Консультация учеников «Равнодушие/отзывчивость»
Равнодушие и отзывчивость
1) Можно по-разному прожить свою жизнь. Пройти ретивым шагом по головам врагов, друзей, чужих и близких. Или посильно помогать родным, внимание одиноким уделять, радеть за дом, за улицу, за город...и, безусловно, за свою страну. Быть эгоистом, о себе лишь печься - или же чувствовать, поддерживать, сопереживать?
Несмотря на очевидность ответа, всё несколько сложней, чем кажется. Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат - человек с очевидным психиатрическим расстройством. Эти люди в принципе не понимают чувств. Даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для страдающих психопатией личностей.
В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Обыденное равнодушие - это эгоизм, безразличие, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении. Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать или одобрять. Равнодушный человек приемлет отзывчивость лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно.
Антиподом равнодушия является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к жизни окружающих. Отзывчивый человек не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи. Его душа открыта, он искреннее сопереживает и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами.
2) Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека. Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.
Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.
3) В старославянском языке слово «равнодушие» означало «одинаковое состояние души человека, его способность сохранять спокойствие». Даже в наши дни это понятие у каждого человека вызывает разные ассоциации. Я часто слышу фразы: «я равнодушен к сладкому», «я равнодушно отношусь к поэзии». Казалось бы, в самом слове нет ничего устрашающего. Некоторые люди скажут: «Ну, не испытываешь ты каких-либо эмоций, это же не так страшно, как ненависть или лицемерие». Конечно, равнодушие в привычках и привязанностях не так опасно, но как же меняется значение этого слова, когда дело касается окружающего мира, людей, событий, происходящих вокруг.
4) Б. Ясенский когда-то сказал: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Равнодушие - это самое страшное чувство, которое может испытывать человек, поскольку оно распространяется со скоростью света, оно размножается, погружая весь в мир в глубокий омут, в котором нет ни единого человека, способного остановить несправедливость. В обществе равнодушных никто не предотвратит предательство и убийство, никто не поможет ближнему, оказавшемуся в беде. Такое общество обречено на вымирание. Что может быть страшнее молчаливого согласия? Я полностью согласна с мнением писателя. Он разглядел в безразличии его самую тёмную сторону. Совершенно несложно понять, чем опасно предательство и убийство, но как же быть с равнодушием?
Оно не регулируется законом, не осуждается обществом. Равнодушие – это молчаливый убийца всего светлого, и только небезразличные люди меняют мир к лучшему. Многие писатели не обошли стороной тему равнодушия в своих произведениях.
5) Всем нравятся люди заботливые, внимательные, готовые помочь и словом, и делом. Откуда же тогда берется равнодушие ко всем и ко всему: к близким, к коллегам, к своему делу, к самой жизни?
Мне кажется, что многое начинается с обыкновенного эгоизма. Собственное «я» становится превыше всего. Может, сейчас и время такое? Мне самой не с чем сравнивать. Но вот бабушка часто говорит, что раньше люди были доверчивее, внимательнее, чаше приходили друг другу на помощь.
А теперь многих так и воспитывают: надейся только на себя, ничего другим бесплатно не давай, поможешь другому — отберешь у себя.
Некоторые так и действуют. Наверное, дело все же не во времени. Эгоисты были всегда. И даже очень хороший человек может вспомнить минуты, за которые ему потом было стыдно. Одноклассник болеет уже месяц, а его никто не навестит, не поинтересуется, как он и что с ним. Мама приходит домой уставшей, а нам некогда ей помочь, мы спешим погулять с приятелем.
С такого вот «маленького» равнодушия начинается равнодушие большое, более серьезное, которое перерастает в холодный расчет в отношениях с любым человеком, в стремление видеть во всем источник материальных благ.
____________________________________________________________________________
Аргументы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»
Равнодушие
1) Пример равнодушия - полковник из рассказа «После бала» Л.Н.Толстого. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – жестокому избиению. Полковника не могут разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.
А вот Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены, увиденное повергает в шок. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.
2) В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой Печорин представляется давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события. И хотя по ходу развития произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства.
3) Главный герой рассказа А.П.Чехова «Крокодиловы слёзы» хозяин ломбарда Иудин совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».
4) Герой рассказа А.П.Чехова «Крыжовник Николай Иванович - всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Этой своей «мечте» он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»
5) Герой рассказа Чехова «Ионыч» из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги. Эта единственная страсть лишает его человечности.
6) В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» повествуется о жизни Катерины Петровны, пожилой
женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что
дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.
Отзывчивость
1) Андрей Соколов (главный герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он не боится взять на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.
2) Герой рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» - известный всему миру врач Николай Иванович Пирогов - помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки. Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных. Доктор помогает Мерцаловым, он назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов.
3) Яркий пример отзывчивости – жизнь, взгляды на жизнь, убеждения Сонечки Мармеладовой из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Жизнь её была не в пример тяжёлой и полной унижений. Добрая душа девушки была способна не только сострадать и помогать, но и прощать чужие грехи, поднимая человека на другой уровень духовности, возвращая ему человеческое лицо. Отзывчивость способна изменить мир к лучшему. Соня принимает прямое участие в судьбе Родиона Раскольникова, она готова снова и снова жертвовать собой ради других. Именно она помогает Раскольникову осознать свой грех и поддерживает его на каторге. Да и сам Раскольников не раз проявляет отзывчивость по отношению к бедным: он не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.
4) В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами.
5) Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня
рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить произношению, сколько желая накормить. Но
мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна находит
удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может
покупать себе молоко, которое ему так необходимо (у мальчика малокровие). И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Лидия Михайловна, конечно же, представляла себе, чем эта история может закончиться для неё. Тем не менее она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, чем соблюсти все правила и равнодушно пройти мимо.
Равнодушие и отзывчивость
1) В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставлены 2 типа людей - Данко и Ларра — два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое
отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.
2) В повести В. Железникова «Чучело» мы видим, как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Но страшнее то, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.
______________________________________________________________________
Примерные темы сочинений по направлению «Равнодушие и отзывчивость»
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
Чем опасно равнодушие?
Может ли отзывчивость принести разочарование?
Может ли равнодушие ранить человека?
Нужно ли учиться сочувствию?
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
Всегда ли нужно быть отзывчивым?
Можно ли научиться отзывчивости?
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
Что значит "быть бескорыстным" человеком?
Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
Важно ли уметь прощать?
Что можно привести к равнодушию?
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
Чем опасно равнодушие к своей стране?
Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
Источники:
http://relasko.ru/forum/66-20956-1
https://en.ppt-online.org/223153
Пользователь удален
Кирилл Александрович Ш.