Актуализация знаний - Эпиграфом нашего урока станут слова французского деятеля Ж.-Ж.Руссо. «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего сумеете, если…» (Слайд N1) - Какое условие необходимо для этого основания? (Слайд N2) - Вперед к новым успехам! - Задание (по выбору учащихся). - Назовите все предметы, к которым могут быть применимы следующие определения: - счастливый; - уютный; - богатый. На доске: 1. Ч…деса, свеч…, ц…ркуль, щ…ка 2. Врач…, доч…, кирпи…, ч…гун 3. Ц…ган, сестриц…, ш…на, ц…фра - Прочитайте группы слов. - Сформулируйте задание к упражнению. - Определите четвёртое «лишнее». - Назовите виды орфограмм на месте пропусков. - В чём заключается противоречия данных написаний основному закону русского письма? - Перечислите буквы шипящих звуков. (Слайд N3) - Дайте характеристику звуку [Ц]. - На уроке предстоят новые открытия с буквами шипящих звуков и Ц. | Целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. - Активный методический приём «Эпиграф»; - Приём формирования дивергентного мышления (Подбор существительных по общему признаку) - Задание продуктивного типа: Четвёртое «лишнее». (Актуализация ранее изученных правил, в которых фиксируется отступление от основного закона русского письма /и, у, а после шипящих; и-ы после ц; ь после шипящих на конце существительных/) |
- Продолжаем повторение изученного материала. - В класс пришла письменная работа от третьеклассницы с просьбой проверить правописание окончаний существительных. (Слайд N4) - Проанализируйте по какому принципу распределены слова в два столбика. - Определите букву в окончании существительного. Объясните условия выбора букв. - Опорное слово не снимает сомнения у существительных после шипящих и Ц. | Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - Приём «Яркое пятно» |
2. Операционно-исполнительский этап - Сформулируйте тему урока. - Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока. - На данном этапе мы можем помочь третьекласснице? - Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить задание? -На шкале самооценки отметим свой уровень знаний по данной теме. Исследование в малых группах Цель исследования: определить условия написания букв о и е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. Каждая группа получает необходимый для исследования материал, предъявленный на рабочем листе, например: Рабочий лист №1 Выпишите существительные с основой на шипящие [Ж], [Ш]. Обозначьте ударение. Выделите окончание. Выделите основу. Определите на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву. Обратите внимание, какая буква гласного будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных. Сделайте вывод. Сестра работала кассиршей в универмаге. _______________________ Слесарь был левшой. _______________________ За дачей было озеро с песчаным пляжем. _______________________ Рядом с гаражом была мастерская. _______________________ ВЫВОД: В окончаниях имен существительных после шипящих под ударением пишется_______, а без ударения пишется ______. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
3. Оценочно-рефлексивный этап Каждая группа представляет результаты своей работы. - Сравним ваш вывод с эталоном. (Учебник, стр.69) - Подведём итог работы. Совпали наши предположения? - С правилом определились. Пришло время применить его на практике. - Предлагаю творческую работу. Каждая группа получает индивидуальное задание 1 группа: Составьте алгоритм. 2 группа: Изобразите правило в виде рисунка, схемы. 3 группа: Приведите примеры и обозначьте условия выбора букв о и е. Ребята знакомят одноклассников с результатами своей работы. - Применяя алгоритм, определите буквы в окончаниях имён существительных. (Слайд N5) - На шкале самооценки определите свой уровень знаний по теме урока. - Третьекласснице мы помогли. Вернёмся к началу урока. - Какую цель мы ставили? - Удалось ли нам достичь её? - Каким способом получили информацию? - Оцените свою работу. («ХИМС») • Хорошо… • Интересно… • Мешало… • Возьму с собой… | Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке. |
Кияйкина Наталья Федоровна