Рабочая тетрадь по дисциплине «Менеджмент» (Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям))
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
Комиссия профессиональной учетно-экономической подготовки
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
(Контрольный пакет)
Для самостоятельной работы студентов
По дисциплине «Менеджмент»
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии профессиональной учетно-экономической подготовки и рекомендовано к утверждению Протокол № 2 от «07» 10. 2016 г. Председатель комиссии _________________Н.В.Горбатовская |
Подготовил преподаватель Т.В.Кучеренко |
2016
Задания по дисциплине «Менеджмент». Подготовил преподаватель: Т.В. Кучеренко - Горловка: ГПОУ «ГКПТЭ», 2016. - 32с.
Представленные структурированные задания для самостоятельной работы студентов, которые объединяют аспекты теоретической, практической и творчески-поисковой работы.
Рабочая тетрадь по менеджменту предназначена для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по экономической специальности. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, помогут студентам систематизировать и углубить знания по темам дисциплины, а также развить экономическое мышление. Преподавателю рабочая тетрадь поможет лучше организовать семинарские занятия, сделать их более интенсивными и интересными.
Методическая разработка содержит задания практического и теоретического характера, критерии оценивания, перечень литературы и электронных Интернет – источников.
Для студентов и преподавателей.
Одобрено к использованию на заседании цикловой комиссии профессиональной учетно-экономической подготовки и рекомендовано к утверждению
Протокол № 2 от «07» 10. 2015 г.
Председатель комиссии __________________Н.В.Горбатовская
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методическая разработка предназначена для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по экономической специальности.
Рабочая тетрадь составлена на основе учебной программы по дисциплине «Менеджмент», входящей в Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09. 2015 г. N 525.
Рабочая тетрадь составлена таким образом, что по каждой теме курса имеются три вида заданий:
Узловые вопросы темы (теоретическое задание);
Практические задания;
Тесты
Выполнение этих заданий поможет студентам систематизировать полученные знания, самостоятельно работать с экономической литературой и активно участвовать в семинарских занятиях.
Рабочая тетрадь поможет и преподавателю. С её помощью легче организовать учебный процесс, выбрать форму работы студентов на занятии, сделать его более интенсивным и интересным.
Использование рабочей тетради по менеджменту поможет студентам не только усвоить материал той или иной темы, но и развить у них экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать грамотные выводы.
ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»
Комиссия профессиональной учетно-экономической подготовки
Рабочая тетрадь
по дисциплине «Менеджмент»
студента(ки) группы______________
специальности___________________
_________________________________
г. Горловка, 2016 год
Тема 1. Понятие и сущность менеджмента. Тема 2. Организация как объект управления. Тема 3. Информация и коммуникации в менеджменте
I. Узловые вопросы темы
1. Дайте определение понятий «менеджмент» и «управление», покажите разницу между этими понятиями
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите основные закономерности менеджмента
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите основные отличительные особенности различных групп в организации
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Опишите составляющие коммуникационного процесса
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Практические задания
1. Разработайте не менее десяти принципов (основных правил) менеджмента для конкретной или виртуальной организации, используя принципы Х. Эмерсона, А. Файоля, Г. Форда.
1)____________________________________________________________
2)____________________________________________________________
3)____________________________________________________________
4)____________________________________________________________
5)____________________________________________________________
6)____________________________________________________________
7)____________________________________________________________
8)____________________________________________________________
9)____________________________________________________________
10)___________________________________________________________
2. Заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности:
№ п/п |
Школа или направ-ление в менедж-менте |
Годы воз-ник-нове-ния |
Основные представи-тели |
Основные достижения |
Основные недостатки |
Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях |
Класси-ческая школа |
1911 |
Ф. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд и др. |
1. Внедре- ние НОТ 2. Разработка принципов управления 3. Создание цехового управления 4. Возникновение института мастеров |
Слабо учитывался человеческий фактор |
Используется НОТ, принципы управления |
3. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем.
Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровне управления.
4. Найдите в сетке 18 фамилий известных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие науки об управлении организационными системами. Слова-ответы располагаются только по вертикали и горизонтали, но не по диагонали. При этом слова могут ломаться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении.
1, 2, 3 — авторы учебника «Основы менеджмента»; 4 — основатель школы «социальных систем»; 5 — ученый, впервые предложивший термин «научное управление»; 6 — создатель организационной теории; 7 — автор двухфакторной модели мотивации; 8 — последователь Тейлора в части рационализации труда рабочих; 9 — автор «Общей теории занятости, процента и денег»; 10 — представитель школы «человеческих отношений»; 11 — выдающийся мыслитель эпохи Возрождения; 12 — ученый, сформулировавший «принцип оптимума»; 13 — один из последователей Файоля; 14 — основоположник научного управления производством; 15 — один из последователей классической школы менеджмента; 16 — родоначальник классической (административной) школы менеджмента; 17 — американский социолог, изучавший проблемы поведения человека; 18 —автор двенадцати принципов производительности.
5. Составьте план совещания или переговоров.
III. Тесты
1. Менеджмент – это наука, изучающая:
а) процедуры установления иерархических отношений в ходе формирования организаций;
б) отношения, возникающие в процессе взаимодействия людей на рабочем месте;
в) особенности функционирования организаций различных типов;
г) совокупность методов, принципов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства.______
2. Особенностью административной школы является:
а) исследование наиболее эффективных методов проведения операций;
б) стремление к построению «идеальной» бюрократической системы;
в) организация взаимодействия внутри организации в соответствии с принципами А Файоля;
г) построение организации в соответствии с принципом «единоначалия»._____
3. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?
а) научное управление;
б) новая экономическая политика;
в) административное управление;
г) человеческие отношения.______
4. С точки зрения А. Файоля и «процессного подхода» управление является:
а) деятельностью по обеспечению достижения организацией поставленных целей;
б) процессом, состоящим из серии непрерывно взаимосвязанных действий;
в) целеполагающей деятельностью в организации;
г) наборам, последовательно выполненных функций: планирование, организация, распоряжения, координация и контроль. ______
5. Какой прием существенно определяет успех ситуационного подхода к управлению?
а) руководитель умеет правильно прогнозировать ситуацию;
б) руководитель умеет предвидеть вероятные последствия принимаемых решений;
в) руководитель владеет средствами профессионального управления;
г) руководитель умеет увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями. _______
6. Выделите признак системного подхода к управлению:
а) система контроля принятых решений;
б) определенная последовательность целенаправленных действий людей;
в) система проведения производственных совещаний для выработки совместных решений;
г) система корректировки организационной структуры для выпуска конкурентоспособной продукции. _______
7. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в:
а) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром;
б) наличии взаимодействия с внешней средой;
в) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами;
г) замкнутость элементов системы. ________
8. Как формулируется понятие «задача» применительно к менеджменту?
а) работа, которая должна быть выполнена;
б) работа, которую необходимо выполнить, используя мотивацию;
в) предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;
г) работа, которая должна быть выполнена в срок. _______________
9. Отличительной чертой формальной организации является:
а) сознательная координация действий 2 или более лиц;
б) отсутствие единства в действиях ее членов;
в) жесткое давление на членов организации;
г) наличие должностных инструкций и предписаний. ____________
10. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор. 2. Руководители цехов, отделов. 3. Бригадиры, руководители групп. к среднему звену управления относятся:
а) 2,3;
б) 2;
в) 1,2,3;
г) 1,2. ____________
Тема 4. Принятие управленческих решений
I. Узловые вопросы темы
1. Докажите, что процесс принятия управленческого решения является важнейшим этапом управленческой деятельности
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите уровни принятия решений и ключевые навыки, требуемые руководителю
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите основные принципы принятия эффективных решений (минимум 5)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите и опишите факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Практические задания
1. Вы приняли руководство отделом (секцией). Ваш предшественник вел спокойную жизнь и запустил свои обязанности настолько, что они превратились в проблему. Вами были предприняты попытки улучшить ситуацию, но улучшение было недолгим. У вашего предшественника были прекрасные технико-технологические навыки, и это держало его в компании.
Вы поняли, что персонал не заинтересован в работе и циничен. Ответ сотрудников на все: «Мы уже видели это раньше, тогда это не работало, и сейчас ничего не получится». Многие считают, что усердно работают и без них дисциплины не будет. Точка зрения другого менеджера — они «кучка бездельников», без которых будет только лучше. Все же эту группу жалко потому, что ими плохо управляли, и это не их вина. C точки зрения вашей карьеры вам необходимо показать успехи в управлении этим отделом (секцией).
Все изменения команда считает ненужными. В вас они видят человека, который хочет сделать себе имя за их счет. Они уже решили, что за их счет вы сделаете себе карьеру. Они против всего, что принципиально меняет ситуацию.
Что вы можете предпринять, чтобы улучшить работу команды?
2. Вы сформировали команду из заинтересованных и трудолюбивых работников в достаточно короткий период времени. Большинство работает хорошо, а некоторые преуспевают с тех пор, как перешли в ваш отдел. Они все знающие работники, хорошо работают в команде, стараются обсуждать вопросы, согласовывать мнения и быстро выполнять решения.
Однако часто собрания в коллективе проходят неформально в нерабочее время. Ваше беспокойство по поводу некоторых решений, принятых на них, растет. Иногда вас вообще не приглашают на собрания, и вы не можете повлиять на решение. Несколько раз, принятые без вашего ведома, решения отрицательно влияли на работу других отделов (секций).
Двое из группы, кажется, стараются захватить лидерство. Отношения пока нормальные, но есть почва для конфликта. Другие члены группы склоняются к той или другой стороне. Это также причина для беспокойства.
Вы рекомендовали своим подчиненным быть более ответственными за свою работу. Вам это удалось. Но вы обеспокоены тем, что ваши рекомендации сотрудники восприняли негативно, а ваш стиль руководства — как «тяжелую руку», что отрицательным образом повлияет на работу и ухудшит результаты.
Какие шаги нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию?
3. Вы управляете группой работников хорошо подготовленных профессионально и с большим стажем. Ожидалось, что эта группа будет показывать высокие результаты, но, несмотря на высокий потенциал, группа выглядит незаинтересованной и недееспособной. Сначала вы думали, что это результат того, что сотрудники через некоторое время пойдут на пенсию.
Затем вы поговорили с группой и с каждым сотрудником индивидуально, чтобы выяснить, в чем проблема. Но группа неохотно говорила о том, что вызывает проблемы в работе, хотя было все же сказано, что трудности возникли из-за недоработок в предыдущей смене.
Вы обеспокоены тем, что некоторые работники совершенно потеряли интерес к работе и их производительность снижается. А участники вашей группы не могут понять, почему руководство поручает им ответственную работу, усложняет ее тем, что без предупреждения взваливает на их плечи недоработки предыдущей бригады.
Какие шаги необходимы, чтобы улучшить ситуацию?
4. Рассмотрите несколько ситуаций, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться в жизни. Напишите, какие риски могут вам угрожать и какая информация потребуется для того, чтобы выбрать правильный метод управления выявленными рисками.
При покупке машины
Риски |
Информация, необходимая для управления рисками |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
При переезде на новую квартиру
Риски |
Информация, необходимая для управления рисками |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
При переходе на новую, более высокооплачиваемую работу
Риски |
Информация, необходимая для управления рисками |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
________________________________ |
5. Разгадайте кроссворд.
Постройте кроссворд, аналогичный данному:
По горизонтали:
1. То, на чем основывается менеджер при использовании интуитивной технологии принятия решения. 3. Модель принятия решения, которая применяется для принятия принципиально новых, необычных решений. 5. Один из факторов, который влияет на принятие решения менеджером. 6. Выбор, который необходимо сделать менеджеру в затруднительной ситуации. 8. Один из критериев для обозначения качества информационных материалов. 9. Поиск вариантов от противного. 10. Использование подобных решений из других сфер деятельности.
По вертикали:
2. Один из критериев для обозначения качества информационных материалов, означающий способность удовлетворять информационную потребность в приемлемый для выполнения срок. 4. Модель принятия решения, при которой менеджер имеет полную информацию о проблеме, о возможных альтернативах и их последствиях. 7. Один из факторов, который влияет на принятие решения менеджером.
III. Тесты
1. Решение – это выбор:
а) перспективы;
б) альтернативы;
в) возможностей;
г) проблемы;
д) ситуации.
2. В процессе принятия решения потребность в технологии, еще не разработанной, инструкции, неадекватность средств, высокая конкуренция, законы являются:
а) критериями;
б) обстоятельствами;
в) ограничениями;
г) альтернативами;
д) правильного ответа нет.
3. Решение, определяющее направление деятельности организации:
а) текущее;
б) тактическое;
в) стратегическое;
г) схематическое;
д) иерархическое.
4. Какое по способу принятия решения требует больше времени?
а) рациональное;
б) интуитивное;
в) адаптационное;
г) директивное;
д) рекомендательное.
5. Какое решение основано на здравом смысле и опыте руководителя?
а) рациональное;
б) интуитивное;
в) адаптационное;
г) директивное;
д) рекомендательное.
6. Решение, алгоритм принятия которого известен, называется:
а) незапрограммированным;
б) запрограммированным;
в) консультативным;
г) координирующим;
д) правильного ответа нет.
7. Из перечисленных этапов: 1) определение альтернатив; 2) диагностика проблем; 3) оценка альтернатив; 4) реализация решения; 5) выбор альтернативы; 6) формулировка ограничений и критериев – представьте порядок принятия рационального управленческого решения
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
б) 6, 5, 3, 4, 2, 1;
в) 2, 6, 1, 3, 5, 4;
г) 6, 5, 4, 2, 3, 1.
8. Стандарты, по которым проводится оценка альтернатив, называют:
а) ограничениями;
б) критериями;
в) преимуществами;
г) инструкциями;
д) ситуациями.
9. Реализация решения – это:
а) выбор альтернативы;
б) анализ альтернатив;
г) устранение проблемы;
д) утверждение решения.
Тема 5. Планирование в организации. Тема 6. Организация как функция управления. Тема 7. Мотивация. Тема 8. Управленческий контроль.
I. Узловые вопросы темы
1. Дайте определение понятий «стратегическое планирование» и «оперативное планирование», покажите разницу между этими понятиями
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните рисунок:
3. Сформулируйте основную проблему мотивации труда
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Докажите необходимость управленческого контроля в организации
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Практические задания
1. Раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки сырья, используя следующую таблицу:
№ п/п |
Общая функция |
Конкретная работа (частные функции) |
1 |
Планирование |
1.1 1.2 и т.д. |
2 |
Организация |
1.1 1.2 и т.д. |
3 |
Мотивация |
1.1 1.2 и т.д. |
4 |
Контроль |
1.1 1.2 и т.д. |
2. Составьте организационную структуру конкретной или виртуальной организации на основе следующих рекомендаций:
1) определите вид организационной структуры управления; охарактеризуйте ее преимущества и недостатки;
2) определите, между какими звеньями системы управления возникают линейные, функциональные, межфункциональные отношения;
3) определите, формы управления;
4) определите диапазон контроля;
5) определите количество уровней управления организацией, специализированные блоки управления;
6) укажите взаимосвязь между подразделениями по организации контроля за поступлением товаров (если такая функция выполняется).
3. Определите тип организационной структуры управления (ОСУ), представленной на рисунке, и дайте ей краткую характеристику:
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тип ОСУ ____________________________________________________
Описание: ___________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Ниже приведен ряд пословиц. Напишите, как можно было бы интерпретировать каждую пословицу с точки зрения действующей в организации системы стимулирования труда.
Пословицы |
Интерпретация |
« Без охоты неспора и работа» |
|
«Без поджога дрова не горят» |
|
«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля» |
|
«Будь в голубятне корм, а голуби слетятся» |
|
«В сказках все есть, да в руках ничего нет» |
|
«Вовремя копейка дороже рубля» |
|
«Дали орехов белке, когда у нее зубов не стало» |
5. Составьте 4 кроссворда (к каждой функции менеджмента), аналогичные данному:
По горизонтали:
6. Заключение о предстоящем развитии и исход чего-нибудь на основании каких-нибудь данных. 7. Влияние. 10. Побуждение к деятельности. 11. Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.
По вертикали:
1. Определенное положение, занимаемое в зависимости от выполняемых функций. 2. Определенный отрезок времени. 3. Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. 4. Процесс побуждения к деятельности для достижения каких-либо целей. 5. Предпосылки будущего развития. 8. Сложившаяся обстановка на предприятии. 9. Операция, связанная с получением результатов.
Ответы:
По горизонтали: 6. Прогноз. 7. Воздействие. 10. Стимул. 11. Анализ.
По вертикали: 1. Ранг. 2. Период. 3. Оборот. 4. Мотивация. 5. Тенденция. 8. Климат. 9. Расчет.
6. Найдите в приведенном ниже тесте Мюнстерберга не менее 50 терминов, прямо или косвенно связанных с реализацией функций менеджмента.
Тест Мюнстерберга
вракцептизакционерометакцияфанализмаудитубовидевыживаниелагармониявидекомпозициялиомидиагностикарадинамикадозадачастиерархиялинформациякодыкомпозициямакомпьютерралкозаконтроллингафконтрольхикоординациятакоррекциямаметодинамотивацияменемодельтапыпецобъектусорганизациячетофертабипланированиетеподходокипринципопроблемажупроцессофоразвитиелипрационализацияравиревизиясореинжинирингутшорешениесмаруководительнявиперсамосохранениенойсинергиялюсинтезыкасистематистагнациявастатикаторюстимуляцияхонатаструктуракиалсубъективитехнологияпаритипежекуправлениемруставихаризмаразлявлениет
III. Тесты
1. Целью планирования деятельности организации является:
а) обоснование затрат;
б) обоснование численности работников;
в) определение целей, сил и работников;
г) обоснование сроков. _______
2. Стратегическое планирование:
а) включает процедуры по составлению планов продолжительностью более 5 лет;
б) предполагает ориентацию организационной и целевой структуры на развитие;
в) связано с необходимостью среднесрочного распределения ресурсов организаций;
г) увязывает цели и задачи организации в единую систему. _______
3. Миссия организации:
а) выражает смысл существования организации;
б) отражает точку зрения большинства членов организации на ее предназначение;
в) фиксирует доминирующую функциональную область в организации;
г) это зафиксированная позиция менеджмента относительно главных целей организации. _______
4. Какой процесс является исходным в стратегическом управлении организацией?
а) определение миссии;
б) определение целей;
в) анализ среды;
г) выбор стратегии.
Укажите правильный ответ. _______
5. Что собой представляет управленческая структура:
а) группа руководителей организации;
б) совокупность управленческих подразделений и должностей;
в) оборудованный всем необходимым офис;
г) система связей между руководителем и подчиненными. _______
6. Механистический тип организации:
а) относится к структурам, ориентированным на выполнение простых механических функций;
б) характерен для условий неустойчивой внешней среды;
в) позволяет эффективно решать проблемы приспособляемости сложных структур к подвижным условиям;
г) это стабильная структура с мало изменяемыми элементами и связями. _______
7. Разновидностью матричной структуры является:
а) проблемно-целевая группа;
б) линейно-штабная организация;
в) корпорация;
г) межотраслевой холдинг. _______
8. Недостатки линейной структуры:
а) проявляются при увеличении масштабов организаций;
б) незначительны;
в) связаны с излишней самостоятельностью подчиненных;
г) аналогичны недостаткам матричной структуры. _______
9. Какой основной недостаток характерен для линейно-функциональных организационных структур управления предприятиями?
а) перегруженность главного менеджера;
б) высокий уровень конфликтности;
в) излишняя звенность управления;
г) отсутствие единства действия;
д) рост управленческого аппарата. _______
10. При какой из приведенных структур управления в наибольшей степени соблюдается требование единства действий?
а) Линейной;
б) Функциональной;
в) Ограниченного функционализма;
г) Линейно-штабной. _______
11. Состав, количество звеньев и уровней, их взаимосвязь и соподчиненность – это:
а) Хозяйственный механизм;
б) Функции управления;
в) Структура управления;
г) Принципы управления. _______
12. Какие из приведенных организационных структур управления обладают наибольшей гибкостью, динамизмом и адаптируемостью?
а) Линейные;
б) Функциональные;
в) Матричные;
г) Программно-целевые. _______
13. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?
а) передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю;
б) передается ответственность нижестоящему руководителю;
в) передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель;
г) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность._________
14. Делегирование полномочий:
а) увеличивает информационную нагрузку на менеджеров организаций;
б) снижает заинтересованность подчиненных в достижении целей подразделения;
в) предполагает передачу ограниченного права использовать ресурсы организации;
г) характерно для организаций с простой организационной структурой. _________
15. Корреспонденция в вашем подразделении обрабатывается вами неточно и недостаточно надежно. Вы:
а) проверяете всю входящую и исходящую корреспонденцию для того, чтобы выявить важные проблемы и гарантировать их правильное решение;
б) поручаете обработку корреспонденции ответственному исполнителю, который информирует Вас о важных проблемах и предлагает в экстренных случаях их решение;
в) поручаете сортировать корреспонденцию секретарю, и просите передавать Вам письма, которое кажутся ему существенными, прежде чем они будут направлены ответственному исполнителю. _______
Тема 9 Лидерство
I. Узловые вопросы темы
1. Как соотносятся между собой власть, влияние, лидерство?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите качества, присущие истинному лидеру
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В условиях экономической нестабильности и снижения жизненного уровня трудящихся самой эффективной является власть …
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Практические задания
1. Изучите качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков и оформите в таблице.
Интеллектуальные способности |
Черты характера лидера |
Профессиональные навыки |
2. Выбранный Вами стиль управления не может оставаться неизменным в различных управленческих ситуациях. Умелый руководитель должен анализировать ситуацию и приспосабливать к ней соответствующий стиль руководства. Кроме того, стиль управления должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных.
Какие стили управления необходимо использовать в следующих ситуациях:
а) На начальном этапе формирования организации Вам необходимо распределить ресурсы, поставить цели, сформировать задачи перед подчиненными, у которых к тому же нет опыта в подобном виде деятельности.
б) Если Вам необходимо решить сложную задачу и есть время для выработки оптимального решения, а ваши подчиненные – достаточно грамотные и квалифицированные специалисты, имеющие свое мнение на этот счет.
в) Если коллектив, которым вы руководите, достаточно сплочен; люди, работающие в нем – профессионалы, имеющие большой стаж, а вам нужно выполнить ординарное задание в установленные сроки.
г) Если вам необходимо срочно устранить аварию, произошедшую на производственном участке.
Укажите достоинства и недостатки указанных стилей управления.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу:
Критерий |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Либеральный стиль |
Принятие решений |
|||
Планирование |
|||
Контроль |
|||
Отношение к подчиненным |
|||
Манера общения |
4. Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на эффективность стиля руководства.
1._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
III. Тесты
1. Человека, проявляющего более высокий, чем остальные, уровень активности и влияния на принимаемые решения, ведущего за собой остальных, называют:
а) руководителем;
б) менеджером;
в) лидером;
г) начальником._______
2. Главной особенностью деятельности любого руководителя является:
а) престижность работы;
б) общение с людьми;
в) высокий авторитет;
г) владение частью акций предприятия._______
3. Уважение, доверие, признание профессиональной компетентности со стороны сотрудников определяется понятием:
а) руководство;
б) статус;
в) авторитет;
г) власть._______
4. К профессиональным качествам руководителя относятся:
а) компетентность;
б) общая культура;
в) умение планировать;
г) все перечисленные._______
5. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:
а) сотрудничества;
б) приятельства;
в) соперничества
г) разделения сфер влияния._______
6. Наиболее эффективным стилем руководства в условиях экстремальной ситуации является:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) попустительский;
г) бюрократический._______
7. Для решения задач, требующих точного и обязательного выполнения всех процедур, строгого распределения обязанностей, четкого соблюдения сроков выполнения, наиболее эффективен стиль руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) бюрократический;
г) попустительский.______
8. Наивысшей стадии развития коллектива более всего соответствует стиль руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) попустительский;
г) бюрократический.______
9. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:
а) сотрудничества;
б) приятельства;
в) соперничества;
г) разделение сфер влияния.______
Тема 10 Управление конфликтами и стрессами. Тема11 Эффективность управления
I. Узловые вопросы темы
1. Назовите и охарактеризуйте основные элементы конфликта:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Основные причины конфликтов:
2.1. Организационные факторы:
ограниченность ресурсов, неправильное или несправедливое их распределение;
(привести пример)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
несогласованность или противоречивость целей;
(привести пример)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
нечеткое распределение прав и обязанностей;
(привести пример)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
противоречие между функциями и фактически осуществляемой деятельностью;
(привести пример)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
взаимозависимость задач;
(привести пример)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
неблагоприятные условия труда.
(привести пример)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Личностные факторы:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какой способ является лучшим при разрешении конфликтов? (почему)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Насколько опасен стресс для человека?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Оценка эффективности системы управления осуществляется по критериям количественного и качественного характера:
1. Качественные показатели:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Количественные показатели:
А) Трудовые:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Финансовые:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Практические задания
1. На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слишком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомиться и подготовиться к работе. Защищаясь, два административных работника утверждали, что почти невозможно писать отчеты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офисе. Председатель Совета директоров должен найти решение проблемы.
1. Укажите причину и тип конфликта.
2. Предложите решение конфликта.
2. Совет директоров решил улучшить информационное обеспечение фирмы и создать библиотеку. Для выполнения решения необходимо отобрать помещение у одного из двух отделов, расположенных на втором этаже и разместить сотрудников в помещении не седьмом этаже с меньшей площадью. Оба отдела не желали расставаться со своим помещением и представили свои доводы Совету директоров, который и решил, у кого отобрать помещение.
1. Укажите, какими методами может быть решена данная проблема.
2. Какие факторы необходимо учитывать при решении конфликтной
ситуации?
3. Руководителю торгового предприятия Шалейникову И.И. дали ложные сведения о нарушении трудовой дисциплины продавцом кондитерского отдела Фроловой З.В. На общем собрании трудового коллектива Шалейников И.И., не проверив полученную им информацию, публично объявил Фроловой З.В. замечание и высказал сомнения в ее честности. После собрания между Фроловой З.В. и Шалейниковым И.И. состоялся разговор, в результате которого ситуация прояснилась, и руководитель извинился перед Фроловой З.В., но он не сделал этого публично. После собрания отношение трудового коллектива к Фроловой З.В. изменилось, ей перестали доверять как прежде. Фролова З.В. не могла объяснить ситуацию каждому и решила уволиться.
1. Какие виды конфликта отражены в ситуации?
2. Как должен был поступить руководитель предприятия?
4. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:
а) не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;
б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;
в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;
г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.
Ответ обоснуйте.
III. Тесты
1. Конфликты в организациях – явление:
а) нежелательное;
б) желательное;
в) неизбежное;
г) разрушительное.______
2. Стресс не опасен и даже полезен для индивида, если он:
а) является следствием перезагрузки в результате выполнения важной работы;
б) непродолжительный и неглубокий;
в) представляет собой периодически возникающее напряжение в подразделении по поводу выполняемой работы;
г) является следствием выполнения работы, не соответствующей квалификации.________
3. Внутриличностный ролевой конфликт может стать причиной:
а) умеренного стресса;
б) чрезмерного стресса;
в) удовлетворения работой;
г) умеренной работы.__________
4. Если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, то конфликт можно разрешить:
а) проявив настойчивость;
б) уйдя от конфликта;
в) пойдя на компромисс;
г) пойдя на уступку._________
5. Чрезмерный стресс не является следствием:
а) напряженной успешной работы;
б) отсутствия работы;
в) удручающих результатов работы;
г) непосильной работы.__________
6. Причины межличностных конфликтов:
а) несходство характеров;
б) ограниченность ресурсов;
в) взаимозависимость задач;
г) все ответы верны;
д) правильного ответы нет.__________
7. К межличностным способам разрешение конфликтов нельзя отнести:
а) компромисс;
б) приспособление;
в) уход;
г) поощрения;
д) правильного ответа нет_________
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
2. Макаров В. М., Попова Г. В. П58 Менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 256 с.: ил.
3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.-
4.Антонова Н.В. Психология управления. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 272 с.
5. Захарова Л.Н. Психология управления. – М.: Логос, 2010. – 376 с.
6. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления. – М.: Академия, 2011. – 224 с
7. Конспект лекций по дисциплине "Менеджмент". Разработал преподаватель: Т.В.Кучеренко - Горловка: ГМК, 2015г