Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Зам.директора по УР |
Директор ГПОУ «ГКПТЭ» |
___________Цыба О.Ю. |
______________Кравченко Э.Л. |
«____»_________2016 |
«____»_________2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01. Математика
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от _________ 2015 г. No
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ГОС СПО.
Организация-разработчик: Горловский машиностроительный колледж
Разработчик: Мудрецкая Е.В.
Рецензенты:
Балко Е.В.- декан экономико-правового факультета МЭГИ, преподаватель высшей математики
Арчаков АВ.- преподаватель математики ЕМТ, специалист высшей категории
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией математической и общей естественнонаучной подготовки
протокол № 1 заседания ЦК от « 31» 08 2016 г.
Зав. учебно-методическим кабинетом_______________ Кучеренко Т.В.
Рабочая программа переутверждена на 20 / 20 учебный год
Протокол № 1 заседания ЦК от «____» _____________20 г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Зав. учебно-методическим кабинетом_______________ Кучеренко Т.В.
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол No ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Зав. учебно-методическим кабинетом_______________ Кучеренко Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Паспорт рабочей программы |
|
2 |
Структура и содержание учебной дисциплины |
|
3 |
Условия реализации программы учебной дисциплины |
|
4 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
|
5 |
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую учебную программу |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01. Математика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика является неотъемлемым элементом системы образования во всем мире. Объясняется это уникальной способностью учебной дисциплины «Математика» в формировании личности. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал математики огромен. Математические дисциплины занимают весьма существенное место в системе профессиональной подготовки будущих специалистов, на современном уровне обучают, воспитывают, развивают молодежь.
Особое значение начинают приобретать не только прочность и глубина, но и востребованность фундамента, на котором выстраивается профессиональная подготовка. Решая вопросы совершенствования профессионального образования и такой его важной составляющей как математическое образование будущих специалистов необходимо исходить из объективно существующего факта чрезвычайной динамичности системы «наука – образование – производство». Будущие специалисты должны иметь умения и профессиональную мобильность – оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практики в целом. Это станет возможно, если выпускник в процессе обучения вооружен общей интегральной (то есть междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности.
В процессе изучения математики студенты овладевают такими приемами и методами мышления, как индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и конкретизация, классификация и систематизация. Умение формулировать, обосновывать и доказывать утверждения развивает логическое мышление. Средствами математики развиваются волевые качества личности, настойчивость и целеустремленность, познавательная активность и самостоятельность.,
При освоении программы дисциплины «Математика» будущему младшему специалисту по экономической отрасли необходимо обеспечить фундаментальную математическую подготовку таким образом, чтобы она была достаточной для профессиональной деятельности практически ориентированных выпускников.
Именно поэтому нашему курсу «Математики» присуща профессиональная и прикладная направленность обучения. Решение прикладных задач в курсе математики мы будем дополнять реализацией на компьютере (установив многосторонний связь «математика – информатика – экономические дисциплины»), что будет способствовать логическому развитию образовательно – профессиональной подготовки в условиях современного информационного общества.
Роль математики как учебной дисциплины не сводится к средству реализации профессиональных задач. Одной из общих целей обучения математике является формирование навыков математического мышления, что способствует формированию логического, рационального стиля мышления в целом. Умение рационально, логически мыслить является общим умением для всех учебных предметов, профессионально значимым умением для всех специальностей.
Курс «Математика» предшествует другим общеэкономическим дисциплинам, потому что есть обеспечивающим в структурно – логической системе подготовки. Межпредметные связи с экономическими дисциплинами будут носить опережающий характер, и будут способствовать определенным образом для лучшего осознания профессиональных знаний.
Учебная дисциплина ЕН.01. «Математика» относится к дисциплинам математического и общего естественнонаучного учебного цикла.
Методика изучения курса строится на соединении лекционных и практических занятий, а также предусматривает самостоятельную работу студентов с индивидуальными и групповыми консультациями. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Данная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения.
Программа разработана:
- на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
- с учетом Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов.
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и на курсах повышения квалификации и переподготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина ЕН.01. «Математика» относится к дисциплинам математического и общего естественнонаучного учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики.
- основы интегрального и дифференциального исчисления.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В ходе изучения дисциплины ставиться задача формирования профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду деятельности:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2.Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 96 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 64 часа;
- самостоятельная работа обучающегося 32 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия (не предусмотрено) |
- |
практические занятия |
46 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
в том числе: |
|
Работа с учебным материалом |
15 |
работа над презентациями |
11 |
индивидуальные задания |
6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.01. Математика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины |
Содержание учебного материала |
3 |
||
Практическое занятие (не предусмотрено) |
||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка презентации: «Значение математики в профессиональной деятельности» |
6 |
|||
Раздел 1 Элементы линейной алгебры |
1 |
|||
Тема 1.1 Матрицы и определители |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Матрицы, операции над ними. |
2 |
||
2 |
Определители и их свойства. Правила вычисления определителей |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
2 |
|||
Практические занятия 1,2 Действия над матрицами. Вычисление определителей второго и третьего порядка |
4 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником: Вычисление определителей высших порядков. |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1.2 Системы линейных уравнений |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Обратная матрица. Системы линейных уравнений. Метод Гаусса. |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
2 |
|||
Практическое занятие 3 Нахождение обратной матрицы. Решение систем линейных уравнений методом Крамера, Гаусса и обратной матрицы. |
2 |
|||
Практическое занятие 4 Решение систем линейных уравнений: задачи экономического смысла |
2 |
|||
Практическое занятие 5 Семинар по разделу 1 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка презентаций на тему: «Матрицы, виды матриц. Системы линейных уравнений» 2. Индивидуальная работа 1 |
3 |
|||
1 |
||||
Раздел 2 Математический анализ |
||||
Тема 2.1 Основные понятия теории пределов и непрерывности |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1 |
Бесконечно малые и бесконечно большие последовательности связь между ними. Основные теоремы о пределах. Первый и второй замечательный пределы. |
|||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Практическое занятие 6 Вычисление первого и второго замечательного пределов.. |
2 |
2 |
||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником: непрерывность функции в точке и на промежутке. Точки разрыва первого и второго рода. |
2 |
|||
Тема 2.2 Основы дифференциального исчисления. Производная функции |
Содержание учебного материала |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
Практическое занятие 7: Вычисление производных сложных функций. Дифференцирование сложной функции. |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником: Определение производной. Геометрический, механический и экономический смысл производной. Производные основных элементарных функций. |
2 |
|||
Тема 2.3 Приложение производной |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Использование понятия производной в экономике: эластичность функции, эластичность спроса и предложения относительно цены. |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
Практическое занятие 8: Исследование функций и построение графиков сложных функций |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Практическое занятие 9: Решение заданий экономического смысла методами дифференциального исчисления. |
2 |
2 |
||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Индивидуальная работа 2 2. Работа с учебником: Исследование сложной функции с помощью производной: интервалы монотонности, экстремум функции, асимптоты и построение графиков. |
2 |
|||
2 |
||||
Тема 2.4 Основы интегрального исчисления. Неопределенный интеграл |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Методы интегрирования:. Метод замены переменной и метод интегрирования по частям. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
Практическое занятие 10: Вычисление неопределенных интегралов методом замены переменной и по частям. |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником: Первообразная и неопределенный интеграл. Основные свойства неопределенного интеграла. Таблица интегралов |
1 |
|||
Тема 2.5 Определенный интеграл. Приложение определенного интеграла. |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
Практическое занятие 11: Вычисление определенных интегралов методом замены переменной и с помощью интегрирования по частям. |
2 |
|||
Практическое занятие 12: Решение заданий экономического смысла методом интегрального исчисления |
2 |
2 |
||
Практическое занятие 13: Семинар по разделу 2 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Разработка презентации: Области применения интегрального исчисления 2. Индивидуальная работа 3 3. Работа с учебником: Понятие определенного интеграла. Свойства определенного интеграла. |
2 |
|||
1 |
||||
1 |
||||
Раздел 3 Комплексные числа |
||||
Содержание учебного материала |
||||
1 |
Определение комплексного числа. Арифметические операции над комплексными числами, записанными а алгебраической форме. |
2 |
1 |
|
2 |
Геометрическая интерпретация комплексных чисел |
|||
3 |
Тригонометрическая и показательная форм записи комплексных чисел. |
|||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
Практическое занятие 14 Действия над комплексными числами |
2 |
2 |
||
Практическое занятие 15: Семинар по разделу 5 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Индивидуальная работа 4 |
1 |
|||
Раздел 4 Основы дискретной математики |
||||
Тема 4.1 Множества и операции над ними |
Содержание учебного материала |
1 |
||
1 |
Понятие множества. Способы задания множеств. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера-Венна. Основные тождества алгебры множеств. |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
2 |
|||
Практическое занятие 16: Выполнение операций над множествами |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
||||
Раздел 5 Основные понятия теории вероятностей и математической статистики |
||||
Тема 5.1 Элементы теории вероятностей |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Случайные величины. Виды случайных величин. Закон распределения случайных величин. Числовые характеристики случайных величин. |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
2 |
|||
Практическое занятие 17: Решение задач на нахождение условной и полной вероятности. |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Практическое занятие 18,19: Решение задач на нахождение вероятностей по формулам Бернулли и Лапласа. |
4 |
|||
Практические занятия 20,21: Составление и анализ случайных величин. Нахождение числовых характеристик случайных величин. |
4 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Индивидуальная работа 5 2. Работа с учебником: 1. Нахождение вероятностей по формулам Бернулли и Лапласа. Мелкосерийное и крупносерийное производство. 2. Условная и полная вероятности. |
1 |
|||
3 |
||||
Тема 5.2 Основные понятия математической статистики |
Содержание учебного материала |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
||||
Практическое занятие 22 Решение задач математической статистики |
2 |
|||
Практическое занятие 23 Семинар по разделу 5 |
2 |
|||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником: 1. Понятие математической статистики. Выборка. Средние значения. |
2 |
|||
Тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрено) |
||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) |
||||
Всего: |
96 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места студентов,
- доска, раздаточный материал,
- рабочее место преподавателя с мобильной мебелью, т.к. подразумевается проведение занятий в интерактивной форме.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор, экран, мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная литература:
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Дрофа - 2010.- 400 с.
Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 573 с.
Спирина М.С. Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.С. Спирина, П.А. Спирин. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
Электронные учебники:
1. Вороненко А.А., Федорова В.С. Дискретная математика. Задачи и упражнения с решениями: Учебно-методическое пособие /. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 104 с. http://znanium.com/bookread.php?book=424101
2. Дадаян А.А. Математика: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. -
552с.;http://znanium.com/bookread.php?book=397662
Интернет – ресурсы:
Образовательный математический сайт: www.exponenta.ru;
Сайт учебно-методического журнала Математика: http://mat.1september.ru;
Математический портал: http://www.allmath.ru;
Сайт тесты по математике: http://www.mathtest.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, комбинированных занятий, практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также при выполнении обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Умения: |
|
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; |
Оценка выполнения практических работ и их защита |
Знания: |
|
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; |
Внеаудиторная работа (разработка презентаций) |
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; |
Практические работы и их защита |
основные понятия и методы линейной алгебры |
Индивидуальная работа № 1, оценка за внеаудиторную работу, практические занятия 1-4, тестирование |
основные понятия и методы математического анализа |
Самостоятельная работа, практические занятия |
основы интегрального и дифференциального исчисления |
Индивидуальные работы № 2,3 , практические занятия 5-12 |
основные понятия и методы теории комплексных чисел |
Индивидуальная работа № 4, практические занятия 14,15, тестирование |
основные понятия и методы дискретной математики |
Самостоятельная работа, практическое занятие 16 |
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики. |
Индивидуальная работа № 5, практические занятия17-22, тестирование |
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения |
№ страницы с изменением: |
БЫЛО: |
СТАЛО: |
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения