Тема:
«Методы воспитания»
Исполнитель:
Воложина Ирина Васильевна
2018 год
Содержание
Введение (с.3)
Глава 1. Метод воспитания в школе как главный инструмент работы классного руководителя (с. 4)
Глава 2. Опыт работы классного руководителя 11 класса МБОУ «СОШ №2» г. Олекминска как совокупность положительного метода воспитания в школе (с. 6)
Заключение (с. 18)
Список литературы (с. 19)
Введение
Нельзя помочь всем, говорит бессердечный, -
и не помогает никому.
Мария Эбнер-Эшенбах.
У каждого человека своя судьба, своя история. Она создается как мозаика из разных жизненных, семейных, личных событий, лиц, с которыми мы когда-то виделись и строили с ними отношения… Таким самым ярким, запоминающимся лицом школы для любого ученика становится классный руководитель. Он остается в сердце ребенка либо незаживающим рубцом, при тяжелых отношениях, либо теплым непотухающим угольком воспоминаний, который как маяк ведет его по жизни.
Быть классным руководителем очень важно, но в то же время и очень сложно. Ведь кроме непосредственного общения с детьми, их родителями и родственниками, классный руководитель зарывается в бумагах – отчеты, сбор информации с дальнейшим преобразованием всего необходимого в тексты и таблицы компьютера. Хорошо, что еще остается немного сил на воспитание детей…
Но, что же такое методы воспитания в педагогике? Общих методов, как известно несколько – метод побуждения, метод убеждения, метод поощрения, метод порицания, но мы остановимся на методе социализации в обществе путем всестороннего развития ребенка. Любой педагогический процесс строится не только на каком-то одном методе. Ведь воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. А здесь мы будем рассматривать ребенка, ребенка-школьника, ребенка-ученика.
Глава 1. Метод воспитания в школе как главный инструмент работы классного руководителя
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания – воспитывать, организуя деятельность воспитанников.
А. С. Макаренко называл методы воспитания "инструментом прикосновения к личности".
Подобно методам обучения метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются приемами воспитания. Так же как в обучении, методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Этическая беседа, например, может выступать в определенный момент как метод, основной способ достижения цели и как методический прием, если беседа только сопровождает деятельность школьников, стимулирует ее.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся материальные и идеальные элементы действительности. Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства, средства массовой информации и т.п.). Чем больше выбор средств, которыми располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.
Воспитание – двусторонний процесс, воплощающий в себе деятельность учителя и деятельность учащихся. Поэтому наряду с методами, приемами и средствами существуют организационные формы воспитания как способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, руководствуется целями воспитания, его принципами и содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это разъяснение нравственного понятия в ходе беседы, или анализ поступка из художественного произведения, или учитель сразу приступает к организации деятельности, формирующей определенные качества личности, – все это зависит от многих факторов и условий, в каждом из них педагог избирает то сочетание методов, которое он считает наиболее приемлемым в данной ситуации. А. С. Макаренко отмечал, что сам по себе метод не может быть ни хорош, ни плох. "Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим"
Глава 2. Опыт работы классного руководителя 11 класса МБОУ «СОШ №2» г. Олекминска как совокупность положительного метода воспитания в школе
Одна из целей воспитательной системы классного руководителя - создание положительных условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в современном обществе.
В основу деятельности любого классного руководителя положена технология саморазвития школьника, позволяющая стимулировать активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Поэтому, практически любым классным руководителем целенаправленно создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта посредством активного участия в жизни школы, города, района, в единичных случаях и в республике. Здесь еще можно поставить во главу угла всей воспитательной системы и наличие в классе самоуправления. Ведь ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самовоспитания, саморазвития и самоутверждения. Неоспорим тот факт, что самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания. Ведь его постоянная цель в современных условиях - адаптация школьников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Так, в рамках реализации всех целей со всем классным коллективом вначале каждой четверти руководителем класса определяются рамки действий, например, мы:
планируем походы,
сроки помощи пожилым и инвалидам,
экскурсии, чаепития,
совместные просмотры фильмов,
праздники,
участие в олимпиадах и в научно-практических конференциях.
Далее, представляя и защищая интересы класса, школьники сами организовывают и проводят КТД, акции, разрабатывают проекты, которые им интересны, при этом развивая свои способности. Ведь для учеников, как и для меня, важен не только результат, но и сам процесс.
Например, во время школьных декад они проводят викторины,
оформляют стенды,
принимают участие в спектаклях и сценках,
осуществляют судейство в спортивных соревнованиях. Во время Декады гуманитарных наук (2017г.) ребята провели Квест среди учеников и учителей «В гостях не в сказке». При этом они сами писали сценарий, придумывали задания, организовали кабинет, нашли необходимый инвентарь и даже поставили видеокамеру для предотвращения травматизма во время проведения квеста, который проходил в полной темноте, но при помощи фонариков.
Конечно, работа классного руководителя не ограничивается проведением только развлекательных мероприятий. Классный руководитель – универсален. Работа его определяется обширным направлением.
Так, с целью формирования патриотического мировоззрения школьники ежегодно участвуют в конкурсе «Смотр песни и строя». Это значит, что классный руководитель постоянно репетирует с детьми строевой шаг, песню, девиз, а также учит их как правильно отдавать честь.
Выпускает вместе с детьми листовки, брошюры,
плакаты, агитирующие здоровый образ жизни и другие темы.
Но одним из важнейших направлений работы с классом В НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ, конечно же, является участие обучающихся в социально направленной деятельности. В классном коллективе Ирины Васильевны, например, на протяжении многих лет работает группа по программе «Милосердие». Учащиеся оказывают инвалидам и пенсионерам посильную помощь: колка дров, уборка во дворе и дома, уборка картофеля.
А в марте 2017 года Ирина Васильевна со своими учениками провела акцию «Протяни руку помощи» совместно с Олекминским филиалом ГБУ РС (Я) «Центра социальной и психологической поддержки семьи и молодежи» приуроченной к Всемирному дню борьбы с туберкулёзом. Эта акция предполагала сбор вещей первой необходимости для лиц, находящихся на лечении и реабилитации в Туберкулезном диспансере в с. Тюбя Олекминского района. Ученики класса собирали, расфасовывали принесенные вещи, а также помогли организовать доставку вещей до «ЦСППСиМ». Всего было собрано 2 большие сумки (баул) теплых вещей, обуви. Так же в небольшие сумки и пакеты дети расфасовали и другие принесенные вещи. Все дети и неравнодушные взрослые приносили не только вещи и обувь, но и книги, журналы, сканворды и кроссворды, канцелярию.
Например, такие как уборка дома, мытье окон, колка дров, складывание поленницы, уборка картофеля (Трудовой десант «Готовимся к зиме»). А ведь это так важно для городских детей – приучение к физическому труду, которое воспитывает не только тело, но и дух.
Результаты работы с классным коллективом несколько лет приведены в таблице ниже:
Название мероприятия |
Уровень |
Подтверждение |
Республиканский конкурс социальной рекламы чтения «Читать модно», март 2014 г. |
Республиканский |
Диплом 2 степени в номинации «ЧТЕНИЕ – ВПЕРЕД!» |
Акция «Протяни руку помощи» совместно с Олекминским филиалом ГБУ РС (Я) «Центра социальной и психологической поддержки семьи и молодежи» приуроченные Всемирному дню борьбы с туберкулёзом. |
Школьный |
Фото – пункт 2.3. данного портфолио |
Организация сбора денежных средств нуждающейся в операции девочки |
Школьный |
Фото |
Акция «Твори добро» (помощь пожилым, ветеранам ВОВ) совместно с МБОУ «СОШ №1 им. Яковлева», октябрь, 2015 г. |
Городской |
Статья в газете «Олекма» http://gazetaolekma.ru, фото в Приложении №1 |
Конкурс социальной рекламы ЗОЖ «Новый взгляд» от ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ», январь 2017 |
Районный |
Диплом за 3 место |
Трудовой десант «Готовимся к зиме» (помощь пожилым и инвалидам с. Олекминское) совместно с волонтерами села Сентябрь, 2016 г. |
Районный |
Статья в газете «Олекма» http://gazetaolekma.ru, фото в Приложении №1 |
Районная дистанционная викторина «Боевые и трудовые подвиги И. Н. Кульбертинова», посвященной 100-летию легендарного снайпера И. Н. Кульбертинова, ноябрь 2016 г. от МКОУ «ТСОШ им. И.Н. Кульбертинова» |
Районный |
Сертификаты участников |
Организация районного семинара для старшеклассников «Моделирование социальных и бизнес-проектов в современных рыночных условиях РФ» |
Районный |
Сертификат, статья в газете «Олекма», фото в Приложении №1 |
Координация участия учащихся с 5-10 классы в Районном конкурсе социальной рекламы «Я гражданин ХХI века». Организатор - МКУ «Управление образования Олекминского района» РС (Я), МБУ ДО «ЦТР и ГОШ», май 2017 г. |
Районный |
Благодарность за подготовку победителей; Победитель 2 ученика (2 и 3 место) |
Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая». Конкурс: «Читаем Тютчева». |
Международный Сроки проведения: февраль – апрель 2017 года – |
Сертификат участника |
Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Ведь публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся, например:
в 2016 году Ермакова Катя получила достойное второе место в Республиканском конкурсе «Юный журналист», где ей подарили путевку в республиканский лагерь «Кэскил» г. Якутска,
и в 2017 году за участие в этом конкурсе получила путевку в этот лагерь.
Также она была участником научно – практической конференции «Абагинские чтения» с проектом на тему «Периодическое печатное СМИ –газета «Школьная правда!», где получила 3 место.
Шелехова Юлия стала Лауреатом 2-ой степени по обществознанию (дистанционно г. Обнинск). Приняла очное участие в XV Всероссийской научно-инновационной конференция школьников «Открой в себе ученого» - 2 место (апрель, 2017г).
Аветисян Анаит так же приняла очное участие в XV Всероссийской научно-инновационной конференции школьников «Открой в себе ученого» и выезжала в г. Санкт-Петербург.
А ниже, в таблице, приведены мероприятия социально положительной направленности, в которых ученики принимали участие.
Год |
Мероприятие |
Класс |
Действия |
2013-2014 |
Координатор школьной акции «Не губи природу» |
7 класс |
Очищение «Зеленой зоны» находящейся на берегу реки за территорией города и предназначенной для отдыха. |
2013-2014 |
Координатор школьной акции «Здоровый образ жизни» |
7 класс |
Распространение листовок, пропагандирующих здоровый образ жизни |
2013-2014 |
Организатор общешкольной акции «Рука помощи» |
1-11 класс |
Подарили местному (приюту) ГКУ «ОСРЦН» игрушки, книги, канцелярские принадлежности. |
2014-2015 |
Координатор общешкольного флешмоба «День разной обуви» |
5-10 классы |
Посещение школы в разной обуви |
2015-2016 |
Координатор общешкольного празднования 70 -летия Победы |
7 – 11 классы |
1. Выставка рисунков. 2.Подготовка фильмов и исследовательских работ о земляках – ветеранах. 3.Тимуровский десант (помощь ветеранам войны и труда). 4. Участие в районном конкурсе строевой песни. 5. Участие в районных конкурсах сочинений «Письмо неизвестному солдату». 5. Участие в празднике Победы (9 мая). |
2015 |
Координатор празднования закрытия «Года литературы»: «Я в мире слов перешагну любых времен границы…» на сцене ДК «Гармония» на городском уровне |
7-11 класс |
1.Статья в местной газете «Олекма» 2. Подготовка исследовательских работ 3. Выступление на сцене ДК «Гармония» с творческими номерами на литературную тему |
2015 |
Координатор Республиканского конкурса детских сочинений и рисунков «Низкий поклон тебе, Победа!» от ООО «Алмазы Анабары» |
5-8 классы |
Учащиеся получили Благодарность за участие и победу, подарок - юбилейные книги «Наша победа. Подвиг народа в сердцах поколений. 1945-2015» (Якутск, 2015) с их сочинениями на страницах |
Февраль 2015 г |
Координатор Районного творческого конкурса «Письмо неизвестному солдату» МБОУ ДОД «РДЮЦ |
5-9 классы |
Лучшие сочинения были напечатаны в местной газете «Олекма», авторам вручены дипломы. Среди победителей Аветисян Анаит, Бояркин Дмитрий, Сафронова Анастасия. |
Ноябрь, 2016 Ноябрь 2017 |
Организатор 1 районного спортивно-образовательного мероприятия «Коммунарские сборы», посвященного Году молодёжных инициатив «Цвети, моя Олекма» |
9-11 класс |
1. Игра - квест «Осенняя радость»; 2. Визитка - спортивный танец с элементами аэробики, ритмической гимнастики; 3. Встреча с интересными людьми района (представители отдела молодежи, предпринимательства и др.) 4. Конкурс на лучшую осеннюю шляпку. |
8 декабря 2016 г |
Организатор районного семинара для старшеклассников «Моделирование социальных и бизнес-проектов в современных рыночных условиях РФ» |
9-11 класс |
1. Встреча с представителями отдела молодежи, семьи и спорта, а также с руководителем отдела предпринимательства администрации МО «Олекминский район». 2. Круглый стол 3. Групповая работа над созданием социального и бизнес проекта на свободную тему. Защита 4. Статья в местной газете «Олекма» |
Сентябрь 2016 г. |
Трудовой десант в соседнее село «Готовимся к зиме» |
11 класс |
Помощь пожилым и инвалидам с. Олекминское совместно с волонтерами села |
2017 г. |
Школьный уровень «Учитель года -2017» Конкурс для девочек «Хрустальный башмачок» |
11 класс |
Член жюри Шелехова Юлия (11 класс), ведущий Смольников Павел (11 класс) |
2015-2017 уч. г. |
Участник и организатор общероссийского проекта «Школа цифрового века» при поддержке ИД «Первое сентября» |
Педагоги МБОУ «СОШ №2» |
Бесплатное прохождение модульных курсов, вебинаров, получение электронных учебников и журналов по всем школьным предметам. |
Февраль – апрель, апрель – май 2017 г. |
Координатор международного краудсорсингова интернет-проекта «Страна читающая» при поддержке ОИГ «Дрофа-Вентана». |
Отдельные учащиеся 5, 7, 8 класса |
Чтение наизусть стихотворений о ВОВ, стихотворений Ф.М. Тютчева через публикацию на канале ютуб. См. по тегу Олекминск. |
Заключение
Так, приведенные примеры работы с классом далеко не исчерпывающие. Многое осталось за кадром. Ведь для того, чтобы описать работу классного руководителя, а таже ответную реакцию детей в виде реплик, действий и результата, просто невозможно, а если и возможно, то даже одного тома будет недостаточно…
Таким образом, в результате реализации воспитательной работы, как совокупность методов воспитания, учащиеся приобрели многое, например,
необходимый социальный опыт общения и взаимодействия с людьми разных возрастов и сословий;
практические навыки труда.
Список литературы
1. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания// Сочинения в 7 т. 1951. Т. V. С. 117