Методическая разработка внеурочного мероприятия «Своя игра» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
Методическая разработка
внеурочного мероприятия «Своя игра»
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Оглавление
Введение
Структура интеллектуальной игры «Своя игра»
Ход интеллектуальной игры «Своя игра».
Методика проведения игры.
4. Заключение
5. Список использованной литературы
6. Рецензия
7. Приложение
Пояснительная записка
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности студентов, развития их самостоятельности, мышления, является игра.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков студентов, повышения уровня эрудиции, развития творческой активности студентов, воспитания интереса к будущей профессии, а также с целью применения ее другими преподавателями. Данная разработка приводит материал для проведения конкурса на лучшего бухгалтера. Но изменив задания можно провести конкурс для любой специальности и по любой дисциплине.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии студентов, является уникальным феноменом общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки студентов, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою ценность.
Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности. Участвуя в игре, студент проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и самоконтроля; ему приходиться проявлять системность, креативность и критичность мышления.
Интеллектуальная игра - неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она даёт возможность каждому студенту продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым у студента формируются стимулы саморазвития.
Направление в педагогической науке - игровая педагогика, считает игру ведущим методом воспитания и обучения и поэтому упор на игру - важнейший путь включения студентов в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Использование в учебном процессе игры способствует тому, что студенты решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Развитие студента в ходе игры происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Через игру и в игре постепенно готовится сознание студента к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества личности, необходимые будущему специалисту, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Презентация игры (вопросов) позволяет открывать задания по той или иной дисциплине, согласно озвученным номерам вопросов, возвращаться к нужной таблице с названием дисциплины и номеров заданий, при этом уже использованные номера вопросов закрашиваются автоматически в другой цвет, что позволяет определить осуществлять контроль. Применение данной презентации делает игру более интересной.
Сущность интеллектуальной игры заключается в том, что студенты решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Методические указания
Внеурочное мероприятие по экономическим дисциплинам общепрофессионального цикла ОП.01 Экономика организации, ОП.08 Основы бухгалтерского учета, проводится между обучающимися специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в форме интеллектуальной игры «СВОЯ ИГРА».
Цели:
Образовательная: расширение кругозора учащихся, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся посредством элементов игры, соревнования и решения проблемных вопросов, повышение интереса к будущей профессиональной деятельности, выраженного в неординарных ситуациях; создание условий для реализации творческих способностей обучающихся, формирование навыков конкурсных испытаний.
Развивающая: развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), творческих способностей, познавательного интереса к экономике; принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач;
Воспитательная: формирование умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений; рост познавательной самостоятельности обучающихся.
Задачи интеллектуальной игры:
выявление и поддержка одаренных и талантливых обучающихся, мотивированных к учебно-познавательной и творческой деятельности в области экономики и бухгалтерского учета;
формирование потребности обучающихся в более глубоком изучении дисциплин;
повышение общего образовательного уровня в области экономики и бухгалтерского учета;
развитие экономического кругозора и мышления, интереса к профессии, навыков групповой, коллективной работы, коммуникативных умений студентов.
Участники: обучающиеся специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Время проведения игры: 90 мин
Место проведения: учебная аудитория, актовый зал.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, калькулятор, вспомогательный раздаточный материал.
План мероприятия:
1) Организационный момент (вступительное слово ведущего).
2) Игровой этап (командный) – два тура игры.
3) Подведение итогов. Награждение команд.
Правила игры:
Игра состоит из двух туров: 25 вопросов в каждом туре. Вопросы каждого тура сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: от100 до 1000 баллов (в зависимости от сложности).
Игроки не могут перебивать ведущего в любой момент чтения вопроса и оглашать ответ.
Команды имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Право ответа получает команда, выбравшая номинацию и стоимость вопроса. Вторая команда дает свой вариант ответа на вопрос на случай неправильного ответа команды-соперников или его отсутствия.
Правильный ответ приносит команде сумму, равную стоимости вопроса, неправильный ответ не лишает игроков указанной суммы.
Далее право выбора вопроса принадлежит команде, правильно ответившей на предыдущий вопрос. В случае если на вопрос никто не ответил, право выбора переходит к следующей команде.
В каждом туре вместо любого вопроса игрокам может выпасть "кот в мешке". Количество "котов в мешке" в каждом туре и их расположение не регламентируется.
"Кот в мешке" - блиц-опрос команды из пяти вопросов, на которые необходимо дать ответ без подготовки. Только ответив правильно на все пять вопросов, команда получает баллы - стоимость вопроса. Отсутствие ответа на "кота в мешке" приравнивается к неправильному.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
1. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СВОЯ ИГРА»
Приветственное слово ведущего.
Представление жюри и гостей
Приветствие команд
Ознакомление с условиями игры.
ПЕРВЫЙ ТУР – Ответы на 11 вопросов.
Подведение итогов 1 тура.
ВТОРОЙ ТУР — Ответы на 11 вопросов.
Подведение итогов 2 тура.
Объявление результатов игры и подведение общих итогов мероприятия
Поздравление победителей и участников.
2. ХОД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СВОЯ ИГРА»
Вводное слово преподавателя: Добрый день! Я рада приветствовать Вас на нашей игре, которая называется «Своя игра». Интеллектуальная игра проводится среди «лучших знатоков и любителей» дисциплин ОП.08 Основы бухгалтерского учета, ОП.01 Экономика организации . Это представители команды специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и их болельщики.
Цель интеллектуальной игры - активизация познавательной деятельности и повышение уровня эрудиции в области экономики и бухгалтерского учета, стимулирование творческой активности студентов.
Ведущий 1. Добрый день!
Мы приглашаем всех вас к участию в нашем соревновании под девизом «Знания – это сила!».
Сегодня вы должны доказать себе и доказать нам, что для молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, главное богатство – это знания.
Ведущий 2. Разрешите нам представить участников команды:
( Приглашаются команды)
Ведущий 2. Команды снаряжают свои корабли в мир знаний по экономике и бухгалтерскому учету.
. Но мы предупреждаем, что плавание будет нелегким – рифы и скалы нашего конкурса норовят пробить днище ваших кораблей.
. Но тем не менее, впереди неведомое будущее, к нему и лежит Ваш путь через справедливость и компетентность решений нашего доброго жюри, которое будет следить за ходом игры и вести учет баллов (представление жюри).
Ведущий 1. Участники, Вам слово. Представляйте себя!
Каждый участник представляет себя ( называет фамилию, имя, отчество, группу)
Ведущий 2. Вот мы и познакомились с участниками игры и убедились, что сегодня на сцене самые способные, самые эрудированные, самые находчивые студенты.
Ведущий 1. Итак, команды представлены. Чтобы начать состязание, осталось обозначить правила игры. Они следующие:
. Игра проводится в два тура.
В каждом туре участвуют по 15 вопросов. Вопросы разделены на категории . Категория « ЭКОНОМИКА» и « БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» У каждого вопроса своя цена в баллах.
Первый вопрос и категорию выбирает участник, который по жребию будет первый.
В некоторых вопросах есть дополнительные условия.
Кот в мешке
Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота».. Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.
Ведущий 2. Участник, правильно ответивший на вопрос, получает количество баллов, равное стоимости вопроса, а неправильный ответ – баллы снимаются в размере стоимости вопроса и вопрос переходит другому участнику.
Ведущий 1. Зрители не подсказывают ответы на вопросы с места, иначе вопрос будет снят.
Ведущий 2. Участница, выбравшая сектор «Кот в мешке» должна будет подарить вопрос кому то из соперников.
Ведущий 1. Как уже отмечалось, первой выбирает вопрос и отвечает участник, который по жребию будет первой. Проводим жеребьевку.
Ведущий 2.Участники, занимайте игровые места. Мы начинаем!!!!!!
I ТУР
Ведущий 1. В этом туре вам будут предложены 25 вопросов, согласно выбранной категории. В каждой категории вопросы разной стоимости.
Итак, время пошло:
Участники в хаотичном порядке выбирают категорию и вопрос.
Игру ведет преподаватель.
Ведущий 1. Первый тур окончен. Жюри подводит итоги.
II ТУР
Ведущий 1. В каждой выбранной категории по-прежнему по 25 вопросов разной стоимости.
Ведущий 2. Участники команды! Ваша задача увеличить первоначальный капитал, который вы заработали в I туре игры.
Ведущий 1. Первой начинает игрок, у которого наименьшее количество баллов по итогам предыдущего тура. В остальном, правила игры остаются такими же, как и в I туре. Итак, время пошло.
Ведущий 2. Второй тур окончен. Жюри подводит итоги. . Слово для подведения итогов второго тура предоставляется председателю жюри.
.
ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
Ведущий 2: Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.
По итогам игры между игроками распределились призовые места следующим образом:
1 место – балла;
2 место – балл;
3 место баллов.
Председатель жюри отметил, что в ходе проведенного мероприятия студенты показали глубокие знания в области учетных дисциплин.
Преподаватель-организатор подводит итоги, отмечая большую подготовительную работу к игре, и благодарит студентов за активное участие.
.
3.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «СВОЯ ИГРА»
Решение о проведении интеллектуально-развлекательной игры было принято на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин при рассмотрении мероприятий, проводимых в рамках «Недели цикловой комиссии».
Прежде чем принять такое решение, нужно было определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этой игре. Члены ЦК сошлись во мнении о том, что игра позволит активизировать познавательную активность студентов в области изучения экономических дисциплин, повысит уровень эрудиции в области экономики и бухгалтерского учета, стимулирует творческую деятельность обучающихся.
Организаторы интеллектуальной игры «Своя игра» предоставили вопросы по ОП.01 Экономика организации, ОП.08 Основы бухгалтерского учета . По этим вопросам была подготовлена компьютерная презентация. ( Электронный вариант проведения игры прилагается ).
Игра была рассмотрена как средство воспитания. Основными аспектами развития личности студента в этой связи можно назвать следующие:
1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для студента, чем личные (соподчинение мотивов).
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: студент, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
3. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности.
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных студентов и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие, на становление личности.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание студента к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества личности, необходимые будущему специалисту, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Игра интересовала как принцип поведения, а не как способ развлечься. Игра позволит студенту быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.
Чтобы игра была не только интересна, но и полезна студентам, преподавателю необходимо хорошо потрудиться. Для успешного проведения игры преподавателю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуальных способностей, интересов, учитывая подготовку группы, материальные возможности и др., преподаватель самостоятельно разрабатывает сценарий игры. При этом можно заимствовать идею, какие – либо элементы, привлекать учащихся.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» Она должна строится на полученных ранее общеобразовательных знаниях и обеспечивать приобретения новых. Игра способствует формированию у студентов такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одногруппниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.
При организации игры нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность студентов по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, преподаватель всё внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».
При проведении итогов обязательно необходимо поощрить всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний, чтобы студенты испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей – соперников.
Точку в проведении игры можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов. Анализ показал, что все цели обучения достигнуты, мероприятие прошло на высоком методическом уровне.
Заключение
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента к активной познавательной деятельности. Преподаватель должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий студентам эффективно и качественно усваивать программный материал, поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и во внеурочное время.
Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.
Экономика и Бухгалтерский учет довольно сложные дисциплины для восприятия его студентами. Поэтому если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир экономических знаний. Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации студента в новом экономическом пространстве.
Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь учащихся в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности студента: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от преподавателя больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток времени на проведение игр и др. Бытует мнение среди преподавателей: «Если мы будем играть во время уроков, когда же мы будем учиться?”. Однако проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания студентов.
На основе вышесказанного сделать следующие выводы:
1. На уроках экономики, бухгалтерского учета целесообразно применение
интеллектуально-развлекательных игр.
2. Применение игр развивает умение работать в коллективе.
3. Применение игр повышает интерес к бухгалтерскому учету как к будущей
специальности.
С помощью игры студенты могут обнаружить в себе задатки будущих великих
экономистов и бухгалтеров.
Литература
Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения учеб. / В.С.
Безрукова. - М.: “Сентябрь”,.
Богаченко, В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник для средних
специальных учебных заведений / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», -444 с.
Бочкарева, И.И., Левина, Г.Г. Бухгалтерский учет: учеб. / И.И. Бочкарева, Г.Г.
Левина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,.-368 с.
Бухгалтерский финансовый учет Учебник для вузов / Под. ред. проф. Ю.А. Бабаева.
- М.: Вузовский учебник, Измайлова, М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Методическое пособие / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация
“Дашков и Ко”, Каморджанова, Н.А., Карташова И.В., Тимофеева М.В. Бухгалтерский финансовый
учет / Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова, М.В. Тимофеева. 3-е изд. - СПб.:
Питер,. - 288 с.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет Учеб. пособие / Н.П. Кондраков. - 5-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, .
Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства. Москва Сапожникова, Н.Г. Бухгалтерский учет учебник / Н.Г. Сапожникова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: КНОРУС, Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учет учеб.-практ. пособие / Р. 3. Тумасян. - 9-е изд.,
стер. - М.: Издательство «Омега-Л», Чая, В.Т. Бухгалтерский учет учебное пособие / В.Т. Чая, О.В. Латыпова; под ред.
д-ра экон. наук, проф. В.Т. Чая. — М.: КНОРУС.
Приложение1.
Итоги по командам.
№ вопроса | Команда | Команда | Команда | |||
№ вопроса и его категория | Баллы (+)(-) | № вопроса и его категория | Баллы (+)(-) | № вопроса и его категория | Баллы (+)(-) | |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
11 | | | | | | |
12 | | | | | | |
13 | | | | | | |
14 | | | | | | |
15 | | | | | | |
ИТОГО 1 ТУР | | | | | | |
16 | | | | | | |
17 | | | | | | |
18 | | | | | | |
19 | | | | | | |
20 | | | | | | |
21 | | | | | | |
22 | | | | | | |
23 | | | | | | |
24 | | | | | | |
25 | | | | | | |
26 | | | | | | |
27 | | | | | | |
28 | | | | | | |
29 | | | | | | |
30 | | | | | | |
ИТОГО 2 ТУР | | | | | | |
ОБЩИЙ СЧЕТ | | | | | | |
Потамошнева Наталья Алексеевна