимо от возраста и предмета обучения. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
Опрос
Лист защиты
Каждый учитель сталкивается с ситуацией, когда ученик приходит на урок неподготовленным. Если учитель строгий, то при проверке знаний создается напряженная обстановка: попался – наказан, не попался – повезло. Доброму учителю можно признаться до урока, сочинив что-нибудь для убедительности. Добрый учитель пожурит, пообещает проверить домашнее задание потом, но из-за своей загруженности скорей всего забудет. И та и другая ситуация плохо действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Что же делать? Перед каждым уроком на столе учителя лежит лист защиты, куда каждый ученик, если он не готов к уроку, без объяснения причин может вписать свою фамилию, и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель же держит ситуацию под своим контролем.
Задержанная реакция.
При фронтальном опросе (вопрос – ответ) учитель часто задает быстрый темп работы. При этом очень часто энергичные и активные дети не дают проявить себя детям толковым, но обладающим медленной реакцией. В этом случае можно предложить небольшой, но полезный прием. Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. Никаких выкриков с места, вопрос- небольшая пауза – ответ.
Щадящий опрос.
Провести его можно так. Класс разбить на 2 группы по вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечают ребята первого варианта. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку (или просто + или -). На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы. Ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли учителя. И после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Задав, например, 10 вопросов, учитель добивается того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
Оценивание
Очень часто на уроках английского языка можно услышать слово «Well!»- в разных интонациях и по разному поводу. Учитель этим словом завершает одну часть урока и переходит к следующей. Учитель этим словом хвалит ученика. Им же выражает свое согласие с учеником и несогласие тоже. Но ведь в английском языке много других слов, с помощью которых можно выразить свое отношение к работе учеников. Например:«Very fine!», «That’s nice!», «I like that!». В этом случае эмоциональная атмосфера урока будет лучше. Оцениваем мы не только цифрой, оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой. Главная цель оценки – стимулировать познание. Ученику нужен успех. Можно расширить также оценки: две 5 сразу или зачет «автоматом».
Приемы подачи домашнего задания
Даже подачу домашнего задания можно разнообразить. Привнести в него некую тайну, загадку. Например, можно устроить почту. Письма-задания свернуть в виде треугольников. Дежурный в роли почтальона, раздающего эти письма. Или провести лотерею. Дети достают из коробки номера заданий. Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор кому что решать можно сделать, кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик выбирает свою часть заданий, написанного на доске. Можно предложить школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Расскажите ученикам, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот день, когда его задали. Полезно попробовать делать уроки рано утром. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят свою успеваемость. А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как его объяснит учитель. Пусть попробуют.
Завершение урока
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: «Урок завершен, успехов вам!». Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока, пусть она будет благожелательной.
2.2. Снятие страха
Каждый из нас начинал учить английский язык в школе и в университете. Мы тратили на изучение языка много времени, но не всегда результат оправдывал наши надежды. Поэтому начинали сомневаться в том, что английский вообще можно выучить. Из-за этого и появляются страхи и сомнения. Однако с ними нужно бороться. Что же делать? Я расскажу про 3 главных страха ученика, объясню, почему они являются необоснованными, и дам советы, как справиться с ними.
Страх № 1: У меня нет способностей к изучению языка
Почему многие люди уверенны, что у них нет способностей к изучению языка? Как бороться с этим страхом? Выучить английский язык может каждый человек. Для этого не нужно обладать особыми способностями. Результат обучения зависит не от каких-то скрытых способностей. На самом деле, он зависит от того, насколько правильно организовано обучение. Если процесс обучения (то есть методика) правильный, то ваши ученики будут видеть результат обучения каждый день. Запомните: конечный результат обучения складывается из результатов, которые учащиеся получают на каждом занятии. Что я имею в виду? На каждом занятии вы должны дать: Новые знания, Навыки использования этих знаний. То есть, если вы учите слова, то в конце занятия, должны понимать значение этих слов и уметь использовать в своей речи. Например, вы прошли тему "гостиная". После урока ученики должны легко описать любому человеку, какая у них гостиная дома. Если вы учите правило, то должны понимать, когда его использовать, и уметь составлять предложения согласно ему. Выйдя с такого занятия, ученики смогут использовать полученные знания в жизни, потому что будут уметь это делать.
Страх № 2: Я ничего не понимаю
Ставим себя на место ученика и вспоминаем школьную таблицу времен. Буквально за пару уроков мы должны были разобраться с ней. При этом, в большинстве случаев нам не объясняли правило так, чтобы мы его поняли. Нам только давали информацию из учебника. Поэтому мы просто заучивали правило. В результате мы знали правило (могли пересказать), но не понимали его суть. А не понимая правила, вы не можете правильно использовать его. Поэтому либо мы не использовали это правило вообще, либо допускали ошибки. Как бороться со страхом? Не заучивайте правило, научите понимать и чувствовать его. Не оставляйте правило непонятым, ведь потом ученики не смогут использовать его и будут допускать ошибки. Еще один важный пункт при изучении английской грамматики – изучайте материал от простого к сложному. Ведь если не знаешь чего-то простого, понять более сложный материал будет невозможно. Если же учить все вразброс, то в голове получится каша. Поэтому разбирайте материал постепенно. Если чувствуете, что ученики запутались, то вернитесь к более легкому материалу. Наверняка, там остались непонятые моменты, поэтому более сложный материал вам сложно воспринимать.
Страх № 3: Я все равно забуду все
Вам знакома следующая ситуация? Вы выучили правило, а через неделю никто в классе не может его вспомнить. Поэтому вам приходится заново проходить этот материал. А чем больше материала вы проходите, тем быстрее забывается все, что прошли. Больше "каши" из изученных правил образуется в голове учеников. В результате желание учить английский пропадает, так как ученики не видят прогресса, и вам приходится тратить много времени на прохождение материала повторно. Как бороться со страхом? Если вы не будете использовать английский, то забудете его. Однако, дойдя до уровня intermediate (средний), ученик достигнет «точки невозврата».
Итак, все страхи учеников при изучении языка основаны на негативном опыте изучения. Поэтому наша задача не допустить этот негативный опыт. Английский язык не должен быть академичным, оторванным от реальности явлением. Важно разобраться, как получать от него пользу и удовольствие прямо сейчас, не откладывая в ящик под названием: «Когда я вырасту и буду говорить идеально». А для этого вы сами должны быть влюблены в то, чему собираетесь научить других. Это занятие должно вас вдохновлять и захватывать!
2.3. Скрытая инструкция
Безусловно, материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работу с ним надо организовать так, чтобы упражнения превратились в речевую ситуацию, выполнялись бы в форме игры. Наша задача — вызвать у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. В этом и заключается роль учителя: «разбавить» материал, внести что-то своё, поменять установку.
Учитель, желающий научить своему предмету, имеет свои творческие находки, приёмы и способы организации учебного процесса. Я бы хотела остановиться на тех, которые я использую в своей работе.
1. Можно не просто повторять за диктором 20 слов, имитируя фонетическую зарядку, а разбить их на группы и работать по такой схеме: сначала слушай и повторяй за диктором, а потом прочитай, как диктор на TV, как робот и т. д.
2. Приём «полёт в космос». Установка: полёт в космос — дело ответственное. Ошибок и недочётов быть не должно. На самую отдалённую от Земли орбиту выйдут только подготовленные и знающие космонавты, то есть те дети, которые в хорошем темпе, с правильным произношением и интонацией прочитают текст (учитель рисует Землю и пять околоземных орбит). Итак, пять орбит, пять космонавтов. Желающие — к доске. Оставшиеся на местах — члены приёмной комиссии.
Каждому из нас свойственна неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же приём длительное время невозможно, так как от него устают и дети, и учитель. А новая установка, как заряд бодрости, позволяет активизировать каждого.
Да, трудно в течение 40 минут поддерживать у учащихся заинтересованность, желание трудиться, огонёк в глазах. И опять возникает вопрос: как добиться такого результата? В своей работе я использую следующие приёмы:
Можно предложить детям не просто описывать свою комнату, а побыть в роли инопланетянина, заглянувшего туда, чтобы передавать информацию на летающую тарелку (тренировка оборота there is / there are).
Если не расшифруем слова, не узнаем, куда пропал … (назвать объект).
Приём «колесо». Задача — подобрать синоним к слову, которое находится в центре колеса. Цель — расширить словарный запас.
Учителю следует привлекать внимание учащихся к самому языку, например: «Послушайте, как красиво звучит слово», «Какое слово вам больше всего нравится?», «Посмотрите, как интересно образуются новые слова», «Вы обратили внимание, в каком значении автор использовал… (назвать знакомое слово)?»
Стремление увеличить количество слов, которые усваиваются учащимися, — одна из тенденций в преподавании иностранных языков. Бытует мнение, что чем больше слов знает ученик, тем шире будут его речемыслительные возможности. Но данные психологии и патопсихологии, науки, изучающей расстройства психических процессов, говорят о другом.
Богатый словарный запас сам по себе не обеспечивает высокий уровень речемыслительной деятельности. В психологических исследованиях описаны случаи, когда, обладая большим словарным запасом, ребёнок был не в состоянии пересказать сказку. Следовательно, словарный запас не самоцель. Он должен формироваться не изолированно, а в ходе речемыслительной деятельности, в единстве с ней.
Наши ученики должны не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать. И опять вопрос: как это сделать?
Во-первых, нужно поощрять готовность учеников быть открытыми. Во-вторых, давать заранее оговоренное время для обдумывания ответов на вопросы. В-третьих, принимать разнообразные идеи и мнения. В-четвертых, работать в сменном составе, что позволяет развивать навык общения. И, наконец, учитель на уроке не может и не имеет права быть равнодушным.
Для развития речемыслительных процессов великолепно подходят креативные методики. Например, технология, созданная Эдвардом де Боно, «6 шляп мышления». Этот метод позволяет помогать ученикам рассматривать и обсуждать проблемы с разных точек зрения зрения. Белая шляпа, The White Hat, называет факты. Красная шляпа, The Red Hat, взывает к чувствам, выражает эмоции. Черная шляпа, The Black Hat, предупреждает и заставляет критически думать. Желтая шляпа, The Yellow Hat, говорит только о преимуществах, исследует позитив. Зеленая шляпа, The Green Hat, выражает альтернативу, новые идеи, возможности. Синяя шляпа, The Blue Hat, вносит уверенность. Эта технология делает дискуссию более рациональной и, более того, я считаю, что анализировать проблему по категориям интересно.
Приём «круги на воде» активизирует знания учащихся и их речевую активность. Опорное слово, изучаемое понятие или явление записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Это небольшое исследование можно начать в классе, а продолжить дома.
Создание необычной речевой ситуации привлечёт ребят к работе. Можно попросить учащихся дать объяснение какому-нибудь необычному поступку, например: “You were climbing out of your bedroom window.” Приём «незаконченных предложений» также развивает мыслительную деятельность учащихся.
Успешно проходит урок, на котором детям предлагается познакомить зарубежного друга с русским народным творчеством, например, рассказать русскую народную сказку на английском языке.
Есть много и других приёмов, которые развивают умение выражать мысли на уроке. Просто их надо искать.
Учителю, который хочет научить мыслить, необходимо следить, чтобы учащиеся получали знания и могли использовать их в реальной жизни, а не просто воспроизводить на уроке.
Но если некоторые дети молчат, это еще не значит, что они ничего не усваивают. Психологи уверяют: немного терпения, доброжелательная обстановка — и его «прорвёт»!
2.4.Авансирование
Технологические приёмы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:
1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).
2. «Упреждающий контроль». Заранее предупреждать о предстоящей проверке знаний, советовать, как подготовиться.
3. «Содержательное оценивание». Важно сказать не то, чего ребенок не сделал, а то что у него лучшего всего получилось.
4. «Я в тебя верю». Оптимистическая гипотеза.
5. «Позитивное рецензирование». Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.
6. «Скорая помощь». Разумная помощь при выполнении задания «слабыми» учениками, при этом помощь могут оказывать более «сильные» ученики.
7. «Отсроченная отметка». Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.
8. «Похвала». Похвала исполнителя, критика исполнение.
9. «Престижная отметка». Ставлю только ту отметку, которую желает получить ребёнок. (Например, при проверке знаний 3-х форм неправильных глаголов)
10. Обращение к ребёнку только по имени.
11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалить детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других – за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.
12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.
13. В начале каждого урока сообщать/создавать самим план урока. Иногда план урока, если это нужно, писать на доске. Иногда предлагать выбирать, с какого задания начнём урок.
14. Просить оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать. Можно использовать соответствующие картинки.
16.Часто обращалась к детям с просьбой помочь: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих уроков, составить сообщение.
18. При оценке работы ребёнка особое значение придавать:
- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;
- достигнутому успеху,
-его отношению к учению;
-его личным позициям, точкам зрения;
-его возможностям достичь большего успеха.
19. Поощрять в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость, любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои ошибки.
20. Придать общественную значимость успехам ребёнка:
Некоторые приемы создания ситуации успеха, которые уже имели место быть на уроках.
2.5.Персональная исключительность
Создавайте ситуации, в которых ребенок может применить знания на практике: попросите его перевести инструкцию к новой технике или помочь найти на зарубежных сайтах сведения, которые вам нужны по работе. Только делайте это по-настоящему, когда вы действительно в этом нуждаетесь. Не стоит выдумывать такие задания искусственно. Дети считывают фальшь и могут воспринять это как манипуляцию.
2.6. Педагогическое внушение
Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчивом воздействии может последовать совсем обратная реакция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее, есть более внушаемые люди, но действие внушения распространяется практически на каждого.
Важно учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на эффективность воздействия внушением. Это прежде всего возраст. Каждое слово взрослого маленький ребенок воспринимает как абсолютную истину, усваивая необыкновенно прочно правила и нормы, первичные сведения о мире и людях. Внушаемость ребенка обратно пропорциональна его возрасту. Доверие ребенка к хорошему педагогу поистине безгранично. Перешагнув порог школы, став вашим воспитанником, он безгранично верит вам, каждое ваше слово для него – святая истина. С возрастом критичность повышается, но не в связи с биологическим ростом, а в связи с ростом объема знаний. Чем он больше, тем более широкий спектр информации подвергается сомнению. Старшеклассники гораздо чаще, чем младшие школьники отвергают бездоказательную информацию. Пренебрежение аргументами в работе с ними может существенно подорвать авторитет педагога.
Существуют некоторые приемы внушения, позволяющие добиться его большей эффективности:
· если вы хотите внушить что-нибудь другому человеку, смотрите ему в глаза; держитесь спокойно;
· говорите властно и ни в коем случае не проявляйте нервозность;
· ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими;
· главный элемент, определяющий внушающую силу речи, – интонация. Располагая к себе человека, используют доверительную интонацию, а чтобы вызвать недоверие к кому-либо, прибегают к пренебрежительному тону;
· ключевые слова или фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентированно;
· для создания требуемого настроения бывают важны не только слова, но и умело выдержанные паузы;
· к важным элементам внушения относятся также мимика и жесты.
Намек – воздействие на эмоции и установку школьника путем шутки, иронии, совета, аналогии. Ученику, отлынивающему от работы, учитель заботливо говорит: “Ты случайно не устал?”.
Внушающее косвенное одобрение применяется для воспитания у школьника чувства уверенности в своих силах и возможностях, для стимулирования активности учащихся (“Мне кажется, что наиболее точно передан характер персонажей в сочинении Тани”).
Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Оно наиболее эффективно в младшем школьном и подростковом возрасте. Воздействуя на эмоциональную сферу, косвенное внушение ставит школьника в позицию оценки своих поступков и побуждает к правильным действиям.
Сила внушающего воздействия педагога во многом определяется техникой речи педагога, его умением владеть голосом, интонационно передавать свои чувства, не злоупотреблять такими средствами выразительности речи, как мимика, жест.
2.7. Высокая оценка деятельности.
Оценка знаний с помощью баллов - наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься, поощрять их усилия по освоению знаний и умений, мотивировать их повышенной оценкой.
Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.
· Система оценок является неотъемлемой частью любого учебного процесса.
· Без системы оценок невозможен сам процесс усвоения знаний.
· Система оценок стимулирует успеваемость учащихся.
· Система оценок готовят учащихся к общественной жизни, так как в любом обществе функционирует система оценок, поощрении.
Основной недостаток существующей системы оценивания учебных достижений, с точки зрения многих психологов, - это их возможное травмирующее влияние на психику ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов.
Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
В течение урока очень важно учесть каждый ответ ученика, пусть и незначительный, чтобы общая оценка за урок была более объективной. Данная система оценки, которую я начала использовать два года назад, очень помогает соблюдать эту объективность. В методических разработках разных авторов встречались рекомендации награждения чем-то наглядным (медальками, звездочками) за какой-то один значительный этап урока, например, за лучшее почтение, декламацию стихотворения и т.д.
При этой системе оценивается любой ответ учащихся, даже самый незначительный, в течение всего урока.
Общая оценка выставляется по рейтинговой системе (здесь нужно учесть полученные красные и синие квадраты). В случае если ученик получил 1-2 квадрата, можно разрешить присовокупить их к квадратикам, которые он получит на следующем уроке.
За такой ответ учащийся получает разноцветные квадратики.
Значительный ответ.
На «5» - красный квадрат;
на «4» - синий квадрат;
на «3» - желтый квадрат.
(С желтыми квадратами нужно быть осторожным - получив такой квадрат ученик часто теряет желание работать дальше).
Словесная характеристика результатов
учебного действия
Well done!
Excellent!
Unusual and interesting!
Sorry! I can't understand!
Could you explain, please!
Следующий метод оценки дает возможность поддерживать интерес в течение всего урока. Ученики становятся более внимательными, собранными. Заметно усиливается мотивация обучения. Ученики расценивают это как игру и часто не замечают сложностей. Учителю это дает возможность более объективно оценить работу на уроке, т.к. каждый ответ зафиксирован получением квадратика.
Этот метод дисциплинирует, т.к. учащиеся привыкают поднимать руку для ответа. В случае если подняли руку сразу несколько учеников, опросить каждого, чтобы все за данный ответ получили квадратик. Это не намного увеличивает время работы на каждом уроке.
Эффективность урока поддерживается за счет высокой мотивации.
Эта система придает четкость и работе учителя, т.к. он должен внимательно отслеживать ответы, чтобы никого не обидеть.
К концу урока ученики уже представляют свою оценку, тем обеспечивается объективность, и ученики считают, что все справедливо, т.к. наглядно видят результат своей работы.
Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их
звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание).
Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний»
им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.
3.Формы стимулирования в учебной работе.
Множество факторов формируют мотивацию к учению: уровень профессиональной компетентности преподавателя, его педагогическое мастерство. Способность не пересказать учебный материал, а увлечь им обучающихся, безусловно, являются ключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения у ребят. Но было бы большой ошибкой полагать, что только умелое владение педагогом образовательными технологиями, связанными с дидактическими методами организации и проведения учебного занятия, обеспечивает эффективность процесса обучения. Во многом желание учиться определяется субъективным переживанием обучающегося своего успеха в учебном заведении, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости в группе, подтверждением внимания к своей персоне как со стороны сверстников, так и преподавателя. Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом. Характер взаимоотношений педагога с обучающимися самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность.
Чаще всего мотивы к обучению, в конечном счете, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных качеств личности, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.
Виды поощрений и правила их использования
Виды поощрений в учебной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной. При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:
1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.
2. Не следует при группе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
3. В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить кого не любят в группе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одногруппников.
4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у преподавателей действительно и обоснованно есть более приятные для них обучающиеся, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни группы, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке.
Чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны, следует соблюдать следующие правила:
1. Наказание должно быть справедливым, т. е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога, а при полной уверенности в виновности обучающегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.
2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь.
3. Особую категорию составляют случаи конфронтации обучающихся с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, "делаю назло". Это очень сложный тип ситуаций, обычно касающийся подростков. Идеальным вариантом, очевидно, была бы "нулевая реакция" педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны при наличии "состава преступления", т. е. грубости, явного неподчинения, а на обидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойным игнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением. Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношений с подростком.
4. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например неуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.
5. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к нему не меняется и что, в принципе, обучающийся имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.
6. При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы.
7. Если наказываемый – "отверженный" группа может позлорадствовать и еще больше ухудшить положение ребенка, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.
Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.
Приемы создания ситуаций успеха
1.Эмоциональные поглаживания
Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».
2. Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.
3. Прием «следуй за нами»
Для неуспевающего обучающегося учитель находит интеллектуального спонсора.
4. Прием «обмен ролями»
Ничем внешне не примечательный ученик во внезапно сложившейся ситуации на уроке обнаруживает такие качества, которые никто не мог предположить в нем, а они выделяют его, подчеркивают его неординарность.
5. Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха др.
6. Прием «Отсроченной отметки»
Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
7. Прием «Эврика»
Нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
8. Прием «умышленная ошибка», или «Гена, помоги мне...»
9. Прием «линия горизонта»
Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.
Евгений Алексеевич