Статья «Методическая работа в начальной школе»
Методическая работа в школе
Для повышения профессионализма и педагогического мастерства, роста качества образования во всех учебных учреждениях ведется методическая работа.
Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Следует выделить следующиев функции методической работы, которые нужно совершенствовать, создавая модель методической работы в школе:
приобретение и закрепление высокого статуса учителя в школе;
рост профессионального творчества педагогов;
повышение конкурентоспособности учителя;
профессиональное развитие и самореализация (обмен опытом и его распространение);
решение профессиональных проблем.
Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной поддержке, в том числе методической. Поэтому методическая работа в МОУ имеет ряд особенностей:
Методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на несколько лет (от 3-5) и ведется по общешкольной тематике.
Методическая работа ведётся по основным направлениям разработанной и принятой к реализации программы развития школы на установленный период.
Сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей, своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.
В модели организационной структуры школы методическая служба её подструктуры занимают центральное место, так как содержание её работы – это целостная, основанная на анализе учебно-воспитательного процесса и достижениях науки и передового опыта система мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие инновационной деятельности школы, а значит на качественное образование и развитие субъекта - обучающегося.
Научно-методическая деятельность школы осуществляется в соответствии с планом методической работы и направлена на решение поставленных задач, педагогическое сопровождение и поддержку учителя в его профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными потребностями, регламентируется следующими локальными актами: «Положение о педагогическом совете», «Положение о научно- методическом совете», «Положение о методическом объединении учителей», «Положение о наставничестве», «Положение о предметных неделях».
В школе создана многоуровневая организационная структура управления, которая объединяет управляющие и управляемые подсистемы и их звенья, находящиеся во взаимодействии и, которые упорядочены взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Структура методической работы включает методические объединения, творческие группы учителей, научное общество учащихся. Координирует работу научно-методический совет, в состав которого входят администрация школы, руководители МО, психолог.
Во главе методической службы стоит:
педагогический совет - осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Цель - совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместители директора по УВР, руководители ШМО, учителя- методисты. Ежегодно проводятся не менее 4 заседаний в учебном году по различной тематике;
научно-методический совет - выполняет координацию методической работы и отслеживание выполнения программы развития. В состав методического совета входят: руководители МО, представители администрации, практический психолог. Заседания научно-методического совета проводятся один раз в месяц.
Работу методического совета ведется по следующим направлениям:
координация работы методических объединений учителей-предметников;
реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;
анализ качества обученности учащихся, определение пути коррекции;
определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;
создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
проведение внутришкольных семинаров, педагогических чтений, конкурсов, творческих отчетов, психолого-педагогических семинаров;
утверждение адаптированных программ спецкурсов, факультативов.
Научно-методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений. Каждое методическое объединение работает над методической темой, непосредственно связанной с темой школы. На заседаниях рассматриваются следующие вопросы:
работа с Государственными образовательными стандартами и их выполнение, изучение нормативных документов;
вопросы методики преподавания предмета;
анализ учебных навыков учащихся по итогам проведенных срезов и контрольных работ;
отчеты учителей по самообразованию;
вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся 5-х классов ;
работа с сильными и слабыми учащимися;
подготовка учащихся к олимпиадам;
исследовательская деятельность учителей и учащихся и др.
Ежегодно в школе организуются творческие группы учителей. Проблемы, над которыми они работают, выбираются исходя из задач педагогического коллектива.
Педагогический коллектив нашей школы состоит из 56 педагогов, для которых такие условия позволяют иметь высокий уровень квалификации.
Как достигается такой уровень квалификации? Какова при этом роль методической службы и её деятельности?
Методическая работа нашей школы строится на основе диагностики, анализа, мониторинга и прогнозирования с учётом достижений науки и передового педагогического опыта, изменений в структуре и содержании, отвечающих современным требованиям и направлена на сопровождение инновационной деятельности в рамках программы развития образовательного учреждения и создание соответствующей образовательной среды; на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на качественное образование и развитие субъекта- обучающегося.
Следует отметить, что методическая служба качественно сопровождает учебно-воспитательный процесс, также отмечен рост качества обучения.
Результаты не случайны. Механизмом реализации программы развития являются инновации, которые приводят к качественным изменениям в обучении, воспитании, условиям образовательной среды.
Для оценки успешности школьной методической службы выделим некоторые критерии:
- повышение качества образования в учреждении,
портфолио педагогов и обучающихся,
активно развивающиеся сайты методических объединений, личные сайты учителей,
- положительные отзывы о методической деятельности школы среди родительской общественности,
- рост числа педагогов – участников профессиональных конкурсов.
Формы методической работы
Все многообразие организационных форм методической работы в образовательной организации можно представить в виде трех взаимосвязанных групп:
- общеобразовательные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, методические выставки);
- групповые формы методической работы (методические объединения, творческие группы педагогов, наставничество, взаимопосещение занятий и внеклассных воспитательных мероприятий);
- индивидуальные формы методической работы (индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).
Завершая краткую характеристику основных организационных форм методической работы в школе, следует подчеркнуть, что в организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффект зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей. Такой подход предохраняет как от рассчитанного на внешний эффект, конъюнктурного формотворчества, так и от неверия в новое.