Урок математики в 5 классе на тему «Методы решения логических задач»
Мельникова Н.В., учитель математики.
Урок по математике и конструированию по теме:
«Методы решения логических задач».
(5 класс, внеурочное занятие)
Цель: обобщить знания ребят о способах решения логических задач, развитие творческих способностей .
Задачи: Знать основные способы и приёмы решения логических задач.
Уметь применять их при решении задач.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, любознательность.
План урока:
Организационный момент, интеллектуальная разминка.
Здравствуйте, я рада вас видеть, слышать и чувствовать.
Решая логические задачи, часто сталкиваются с тем, что не могут решить задачу, не зная методов решения.
Сегодня мы ознакомимся с некоторыми основными методами решения логических задач, которые мы будем записывать на ступеньках, изображенных на доске. Эти ступеньки ведут нас к знаниям!
Вначале – интеллектуальная разминка.
На доске несколько задач, которые мы попытаемся решить. Некоторые имеют несколько вариантов решения, поэтому, если ваш ответ не совпадает с ответами других, это не означает, что он не верен, попробуйте доказать верность вашего ответа.
Исключи лишнее слово:
Бегемот, кабан, курица, зебра.
(окраска, копытные, живородящие, с крыльями).
Вставь слово, которое означало бы одно и то же, что и слова, стоящие вне скобок.
Как называются слова, похожие по значению? (синонимы)
Какие слова здесь являются синонимами?
Вставь недостающее число:
12 (48) 2
4 (…) 24 (способ перебора вариантов)
Вставь нужную фигуру:
……
(Способ построения фигуры или исключения)
Решение задач
Темница №1 – «Здесь сидит Василиса Прекрасная».
Темница №2 – «Темница №3 не пуста».
Темница №3 – «Здесь сидит Змей Горыныч».
Все надписи на дверях неверные. Где сидит Василиса Прекрасная?
( вероятностные). Начинаем рассуждать с того места, где собрано большее количество информации.
-
У меня мешочек с шариками, на которых написаны числа.
Я достаю один шарик. Какое на нём число?
Можно ли сразу ответить на вопрос? Может зададите мне несколько наводящих вопросов?
( Из какого разряда эти числа? Больше 5 или меньше? И т д..)
Как называется этот метод? (Метод наводящих вопросов). Пишем на ступеньке.
-
О Ходже Насреддине, знаменитом шутнике рассказывают, как он спас судью.
Судья был очень жаден. Однажды он упал в реку и начал тонуть. Собралась толпа народа,
Все кричали: «Давай руку!», но судья продолжал тонуть и не давал руки. Подошёл Ходжа Насреддин и сказал ему: «…………». Судья тут-же подал руку и его спасли. Что сказал Насреддин ?
Какое ключевое слово в этом рассказе? (жадный). Жадный человек не умеет и не любит что-то давать, а только брать. ( «На мою руку»). (метод наоборот).
3.Шёл человек. Попал под сильный дождь, у него не было с собой зонта. Но он не намочил ни одного волоса. Почему? (Лысый).
(метод догадки, озарения).
Мы перечислили далеко не все методы решения задач. Иногда приходит свой метод решения, а это очень важно. В заключении выполним тест.
. Тест.
При выполнении заданий в альбоме пользуйтесь своей смекалкой, помните, что многие задачи имеют несколько вариантов решения. Найдите свой путь.
Тест № 1.
Выполни просьбы букв:
(Р- размер, Ц- цвет, Ф- форма). Изобразите фигуру, изменяя Ф,Р, или Ц
Р. Ц. Ф. Ц. Ф. Р. Ц.
Нарисуй кота справа от собаки, но слева от миски.
Вставь недостающее число:
14 (51) 3
8 (….) 12
Вставь недостающую фигуру:
?
Самойлова Наталья Владимировна