Методическая разработка урока специального фортепиано «Проблемы технического развития пианиста в младших классах»

0
0
Материал опубликован 28 February 2020

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» г.Вуктыла


 

Методическая разработка урока

специального фортепиано по теме:

«Проблемы технического развития

пианиста в младших классах»

 

Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла

Козыревская Екатерина Андреевна

 

Вуктыл 2019 г.

Структура учебного занятия

Урок проводится с обучающейся 2-го года обучения (1 класс) Просвирниной Кирой.

Цель урока: Преодоление технических трудностей в музыкальных произведениях.

Задачи урока:

1. Работа определенными приемами в технических местах пьес;

2. Прививаем интерес к музыкальным произведениям; 

4. Показ работы с материалом.

Тип урока:

Урок - обобщение и  закрепление полученных  знаний, навыков.

Методы урока:

-словесный;

-практический;

-игровой.

 

 

 

План урока

1. Организационный момент;

2. Методическое сообщение по теме: «Проблемы технического развития пианиста в младших классах»;

3.Подготовка игрового аппарата;

4. Работа над упражнениями;

4. Заключение.

Ожидаемый результат: научить обучающуюся самостоятельно работать над трудностями в трудных технических местах музыкальных произведений, которые играет Кира.

Оборудование:
- музыкальный центр

- фортепиано 

- ноты

- видео ресурсы

Музыкальные произведения: К.Черни «Этюды № 41 C-dur, К. Кюнер «Этюд № 42» C-dur

 

 

Ход урока

Приветствие слово. Методическое сообщение.

Работа над музыкальным произведением – это основа обучения игре на фортепиано. А игра на фортепиано – это сложный процесс, который включает в себя качество звука, точность фразировки, ритма, аппликатуры, педализации –комплект средств, необходимых для создания художественного образа.

Главными недостатками в технике пианиста относятся - зажатость, скованность аппарата, техническая тяжеловесность, слабая подвижность, статичность и метричность.

С первых уроков с обучающейся осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре. Работаем над звукоизвлечением (на клавишу нажимаем подушечкой пальчика).

Само слово «техника» происходит от греческого слова  techne, которое означает «искусство», «мастерство». Фортепианная техника - дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянного включенного cлухо -двигательного контроля - процеccа, для которого необходимы немалые умственные усилия.

Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений – К. Черни, И. Крамер, М. Клементи и др. – находили обобщенные, cконцентрированные технические формулы, оcвоение которых помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков.

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

  Начнём мы наш урок с Кирой с гимнастики для рук. Она развивает активность пальцев, гибкость кисти.

1.При натянутой ладони рисовать кончиком каждого пальца круги в одну и другую сторону. Палец не должен сгибаться.

2. Выпрямить ладонь, пальцы поднять вверх. На счёт «раз» - опустить второй палец, на счёт «два» - третий палец. Проделать упражнение каждой парой пальцев по несколько раз.

3.Круговые движения кистью в разные стороны.

4.На «раз» ударить кончиками пальцев по ладони ближе к запястью, на счёт «два»- посередине, на «три»- ближе к основанию пальцев».

Следующие упражнения, которые мы хотим, следует использовать не только в первые месяцы обучения, но и на протяжении всего пребывания обучающейся в младших и средних классах школы.

Размер 4/4. 1-й палец правой руки нажимает ноту ми и держит её первые четыре доли («раз-и», «два-и», «три-и», «четыре-и»); на следующую первую долю 2-й палец нажимает ноту фа-диез и держит её весь такт; 1-й палец при этом продолжает держать ноту ми на счёт «раз-и», «два-и», а на счёт «три-и» отпускает клавишу, но не поднимается выше, чем высота клавиши и при подъёме продолжает ощущать поверхность клавиши. По этой схеме выполняется всё упражнение, как в восходящем, так и в нисходящем движении, а также левой рукой. Важно, чтобы слух пианиста чётко фиксировал следующие моменты: звучание максимально объёмного и певучего одного звука ми; возникновение секундового звучания (ми, фа-диез); постепенное перетекание звука ми в звук фа-диез высвобождение звука фа-диез от обертонов смешения звуков ми и фа-диез.

Кира с удовольствием работает над следующими упражнениями, которые способствуют появлению новых ощущений того, что ты прикасаешься не к клавише, а к звуку. Упражнения по три звука для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «мамочка»; с опорой на второй звук – «пушистик»; с опорой на третий звук – «молодец» и »одуванчик». Одновременно с интонационной направленностью работы, я контролирую пианистический приём, постановку рук, работу и свободу игрового аппарата.

И теперь мы покажем, как эти упражнения использовались при работе над сложными местами в изучаемых произведениях.

ЭТЮД №41 К.Черни, ЭТЮД № 42 К.Кюнер C-dur.

Приёмы работы: игра в медленном темпе. Кире предлагаю сыграть этюды в медленном темпе крепкими и активными пальцами, глубоким «сочным» звуком.

Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой (пальцы  «оcтрые», cильные), c использованием объединяющего движения всей руки – «cкатиться с горки». Этюды звучат в исполнении обучающейся уверенно, наизусть, со всеми нюансами.

 

l1582906701.jpg
Просвирнина Кира, 1 класс

При следующем проигрывании увеличиваем темп и пытаемся сохранить певучесть звучания инструмента. Не всё пока удалось сделать в таком темпе, поэтому дома предлагается Кирочке продолжить над этим работу.

В конце урока мы подвели итоги - для чего нужны упражнения, как нужно дома работать над ними, какую ставить цель своих домашних занятий.

 

Домашнее задание:

На дом задана игра упражнений, над которыми работали на уроке. Этюды проработать в разных темпах активными пальцами, cледя за работой корпуса и всей руки. Заранее готовить палец на cледующую клавишу.

 

 

Литература

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

2. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

3. Гат Й. Техника фортепьянной игры / Й.Гат. – М.: Музыка, 1967. – 241с.

4. Землянский Б. О музыкальной педагогике / Б.Я. Землянский. – М.: Музыка, 1987. – 141с.

5. Игумнов К. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве/  под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.

6. Коган Г. Работа пианиста / Г.М. Коган. – М.: Гос. муз. изд., 1963.

7. Левин Ю. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

8. Лейзерович Г. Фортепианная аппликатура / Г.И. Лейзерович //Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. – К.: Мистецтво, 1964. – 215с.

9. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. / Е.Я. Либеран. – М.: Музыка, 1971. – 144с.

10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – 239с.

11. Савшинский С. Работа пианиста над техникой / С.И. Савшинский. – Л.: Музыка, 1968. – 107с.

12. Методическая культура педагога - музыканта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.

13. Тимакин Е.. Воспитание пианиста – М., 1989.

14. Штепанова – Курцова И.. Фортепианная техника – Киев., 1982.

15. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика 21 в., 2002

 

9

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации