Методическая разработка дистанционного урока специального фортепиано по предпрофессиональной и общеразвивающей программам на тему: «Подготовка репертуара к итоговой аттестации»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка дистанционного урока
специального фортепиано по предпрофессиональной и общеразвивающей программам на тему:
«Подготовка репертуара к итоговой аттестации»
Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Козыревская Екатерина Андреевна
Вуктыл 2020 г.
Пояснительная записка
Дистанционное обучение — это взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством
Главными задачами дистанционного обучения как важной составляющей в системе непрерывного дополнительного образования являются:
- повышение качества образования в области искусств, повышение эффективности организации образовательного процесса ДМШ и повышение эффективности образовательной деятельности обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;
- стимулирование развития потребностей у обучающихся в получении дополнительных знаний и интереса к образовательной деятельности в области освоения дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств, способности к личностному самоопределению и самореализации;
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
- развитие предпрофессионального образования в рамках образовательного процесса школы и профиля обучения по дополнительным образовательным программам в области искусств в рамках ДМШ на основе использования информационно-коммуникационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований;
- создание условий для более полного удовлетворения потребностей детей, обучающихся по программам;
- предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);
- направленность на расширение возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития обучающихся;
- возможность построения обучающимися индивидуальной образовательной траектории с учетом приоритета профильного направления;
- включение в образовательный процесс различных форм коммуникаций с его участниками как одного из основных элементов обучения и развития социально-значимых компетенций;
- использование разнообразных форм контроля и промежуточной аттестации обучающихся, направленных на стимулирование и развитие их индивидуального потенциала.
Цель разработки: достигнуть положительный результат в образовательно-консультативной деятельности при поддержке платформы по обмену информации WhatsApp и стремиться к выполнению образовательной программы в полном объеме.
Для выполнения поставленной цели нам нужно решить ряд задач:
1) организовать образовательную деятельность через платформу WhatsApp с обучающимися класса;
2) запись видео файлов со своим исполнением (с помощью родителей) и передачей их через платформу;
3) объяснить и прокомментировать преподавателю исполнение произведений обучающихся посредством вышеуказанных информационных ресурсов.
Ход дистанционных уроков
Для разработки дистанционных уроков я взяла двух обучающихся своего класса:
1. Малышеву Антонину, обучающуюся 1 класса по общеразвивающей программе;
2. Еретнову Арину, обучающуюся 2 класса по предпрофессиональной программе.
Форма урока: индивидуальная.
Методы ведения урока: словесный, наглядный (видеофайлы с записью пьес обучающихся; ссылки на исполнение программных пьес из интернет-ресурсов), практический (используем комментарий преподавателя в работу над программой).
Оборудование урока:
- фортепиано, стул, нотный материал, наглядный материал (видео из интернет-ресурсов);
- высокоскоростной интернет для хорошей проводимости сигнала;
- ноутбук или компьютер, телефон с выходом в интернет и поддержкой платформы по обмену информации WhatsApp.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.
Музыкальный материал:
1. Малышева Антонина:
- В. Моцарт «Юмореска»;
-А. Дюбюк «Русская песня с вариацией».
2. Еретнова Арина:
- Л.Бетховен «Сонатина» I часть соль-мажор;
- В.Казенин «Вечный огонь».
Основная часть
Дистанционное образование наших уроков проходит в удобном темпе. Для работы над программами я с родителями определила 2 дня в неделю (вторник и четверг).
Уроки, проводимые онлайн, проводятся в обычной домашней обстановке, в домашней одежде, на босую ногу или в домашних тапочках, где ребенку уютно и комфортно. При таких уроках обучающийся чувствует себя уверенно, без чувства скованности и зажатости. Такие уроки очень хорошо влияют на психологический климат. Ребенок понимает материал и прогрессирует его в практике, в своем умении.
Я обзвонила родителей обучающихся и предложила начать дистанционное обучение посредством платформы по обмену информации WhatsApp.
WhatsApp — популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи. Позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет.
У данной системы много плюсов. Популярное приложение для обмена сообщениями WhatsApp обладает мультифункциональными возможностями. Основное условие использования мессенджера – наличие мобильного интернета.
Пользователи Whatsapp отмечают ряд преимуществ программы:
- функционирование на операционных системах Windows Phone, iOS, Андроид, Black Berry, Nokia Symbian, Nokia S 40;
-возможность использования веб-версии по адресу: whatsapp.com;
- автоматическая синхронизация контактов из записной книжки;
- создание групповых сообществ по интересам;
- настройка аккаунта, уведомлений и приватности;
- установка статуса на 24 часа;
- отображение времени последнего посещении мессенджера;
- отсутствие рекламы;
- быстрая отправка текстовых сообщений, картинок, фотографий, файлов PDF, видеофайлов, слайд-шоу, документов.
Итак, мы приступили к обучению.
Я попросила каждую из своих обучающихся сбросить мне видеофайлы с их программой.
И что я увидела?! Для меня это было полной неожиданностью…
Обучающиеся совсем позабыли, как нужно сидеть за инструментом, как должны стоять ноги, какими руками мы «прикасаемся» к нашему инструменту…
Вот пример дистанционного урока (в виде скриншота посредством платформы по обмену информации WhatsApp с обучающейся первого класса по общеразвивающей программе в классе специального фортепиано:
Как мы смогли убедиться, на нашем примере, объяснения «о правильной игре» применяются только в классе, под присмотром преподавателя. Гарантий того, что дома будут выполняться все те комментарии, замечания, убеждения и их доказывания, почему нужно так, а никак по-другому, никто не даст. А спустя «большие каникулы» обучающиеся вообще стали забывать о том, что они обучаются в Детской музыкальной школе. К счастью, есть родители, и нашими совместными усилиями мы постараемся исправить положение. Не сразу, но постепенно у нас все получится.
Вот второй пример нашего дистанционного урока с обучающейся 2 класса по предпрофессиональной программе Еретновой Ариной:
Безусловно, роль домашней работы очень важна. Занимаясь правильно дома, стараясь учитывать все пожелания преподавателя, обучающийся будет успешно усваивать программу, двигаться к новым вершинам в обучении.
В онлайн занятиях создается «творческий» треугольник: обучающийся– родитель – преподаватель.
Успехи, достигнутые этим «трио», доставят всем троим только радость, разбудят интерес у ребёнка и простимулирует его к новым достижениям.
Родители — это помощники преподавателя в его отсутствие. Они должен помочь своему ребенку освоить навыки самостоятельной работы: научить самостоятельно думать, слушать, понимать и видеть текст.
Воспитывать отношение к игре на фортепиано, как к серьезному делу, — это не только удовольствие, но и обязанность!
1Приложение 1. https://youtu.be/ePEEP4p7wBU
2Приложение 2. https://youtu.be/O1AH5DlFNrs
3Приложение 3. https://youtu.be/VyZpAXdfoo0
14
Список литературы
1. Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002
2. Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50
3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
4. Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
6. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
8. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997
9. Долгушин С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке: Учебно-методическое пособие. – Омск: Мир музыки, 2004.Школа-Пресс, 1994.
10. Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: 1999.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.
12. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь - М., 1997
Интернет-ресурсы для образовательных организаций сферы культуры и искусства и обучающихся
Архив концертов, спектаклей, экскурсий, фильмов и книг с бесплатным доступом на портале культурного
наследия России «Культура.РФ»
1. Более 1000 лекций от ведущих ученых и деятелей культуры: https://www.culture.ru/lectures
2. Каталог спектаклей: https://www.culture.ru/theaters/performances
3. Каталог фильмов: https://www.culture.ru/cinema/movies/
4. Каталог концертов: https://www.culture.ru/music/concerts
5. Онлайн трансляции концертов, спектаклей, экскурсий и записи прошедших трансляций: https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule
6. Курсы лекций о музыке на портале «Muzium» http://muzium.org/courses
7. Аудиолекции об искусстве, музыке, литературе, истории и философии на портале «Magisteria» https://magisteria.ru/
8. Бесплатные онлайн-экскурсии крупнейших музеев мира
https://www.culture.ru/news/255559/krupneishie-muzei-mira-predstavili-be...
9. Онлайн-собрание экспонатов из более чем 1200 ведущих музеев и архивов мира в проекте «Google Arts & Culture»
https://artsandculture.google.com/explore
10. Виртуальны визит в Государственный Эрмитаж и его филиалы
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/!ut/p/z1/0...
11. Пятичасовое видео-путешествие по Эрмитажу: https://www.youtube.com/watch?v=_MU73rsL9qE
12. Виртуальный Русский музей (виртуальные туры по постоянной экспозиции и выставкам, онлайн-лекторий)
https://rusmuseumvrm.ru/
13. Электронные учебники издательства «Просвещение» (бесплатный доступ на 3 месяца)
https://media.prosv.ru/
14. Электронные учебники издательского дома «Российский учебник» (бесплатный доступ по промокоду «УчимсяДома»)
https://rosuchebnik.ru/digital-help/
15. Лекции об искусстве на портале «Аrzamas»
https://arzamas.academy/courses#arts
16. Онлайн трансляции концертов без публики и видеоархив концертов Московской филармонии
https://meloman.ru/
17. Фестиваль Московской консерватории «Московская консерватория — онлайн»
http://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=166178
18. Онлайн-трансляции и видеоархив Мариинского театра
https://mariinsky.tv/
19. Бесплатные онлайн-трансляции Метрополитен опера
https://www.metopera.org/about/press-releases/met-to-launch-nightly-met-...