Буквы о и ев окончаниях имён существительных после шипящих и ц
Цели деятельности педагога
Ознакомление учащихся с условиями выбора и написания букв о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; формирование навыка написания о и е после шипящих в разных частях слова
Тип урока
По дидактической цели: урок открытия новых знаний;
по содержанию элементов исследовательской деятельности: урок - исследование
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знатьусловия выбора буквои е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой;графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные:умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные:интерес к познанию русского языка; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.
усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
- Эпиграфом нашего урока станут слова французского деятеля Ж.-Ж.Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего сумеете, если…» (Слайд N1)
- Какое условие необходимо для этого основания? (Слайд N2)
- Вперед к новым успехам!
- Задание (по выбору учащихся).
- Назовите все предметы, к которым могут быть применимы следующие определения:
- счастливый;
- уютный;
- богатый.
На доске:
1. Ч…деса, свеч…, ц…ркуль, щ…ка
2. Врач…, доч…, кирпи…, ч…гун
3. Ц…ган, сестриц…, ш…на, ц…фра
- Прочитайте группы слов.
- Сформулируйте задание к упражнению.
- Определите четвёртое «лишнее».
- Назовите виды орфограмм на месте пропусков.
- В чём заключается противоречия данных написаний основному закону русского письма?
- Перечислите буквы шипящих звуков. (Слайд N3)
- Дайте характеристику звуку [Ц].
- На уроке предстоят новые открытия с буквами шипящих звуков и Ц.
Целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
- Активный методический приём «Эпиграф»;
- Приём формирования дивергентного мышления (Подбор существительных по общему признаку)
- Задание продуктивного типа: Четвёртое «лишнее».
(Актуализация ранее изученных правил, в которых фиксируется отступление от основного закона русского письма /и, у, а после шипящих; и-ы после ц; ь после шипящих на конце существительных/)
- Продолжаем повторение изученного материала.
- В класс пришла письменная работа от третьеклассницы с просьбой проверить правописание окончаний существительных. (Слайд N4)
- Проанализируйте по какому принципу распределены слова в два столбика.
- Определите букву в окончании существительного. Объясните условия выбора букв.
- Опорное слово не снимает сомнения у существительных после шипящих и Ц.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Приём «Яркое пятно»
2. Операционно-исполнительский этап
- Сформулируйте тему урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.
- На данном этапе мы можем помочь третьекласснице?
- Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить задание?
-На шкале самооценки отметим свой уровень знаний по данной теме.
Исследование в малых группах
Цель исследования: определить условия написания букв о и е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.
Каждая группа получает необходимый для исследования материал, предъявленный на рабочем листе, например:
Рабочий лист №1
Выпишите существительные с основой на шипящие [Ж], [Ш].
Обозначьте ударение.
Выделите окончание.
Выделите основу. Определите на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая буква гласного будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
Сделайте вывод.
Сестра работала кассиршей в универмаге. _______________________
Слесарь был левшой. _______________________
За дачей было озеро с песчаным пляжем. _______________________
Рядом с гаражом была мастерская. _______________________
ВЫВОД:
В окончаниях имен существительных после шипящих
под ударением пишется_______, а без ударения пишется ______.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
3. Оценочно-рефлексивный этап
Каждая группа представляет результаты своей работы.
- Сравним ваш вывод с эталоном. (Учебник, стр.69)
- Подведём итог работы. Совпали наши предположения?
- С правилом определились. Пришло время применить его на практике.
- Предлагаю творческую работу.
Каждая группа получает индивидуальное задание
1 группа: Составьте алгоритм.
2 группа: Изобразите правило в виде рисунка, схемы.
3 группа: Приведите примеры и обозначьте условия выбора букв о и е.
Ребята знакомят одноклассников с результатами своей работы.
- Применяя алгоритм, определите буквы в окончаниях имён существительных. (Слайд N5)
- На шкале самооценки определите свой уровень знаний по теме урока.
- Третьекласснице мы помогли. Вернёмся к началу урока.
- Какую цель мы ставили?
- Удалось ли нам достичь её?
- Каким способом получили информацию?
- Оцените свою работу. («ХИМС»)
• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• Возьму с собой…
Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.