Консультация «Методы воспитания в школе»

8
0
Материал опубликован 25 September 2018 в группе

Тема:

«Методы воспитания»

 

Исполнитель:

Воложина Ирина Васильевна

2018 год

Содержание

Введение (с.3)

Глава 1. Метод воспитания в школе как главный инструмент работы классного руководителя (с. 4)

Глава 2. Опыт работы классного руководителя 11 класса МБОУ «СОШ №2» г. Олекминска как совокупность положительного метода воспитания в школе (с. 6)

Заключение (с. 18)

Список литературы (с. 19)

Введение

Нельзя помочь всем, говорит бессердечный, -

и не помогает никому.

Мария Эбнер-Эшенбах.

У каждого человека своя судьба, своя история. Она создается как мозаика из разных жизненных, семейных, личных событий, лиц, с которыми мы когда-то виделись и строили с ними отношения… Таким самым ярким, запоминающимся лицом школы для любого ученика становится классный руководитель. Он остается в сердце ребенка либо незаживающим рубцом, при тяжелых отношениях, либо теплым непотухающим угольком воспоминаний, который как маяк ведет его по жизни.

Быть классным руководителем очень важно, но в то же время и очень сложно. Ведь кроме непосредственного общения с детьми, их родителями и родственниками, классный руководитель зарывается в бумагах – отчеты, сбор информации с дальнейшим преобразованием всего необходимого в тексты и таблицы компьютера. Хорошо, что еще остается немного сил на воспитание детей…

Но, что же такое методы воспитания в педагогике? Общих методов, как известно несколько – метод побуждения, метод убеждения, метод поощрения, метод порицания, но мы остановимся на методе социализации в обществе путем всестороннего развития ребенка. Любой педагогический процесс строится не только на каком-то одном методе. Ведь воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. А здесь мы будем рассматривать ребенка, ребенка-школьника, ребенка-ученика.

Глава 1. Метод воспитания в школе как главный инструмент работы классного руководителя

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания – воспитывать, организуя деятельность воспитанников.

А. С. Макаренко называл методы воспитания "инструментом прикосновения к личности".

Подобно методам обучения метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются приемами воспитания. Так же как в обучении, методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Этическая беседа, например, может выступать в определенный момент как метод, основной способ достижения цели и как методический прием, если беседа только сопровождает деятельность школьников, стимулирует ее.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся материальные и идеальные элементы действительности. Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства, средства массовой информации и т.п.). Чем больше выбор средств, которыми располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

Воспитание – двусторонний процесс, воплощающий в себе деятельность учителя и деятельность учащихся. Поэтому наряду с методами, приемами и средствами существуют организационные формы воспитания как способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, руководствуется целями воспитания, его принципами и содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это разъяснение нравственного понятия в ходе беседы, или анализ поступка из художественного произведения, или учитель сразу приступает к организации деятельности, формирующей определенные качества личности, – все это зависит от многих факторов и условий, в каждом из них педагог избирает то сочетание методов, которое он считает наиболее приемлемым в данной ситуации. А. С. Макаренко отмечал, что сам по себе метод не может быть ни хорош, ни плох. "Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим"

Глава 2. Опыт работы классного руководителя 11 класса МБОУ «СОШ №2» г. Олекминска как совокупность положительного метода воспитания в школе

Одна из целей воспитательной системы классного руководителя - создание положительных условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в современном обществе.

В основу деятельности любого классного руководителя положена технология саморазвития школьника, позволяющая стимулировать активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Поэтому, практически любым классным руководителем целенаправленно создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта посредством активного участия в жизни школы, города, района, в единичных случаях и в республике. Здесь еще можно поставить во главу угла всей воспитательной системы и наличие в классе самоуправления. Ведь ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самовоспитания, саморазвития и самоутверждения. Неоспорим тот факт, что самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания. Ведь его постоянная цель в современных условиях - адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Так, в рамках реализации всех целей со всем классным коллективом вначале каждой четверти руководителем класса определяются рамки действий, например, мы:

планируем походы,

сроки помощи пожилым и инвалидам,

экскурсии, чаепития,

совместные просмотры фильмов,

праздники,

участие в олимпиадах и в научно-практических конференциях.

Далее, представляя и защищая интересы класса, школьники сами организовывают и проводят КТД, акции, разрабатывают проекты, которые им интересны, при этом развивая свои способности. Ведь для учеников, как и для меня, важен не только результат, но и сам процесс.

Например, во время школьных декад они проводят викторины,

оформляют стенды,

принимают участие в спектаклях и сценках,

осуществляют судейство в спортивных соревнованиях. Во время Декады гуманитарных наук (2017г.) ребята провели Квест среди учеников и учителей «В гостях не в сказке». При этом они сами писали сценарий, придумывали задания, организовали кабинет, нашли необходимый инвентарь и даже поставили видеокамеру для предотвращения травматизма во время проведения квеста, который проходил в полной темноте, но при помощи фонариков.

Конечно, работа классного руководителя не ограничивается проведением только развлекательных мероприятий. Классный руководитель – универсален. Работа его определяется обширным направлением.

Так, с целью формирования патриотического мировоззрения школьники ежегодно участвуют в конкурсе «Смотр песни и строя». Это значит, что классный руководитель постоянно репетирует с детьми строевой шаг, песню, девиз, а также учит их как правильно отдавать честь.

Выпускает вместе с детьми листовки, брошюры,

плакаты, агитирующие здоровый образ жизни и другие темы.

Но одним из важнейших направлений работы с классом В НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ, конечно же, является участие обучающихся в социально направленной деятельности. В классном коллективе Ирины Васильевны, например, на протяжении многих лет работает группа по программе «Милосердие». Учащиеся оказывают инвалидам и пенсионерам посильную помощь: колка дров, уборка во дворе и дома, уборка картофеля.

А в марте 2017 года Ирина Васильевна со своими учениками провела акцию «Протяни руку помощи» совместно с Олекминским филиалом ГБУ РС (Я) «Центра социальной и психологической поддержки семьи и молодежи» приуроченной к Всемирному дню борьбы с туберкулёзом. Эта акция предполагала сбор вещей первой необходимости для лиц, находящихся на лечении и реабилитации в Туберкулезном диспансере в с. Тюбя Олекминского района. Ученики класса собирали, расфасовывали принесенные вещи, а также помогли организовать доставку вещей до «ЦСППСиМ». Всего было собрано 2 большие сумки (баул) теплых вещей, обуви. Так же в небольшие сумки и пакеты дети расфасовали и другие принесенные вещи. Все дети и неравнодушные взрослые приносили не только вещи и обувь, но и книги, журналы, сканворды и кроссворды, канцелярию.

Например, такие как уборка дома, мытье окон, колка дров, складывание поленницы, уборка картофеля (Трудовой десант «Готовимся к зиме»). А ведь это так важно для городских детей – приучение к физическому труду, которое воспитывает не только тело, но и дух.

Результаты работы с классным коллективом несколько лет приведены в таблице ниже:

Название мероприятия

Уровень

Подтверждение

Республиканский конкурс социальной рекламы чтения «Читать модно», март 2014 г.

Республиканский

Диплом 2 степени в номинации «ЧТЕНИЕ – ВПЕРЕД!»

Акция «Протяни руку помощи» совместно с Олекминским филиалом ГБУ РС (Я) «Центра социальной и психологической поддержки семьи и молодежи» приуроченные Всемирному дню борьбы с туберкулёзом.

Школьный

Фото – пункт 2.3. данного портфолио

Организация сбора денежных средств нуждающейся в операции девочки

Школьный

Фото

Акция «Твори добро» (помощь пожилым, ветеранам ВОВ) совместно с МБОУ «СОШ №1 им. Яковлева», октябрь, 2015 г.

Городской

Статья в газете «Олекма» http://gazetaolekma.ru, фото в Приложении №1

Конкурс социальной рекламы ЗОЖ «Новый взгляд» от ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ», январь 2017

Районный

Диплом за 3 место

Трудовой десант «Готовимся к зиме» (помощь пожилым и инвалидам с. Олекминское) совместно с волонтерами села

Сентябрь, 2016 г.

Районный

Статья в газете «Олекма» http://gazetaolekma.ru, фото в Приложении №1

Районная дистанционная викторина «Боевые и трудовые подвиги И. Н. Кульбертинова», посвященной 100-летию легендарного снайпера И. Н. Кульбертинова, ноябрь 2016 г. от МКОУ «ТСОШ им. И.Н. Кульбертинова»

Районный

Сертификаты участников

Организация районного семинара для старшеклассников «Моделирование социальных и бизнес-проектов в современных рыночных условиях РФ»

Районный

Сертификат, статья в газете «Олекма», фото в Приложении №1

Координация участия учащихся с 5-10 классы в Районном конкурсе социальной рекламы «Я гражданин ХХI века». Организатор - МКУ «Управление образования Олекминского района» РС (Я), МБУ ДО «ЦТР и ГОШ», май 2017 г.

Районный

Благодарность за подготовку победителей;

Победитель 2 ученика (2 и 3 место)

Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая». Конкурс: «Читаем Тютчева».

Международный

Сроки проведения: февраль – апрель 2017 года –

Сертификат участника

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Ведь публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся, например:

в 2016 году Ермакова Катя получила достойное второе место в Республиканском конкурсе «Юный журналист», где ей подарили путевку в республиканский лагерь «Кэскил» г. Якутска,

и в 2017 году за участие в этом конкурсе получила путевку в этот лагерь.

Также она была участником научно – практической конференции «Абагинские чтения» с проектом на тему «Периодическое печатное СМИ –газета «Школьная правда!», где получила 3 место.

Шелехова Юлия стала Лауреатом 2-ой степени по обществознанию (дистанционно г. Обнинск). Приняла очное участие в XV Всероссийской научно-инновационной конференция школьников «Открой в себе ученого» - 2 место (апрель, 2017г).

Аветисян Анаит так же приняла очное участие в XV Всероссийской научно-инновационной конференции школьников «Открой в себе ученого» и выезжала в г. Санкт-Петербург.

А ниже, в таблице, приведены мероприятия социально положительной направленности, в которых ученики принимали участие.

 

Год

Мероприятие

Класс

Действия

2013-2014

Координатор школьной акции

«Не губи природу»

7 класс

Очищение «Зеленой зоны» находящейся на берегу реки за территорией города и предназначенной для отдыха.

2013-2014

Координатор школьной акции «Здоровый образ жизни»

7 класс

Распространение листовок, пропагандирующих здоровый образ жизни

2013-2014

Организатор общешкольной акции «Рука помощи»

1-11 класс

Подарили местному (приюту) ГКУ «ОСРЦН» игрушки, книги, канцелярские принадлежности.

2014-2015

Координатор общешкольного флешмоба «День разной обуви»

5-10 классы

Посещение школы в разной обуви

2015-2016

Координатор общешкольного празднования 70 -летия Победы

7 – 11 классы

1. Выставка рисунков.

2.Подготовка фильмов и исследовательских работ о земляках – ветеранах.

3.Тимуровский десант (помощь ветеранам войны и труда).

4. Участие в районном конкурсе строевой песни.

5. Участие в районных конкурсах сочинений «Письмо неизвестному солдату».

5. Участие в празднике Победы (9 мая).

2015

Координатор празднования закрытия «Года литературы»: «Я в мире слов перешагну любых времен границы…» на сцене ДК «Гармония» на городском уровне

7-11 класс

1.Статья в местной газете «Олекма»

2. Подготовка исследовательских работ

3. Выступление на сцене ДК «Гармония» с творческими номерами на литературную тему

2015

Координатор Республиканского конкурса детских сочинений и рисунков «Низкий поклон тебе, Победа!» от ООО «Алмазы Анабары»

5-8 классы

Учащиеся получили Благодарность за участие и победу, подарок - юбилейные книги «Наша победа. Подвиг народа в сердцах поколений. 1945-2015» (Якутск, 2015) с их сочинениями на страницах

Февраль 2015 г

Координатор Районного творческого конкурса «Письмо неизвестному солдату» МБОУ ДОД «РДЮЦ

5-9 классы

Лучшие сочинения были напечатаны в местной газете «Олекма», авторам вручены дипломы. Среди победителей Аветисян Анаит, Бояркин Дмитрий, Сафронова Анастасия.

Ноябрь, 2016

Ноябрь 2017

Организатор 1 районного спортивно-образовательного мероприятия «Коммунарские сборы», посвященного Году молодёжных инициатив «Цвети, моя Олекма»

9-11 класс

1. Игра - квест «Осенняя радость»;

2. Визитка - спортивный танец с элементами аэробики, ритмической гимнастики;

3. Встреча с интересными людьми района (представители отдела молодежи, предпринимательства и др.)

4. Конкурс на лучшую осеннюю шляпку.

8 декабря 2016 г

Организатор районного семинара для старшеклассников «Моделирование социальных и бизнес-проектов в современных рыночных условиях РФ»

9-11 класс

1. Встреча с представителями отдела молодежи, семьи и спорта, а также с руководителем отдела предпринимательства администрации МО «Олекминский район».

2. Круглый стол

3. Групповая работа над созданием социального и бизнес проекта на свободную тему. Защита

4. Статья в местной газете «Олекма»


 

Сентябрь 2016 г.

Трудовой десант в соседнее село «Готовимся к зиме»

11 класс

Помощь пожилым и инвалидам с. Олекминское совместно с волонтерами села

2017 г.

Школьный уровень «Учитель года -2017»

Конкурс для девочек «Хрустальный башмачок»

11 класс

Член жюри Шелехова Юлия (11 класс), ведущий Смольников Павел (11 класс)

2015-2017 уч. г.

Участник и организатор общероссийского проекта «Школа цифрового века» при поддержке ИД «Первое сентября»

Педагоги МБОУ «СОШ №2»

Бесплатное прохождение модульных курсов, вебинаров, получение электронных учебников и журналов по всем школьным предметам.

Февраль – апрель, апрель – май 2017 г.

Координатор международного краудсорсингова интернет-проекта «Страна читающая» при поддержке ОИГ «Дрофа-Вентана».

Отдельные учащиеся 5, 7, 8 класса

Чтение наизусть стихотворений о ВОВ, стихотворений Ф.М. Тютчева через публикацию на канале ютуб.

См. по тегу Олекминск.

 

 

Заключение

Так, приведенные примеры работы с классом далеко не исчерпывающие. Многое осталось за кадром. Ведь для того, чтобы описать работу классного руководителя, а таже ответную реакцию детей в виде реплик, действий и результата, просто невозможно, а если и возможно, то даже одного тома будет недостаточно

Таким образом, в результате реализации воспитательной работы, как совокупность методов воспитания, учащиеся приобрели многое, например,

необходимый социальный опыт общения и взаимодействия с людьми разных возрастов и сословий;

практические навыки труда.

 

Список литературы

1. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания// Сочинения в 7 т. 1951. Т. V. С. 117

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.