12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головко Марина Евгеньевна26
Россия, Ямало-Ненецкий АО, п.Харп

Буквы о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

Цели деятельности педагога

Ознакомление учащихся с условиями выбора и написания букв о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; формирование навыка написания о и е после шипящих в разных частях слова

Тип урока

По дидактической цели: урок открытия новых знаний;

по содержанию элементов исследовательской деятельности: урок - исследование

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать условия выбора букв о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Личностные: интерес к познанию русского языка; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы
обучения

частично-поисковый (эвристический), проблемный диалог,проблемно-исследовательский метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

https://rosuchebnik.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.ug.ru/
http://1september.ru/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Орфограмма-буква

Организационная структура урока

Этап урока

Комментарий

    Актуализация знаний


- Эпиграфом нашего урока станут слова французского деятеля Ж.-Ж.Руссо.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего сумеете, если…» (Слайд N1)

- Какое условие необходимо для этого основания? (Слайд N2)

- Вперед к новым успехам!


- Задание (по выбору учащихся).

- Назовите все предметы, к которым могут быть применимы следующие определения:

- счастливый;

- уютный;

- богатый.

На доске:

1. Ч…деса, свеч…, ц…ркуль, щ…ка

2. Врач…, доч…, кирпи…, ч…гун

3. Ц…ган, сестриц…, ш…на, ц…фра

- Прочитайте группы слов.

- Сформулируйте задание к упражнению.

- Определите четвёртое «лишнее».

- Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

- В чём заключается противоречия данных написаний основному закону русского письма?

- Перечислите буквы шипящих звуков. (Слайд N3)

- Дайте характеристику звуку [Ц].

- На уроке предстоят новые открытия с буквами шипящих звуков и Ц.



Целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Активный методический приём «Эпиграф»;

- Приём формирования дивергентного мышления (Подбор существительных по общему признаку)










- Задание продуктивного типа: Четвёртое «лишнее».

(Актуализация ранее изученных правил, в которых фиксируется отступление от основного закона русского письма /и, у, а после шипящих; и-ы после ц; ь после шипящих на конце существительных/)


- Продолжаем повторение изученного материала.

- В класс пришла письменная работа от третьеклассницы с просьбой проверить правописание окончаний существительных. (Слайд N4)

- Проанализируйте по какому принципу распределены слова в два столбика.

- Определите букву в окончании существительного. Объясните условия выбора букв.

- Опорное слово не снимает сомнения у существительных после шипящих и Ц.



Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Приём «Яркое пятно»

2. Операционно-исполнительский этап

- Сформулируйте тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

- На данном этапе мы можем помочь третьекласснице?

- Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить задание?

-На шкале самооценки отметим свой уровень знаний по данной теме.


Исследование в малых группах

Цель исследования: определить условия написания букв о и е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Каждая группа получает необходимый для исследования материал, предъявленный на рабочем листе, например:

Рабочий лист №1

    Выпишите существительные с основой на шипящие [Ж], [Ш].

    Обозначьте ударение.

    Выделите окончание.

    Выделите основу. Определите на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.

    Обратите внимание, какая буква гласного будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.

    Сделайте вывод.

Сестра работала кассиршей в универмаге. _______________________

Слесарь был левшой. _______________________

За дачей было озеро с песчаным пляжем. _______________________

Рядом с гаражом была мастерская. _______________________

ВЫВОД:

В окончаниях имен существительных после шипящих

под ударением пишется_______, а без ударения пишется ______.




Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


3. Оценочно-рефлексивный этап

Каждая группа представляет результаты своей работы.

- Сравним ваш вывод с эталоном. (Учебник, стр.69)

- Подведём итог работы. Совпали наши предположения?

- С правилом определились. Пришло время применить его на практике.

- Предлагаю творческую работу.

Каждая группа получает индивидуальное задание

1 группа: Составьте алгоритм.

2 группа: Изобразите правило в виде рисунка, схемы.

3 группа: Приведите примеры и обозначьте условия выбора букв о и е.


Ребята знакомят одноклассников с результатами своей работы.


- Применяя алгоритм, определите буквы в окончаниях имён существительных. (Слайд N5)


- На шкале самооценки определите свой уровень знаний по теме урока.

- Третьекласснице мы помогли. Вернёмся к началу урока.

- Какую цель мы ставили?

- Удалось ли нам достичь её?

- Каким способом получили информацию?


- Оцените свою работу. («ХИМС»)

• Хорошо…

• Интересно…

• Мешало…

• Возьму с собой…


Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.















Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 05.09.19 в 18:19 -1Ответить Пожаловаться
Очень хороший материал! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.