Выступление на тему «Формирование системного мышления обучающихся на уроках истории и обществознания»

1
2
Материал опубликован 14 March в группе

Тема +Актуальность (слайд)

Доброе утро, уважаемое жюри, участники конкурса. Меня зовут Марсель Агамурадович и свое выступление я хочу начать с распространенного мнения, что история и обществознание - общеобразовательные предметы гуманитарного цикла и, потому, не формируют системное мышление обучающихся.

ключевая (слайд)

А ведь это ключевая компетенция в современном обществе.

Сегодня выпускнику школы необходима не простая интеграция знаний, накопленных разными науками, а умение рассматривать их и применять комплексно, как систему. Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет одной из основных целей и задач образования формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Эта же задача прописана как один из личностных результатов освоения основных образовательных программ общего образования. Таким образом, формирование и развитие системного мышления обучающегося – одно из важнейших требований к современной системе образования.

С - д подход (слайд)

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который разрабатывался крупнейшими теоретиками отечественной педагогической мысли. А принцип системности - является одним из основных дидактических принципов обучения.

Системный подход  на уроках истории способствует формированию «историзма», т.е. способности понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, в системе координат «прошлое – настоящее – будущее». Обществознание же, как интегративный курс, формирует целостное представление о социуме, вбирая в свои основы самые важные достижения социальных наук – экономики, культурологи, философии, не являясь при этом их простой суммой.

4 теоретики (слайд)

В настоящее время для решения проблемы формирования системного мышления школьников существуют определенные разработки, которые можно условно разбить на три группы. Первые посвящены теоретической разработке вопросов системности. Вторые ориентированы на формирование системного стиля мышления. Последние - теоретическим и экспериментальным исследованиям по проблеме обучения системному мышлению.

По мнению психолога Ларисы Исааковны Шрагиной, ключевыми показателями сформированности системного мышления являются его глубина и широта. В работе «Подходы к диагностике и развитию системного мышления школьников» автор раскрывает данные категории следующим образом:

Широта мышления – количество вопросов, связанных со следующими системными категориями: с функцией объекта или явления; с его свойствами; со связью данной системы с другими системами и процессами (надсистемами).

Глубина мышления – количество заданных вопросов по всем категориям.

Системность мышления – произведение широты мышления на его глубину.

5 Условия (слайд)

Успешное формирование системного стиля мышления у обучающихся возможно, когда в учебном процессе создаются следующие условия:

- ориентация целей обучения на формирование системного мышления;

- изменение содержания обучения;

- выбор форм и методов обучения;

- и уникальная способность учителя выходить за рамки учебного предмета!

Например, изучать понятия симметрии и золотого сечения по картинам Леонардо да Винчи.

6 цель и задачи (слайд)

Я решил определить эффективные приемы формирования системного мышления на уроках истории и обществознания.

Для этого мне необходимо было решить следующие задачи:

провести анализ методических приемов;

апробировать приемы на уроках;

провести анализ результатов работы;

обобщить и распространить опыт.

Разумеется, все эти задачи недостижимы без деятельности обучающихся, ради которых мы и совершенствуем свое педагогическое мастерство, которое, в первую очередь, заключается в умении увлечь. Ведь сначала ребенка нужно заинтересовать.

7 Дюрер (слайд)

Одним из универсальных приёмов, которые помогают мне в этом, называется «Удивляй!»

Например, урок всеобщей истории в 7 классе по теме «Северное Возрождение» я начинаю с «магического квадрата» Альбрехта Дюрера. Квадрат приковывает внимание и вызывает вопрос – как он может быть связан с темой. В дальнейшем мы узнаем, что квадрат Дюрера уникален среди математических квадратов и является частью гравюры «Меланхолия».

Дюрера часто называют «северным Леонардо да Винчи». Их роднит стремление приравнять художественное творчество к науке. Так, познакомившись с творчеством одного художника, мы переходим к изучению всего культурного феномена «Северного Возрождения».

8 яркое (слайд)

Дальнейшее внимание к теме можно удержать приемом «Яркое пятно». Я обращаю внимание обучающихся на нижнюю строку квадрата. Автор сумел заключить в таблицу год создания гравюры.

Если в эпоху Возрождения в Италии возросший интерес к античности проходил при непосредственном участии католической церкви, то в северных странах условия были иными. Решив несложную математическую задачу, мы получим дату начала важнейшего процесса в Европе 16 века, под влиянием которого и проходило Северное Возрождение.

Таким образом, данные приемы помогают в выполнении многих задач, среди которых активизация познавательной деятельности, формирование целостного образа объекта из отдельных его признаков, широкое применение межпредметных связей на уроках.

9 общество (слайд)

На уроках обществознания я также применял различные приемы, способствующие формированию системного мышления.

В простом логическом ряду «духовная, экономическая, политическая» большинство обучающихся быстро определит сферы общества и вспомнит недостающий элемент – социальную сферу. С помощью приема «Я беру тебя с собой» можно изменить логический ряд, тем самым усложнив задачу.

В приеме «Диаграмма Венна», который я использую на уроках в старших классах, доска или лист делится на три части. В первой колонке ребятам предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

В данном примере я объединил 3 диаграммы, в которых мы находим общие и особенные функции у трех элементов духовной культуры. Это позволяет лучше систематизировать изученный материал по нескольким темам, что полезно при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Уже с 6 класса я использую прием «Развивающий канон». Нам даны три слова, при этом первые два находятся в определенных отношениях. Нужно найти четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

 Например,   процесс – результат = социализация – личность.

Данный прием не только способствует развитию логического мышления, но и позволяет лучше усваивать понятийный аппарат. С помощью отношения можно составить определения – личность как результат социализации индивида и социализация – как процесс становления личностью.

Верди (слайд)

Вернемся к тому, что история и обществознание это предметы гуманитарного цикла. И с помощью следующего примера я хочу показать, что, даже оставаясь в рамках гуманитарной направленности, на уроках истории можно формировать системное мышление.

На уроке всеобщей истории в 9 классе по теме «Объединение Италии» я задал обучающимся вопрос: почему надпись Viva Verdi, восхвалявшая знаменитого композитора Джузеппе Верди и казавшаяся безвредной, стала граффити политического протеста, а за Верди закрепилось прозвище «маэстро итальянской революции».

Дело в том, что Италия середины 19 века оставалась раздробленной. Идея национального единства была главной для всех слоев общества, она нашла свое отражение и в произведениях Верди, звучавших словно гимны. И по удивительному совпадению verde, verdi означает зеленый – один из цветов флага Итальянской республики.

В данном примере с помощью приёма «Отсроченная отгадка мы не только способствуем формированию системного мышления, но и разбавляем «политизированную» историю «культурной». Это очень важно для формирования таких компонентов функциональной грамотности как «глобальные компетенции» и «креативное мышление».

11 Приемы (слайд)

В своей педагогической практике я обнаружил, что есть множество приемов, которые помогают формировать системное мышление обучающихся. Многие из них универсальны – их можно применять в преподавании любых школьных дисциплин на различных этапах урока.

Общие советы по применению я выделил следующие:

Каждый приём должен быть завершён

Использование каждого приёма должно быть осмысленным (не просто приём ради приёма)

Количество используемых приёмов должны быть разумным 

Приёмы должны быть согласованы между собой

12 Результаты (слайд)

Применяя данные приемы, мы с обучающимися достигли следующих результатов: высокое качество знаний по результатам Всероссийских проверочных работ, диагностики сформированности функциональной грамотности, успешная сдача ЕГЭ. Я не случайно выбрал эти показатели. Ведь в данных диагностиках есть множество заданий на систематизацию и обобщение информации, установление причинно-следственных связей, объяснение сложных ситуаций и проблем. Одним из самых сложных заданий в ЕГЭ по обществознанию является составление развернутого плана по теме. «Системное» обучение системному мышлению помогает обучающимся успешно справляться с этими испытаниями.

формы прогресса (слайд)

14 Выводы (слайд)

К каким выводам я пришел в процессе работы над методической мастерской:

История и обществознание наряду с другими учебными дисциплинами способствуют развитию у обучающихся системного взгляда на окружающую социальную действительность, формированию способности самостоятельно устанавливать связи между явлениями и находить определенные закономерности.

Есть множество методических приемов, способствующих формированию системного мышления, которые можно применять на различных этапах урока.

История и обществознание – общеобразовательные предметы, которые дают возможность очень широко раскрывать межпредметные связи для формирования системного мышления.

 

Предмет «История» имеет краеугольное значение, так как он способствует не только развитию предметных и метапредметных УУД, но и обеспечивает формирование мировоззренческой системы, развитие гражданственности, патриотизма, осознание исключительной роли России во всемирно-историческом процессе.

15 спасибо за внимание (слайд)


Презентация методической мастерскойPPTX / 12.6 Мб

PS

Помочь обучающимся сформировать ясное и чёткое представление о том, зачем им изучать прошлое (а не знать о прошлом). Ведь история ставит учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий.

Знания, полученные на уроках истории, понадобятся и в повседневной жизни, например, поддержать дискуссию, спор на политическую тему, на отдыхе заграницей, где необходимо знать не только памятники истории, но и культуру, и традиции посещаемой страны.

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы ознакомиться с началом данной разработки.

14 March

Здравствуйте. Началось это просто с наблюдений. Обучающиеся 9 кл, 11 кл при при решении заданий ГИА допускают ошибки в определении обобщающего понятия, найти общие черты и отличия, в заданиях с множественным выбором не видят взаимоисключающие утверждения. Также есть трудности в составлении сложного плана. Еще для многих не очевидно, что, например, у политического лидера, элиты, партии или системы в целом есть схожие функции и необязательно учить все по отдельности и вообще, нужно не заучить а увидеть и понять это. Так начал на практике составлять свои схемы или таблицы для объяснения материала. Видео по февральской и октябрьской революции уложил в 10 минут, наглядно показав Двоевластие и причинно-следственные связи событий. В учебнике истории может встретиться понятие центростремительная сила. Это понятие, также как и центробежная сила - из физики, дети не совсем понимают, как их можно соотнести с понятиями сепаратизм и интеграция. Можно это объяснить наглядно. Грамотное использование межпредметных связей также дает положительный результат. А уже потом я совместил эти действия конкретными педагогическими приемами. В планах найти или составить задания на определение сформированности системного мышления. Простите, если написал немного сумбурно.

15 March

Похожие публикации