Урок математики в 5 классе на тему «Методы решения логических задач»

1
1
Материал опубликован 8 October 2018

Мельникова Н.В., учитель математики.

Урок по математике и конструированию по теме:

«Методы решения логических задач».

(5 класс, внеурочное занятие)

Цель: обобщить знания ребят о способах решения логических задач, развитие творческих способностей .

Задачи: Знать основные способы и приёмы решения логических задач.

Уметь применять их при решении задач.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, любознательность.

План урока:

Организационный момент, интеллектуальная разминка.

Здравствуйте, я рада вас видеть, слышать и чувствовать.

Решая логические задачи, часто сталкиваются с тем, что не могут решить задачу, не зная методов решения.

Сегодня мы ознакомимся с некоторыми основными методами решения логических задач, которые мы будем записывать на ступеньках, изображенных на доске. Эти ступеньки ведут нас к знаниям!

Вначале – интеллектуальная разминка.

На доске несколько задач, которые мы попытаемся решить. Некоторые имеют несколько вариантов решения, поэтому, если ваш ответ не совпадает с ответами других, это не означает, что он не верен, попробуйте доказать верность вашего ответа.

Исключи лишнее слово:

Бегемот, кабан, курица, зебра.

(окраска, копытные, живородящие, с крыльями).

Вставь слово, которое означало бы одно и то же, что и слова, стоящие вне скобок.

Самовольный уход (……) молодая ветка

Как называются слова, похожие по значению? (синонимы)

Какие слова здесь являются синонимами?

Вставь недостающее число:

12 (48) 2

4 (…) 24 (способ перебора вариантов)

Вставь нужную фигуру:

……

(Способ построения фигуры или исключения)

Решение задач

Темница №1 – «Здесь сидит Василиса Прекрасная».

Темница №2 – «Темница №3 не пуста».

Темница №3 – «Здесь сидит Змей Горыныч».

Все надписи на дверях неверные. Где сидит Василиса Прекрасная?

 

( вероятностные). Начинаем рассуждать с того места, где собрано большее количество информации.

  1. У меня мешочек с шариками, на которых написаны числа.

Я достаю один шарик. Какое на нём число?

Можно ли сразу ответить на вопрос? Может зададите мне несколько наводящих вопросов?

( Из какого разряда эти числа? Больше 5 или меньше? И т д..)

Как называется этот метод? (Метод наводящих вопросов). Пишем на ступеньке.

  1. О Ходже Насреддине, знаменитом шутнике рассказывают, как он спас судью.

Судья был очень жаден. Однажды он упал в реку и начал тонуть. Собралась толпа народа,

Все кричали: «Давай руку!», но судья продолжал тонуть и не давал руки. Подошёл Ходжа Насреддин и сказал ему: «…………». Судья тут-же подал руку и его спасли. Что сказал Насреддин ?

Какое ключевое слово в этом рассказе? (жадный). Жадный человек не умеет и не любит что-то давать, а только брать. ( «На мою руку»). (метод наоборот).

3.Шёл человек. Попал под сильный дождь, у него не было с собой зонта. Но он не намочил ни одного волоса. Почему? (Лысый).

(метод догадки, озарения).

Мы перечислили далеко не все методы решения задач. Иногда приходит свой метод решения, а это очень важно. В заключении выполним тест.

. Тест.

При выполнении заданий в альбоме пользуйтесь своей смекалкой, помните, что многие задачи имеют несколько вариантов решения. Найдите свой путь.

Тест № 1.

Выполни просьбы букв:

(Р- размер, Ц- цвет, Ф- форма). Изобразите фигуру, изменяя Ф,Р, или Ц

Р. Ц. Ф. Ц. Ф. Р. Ц.

 

Нарисуй кота справа от собаки, но слева от миски.

Вставь недостающее число:

14 (51) 3

8 (….) 12

Вставь недостающую фигуру:

?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересные задания! Большое спасибо!

16 October 2018