Статья «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
«Методы обучения в современном образовании
с применением мультимедийных технологий»
Современная система образования постоянно обновляется, претерпевает изменения. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, является научно-технический прогресс, который не мыслится без компьютерных технологий.
На современном этапе развития информационного общества мультимедийные системы являются не просто необходимыми, но и привычными средствами обучения. Основой внедрения мультимедийных технологий в образовательное пространство является свойство мультимедиа-гармоничное интегрирование различных видов информации. За счет интенсификации восприятия детьми учебного материала становится возможным привлечь детей к процессу познания как субъектов учебной деятельности. В современных научно-педагогических источниках акцентируется внимание на высоком потенциале мультимедийных ресурсов.
Современная система образования постоянно обновляется, претерпевает изменения. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, является научно-технический прогресс, который не мыслится без компьютерных технологий.
Новейшие мультимедийные технологии позволяют интенсифицировать образовательный процесс, стимулировать развитие мышления и воображения детей, формировать исследовательские, поисковые умения, способность самостоятельно принимать оптимальные решения, развивать мотивацию к обучению в целом.
На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.
Образовательные стандарты дошкольного образования определяют цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.
Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии. Перед педагогами встает стратегическая задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов детской деятельности, предусмотренных ФГОС ДО: образовательных, индивидуальных, конструктивно исследовательских, организационно проектных.
Использование мультимедийных технологий в ДОУ становится мощным техническим средством обучения, это огромная помощь для воспитателя в разработке занятий, праздников, изготовлении пособий, оформлении информации для родителей, ведении документации, подготовке отчетов. Современные информационные технологии дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для занятий. Таким образом, ИКТ широко вошли в дошкольное образование. Невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности. Мой небольшой опыт показал, что занятия с использованием мультимедийного оборудования имеют преимущества перед традиционными.
Инновационные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении зачастую организовываются с использованием компьютерной техники. Технические средства помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к познавательной деятельности.
Мультимедиа – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. В данных определениях нет противоречий: под мультимедиа понимают и совокупность различных видов представления информации, и технологию обработки такой информации.
Приминение мультимедийных технологии помогают более эффективно и доступно внедрить игровые методы и технологии и решают множество задач, таких как:
психологическое облегчение процесса усвоения материала дошкольниками
расширение кругозора детей
пробуждение интереса к предмету познания
повышение качества наглядных пособий
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка
компенсация объема информации путем объединения различных медиа эффектов
осуществление полисенсорного восприятия материала.
Грамотное использование мультимедийных технологий помогает решить дефицит наглядных пособий, улучшает качество образования, воспитания и творческого развития детей дошкольного возраста. Однако следует перерабатывать, дифференцировать и анализировать всю информацию, получаемую из разных источников.
Наличие в нашем дошкольном учреждении мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана – дают возможность воспитателям и специалистам создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям.
Последнее время компьютеры уступают современным игровым технологиям в МБДОУ. Все чаще используются интерактивные панели. Они очень удобны в использовании во время образовательного процесса.
Панели работают без проекторов. В их основе используются большие LCD-мониторы. В результате гарантировано хорошее качество оборудования. Транслируемое им изображение великолепно. Изготавливаются интерактивные панели в двух модификациях, имеющих разный способ крепления. Монитор может крепиться к стене, а может иметь перекатную подставку, благодаря которой его можно легко транспортировать из одной группы в другую.
Интерактивные технологии незаменимы в современном детском дошкольном учреждении. Нынешние дети с малого возраста активно пользуются компьютерной техникой, играют в развивающие игры. Поэтому для них абсолютно неактуален объяснительно-иллюстративный метод, которым ранее активно пользовались в образовательных учреждениях любого типа.
Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Занятия в дошкольном учреждении имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуко - и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо активно внедрять в процесс обучения современные интерактивные технологии образования, чтобы идти в ногу со временем.
Я считаю уместным применение современных информационных технологий в дошкольном учреждении , при условии регламентированного и безопасного для здоровья использования техники в работе с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, мультимедийное оборудование является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогащать развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность, развивать познавательные процессы детей и расширять кругозор, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.