Открытый урок специального фортепиано по предпрофессиональной программе на тему «Работа над кантиленой в старших классах на примере пьесы Ю. Весняка «Ноктюрн» (c-moll)»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка открытого урока
специального фортепиано по предпрофессиональной программе на тему:
«Работа над кантиленой в старших классах на примере пьесы Ю.Весняка «Ноктюрн»
(c-moll)»
Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Козыревская Екатерина Андреевна,Вуктыл 2020 г.
Введение
«Овладение звуком есть первая и важнейшая задача
среди других фортепианных технических задач,
которые должен разрешить пианист, ибо звук есть
сама материя музыки; облагораживая и совершенствуя
его, мы подымаем самую музыку на большую высоту!»
Г.Нейгауз
В старших классах Детской музыкальной школы пианисты изучают сложные по фактуре и форме, но в то же время, яркие, выразительные, наполненные эмоциями пьесы кантиленного характера. Такие пьесы можно найти у композиторов: В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Д.Фильда, П. И. Чайковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Ю.Весняка, Я.Сибелиуса и других.
Работа над кантиленой – это, в первую очередь, работа над звукоизвлечением. Формирование этого навыка происходит не сразу. Нужно проделать очень кропотливую, продолжительную работу для того, чтобы прийти к результату, с другой стороны, работа над кантиленой — это увлекательный и творческий процесс в обучении пианиста, который сводится к работе над звуком, формой, педалью, динамикой, качеством штрихов и содержанием. Обучающиеся должны быть терпеливы, вдумчивы в работе над пьесой, и тогда результат не заставит себя долго ждать!
«Работать над звуком можно реально, только работая
над произведением, над музыкой и её элементами.
И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы
над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано,
чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу». Г.Нейгауз
В данной методической разработке будут рассмотрены основные принципы работы над кантиленой в старших классах специального фортепиано ДМШ.
Цель урока: воспитание исполнительных качеств.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Изучение пьесы Ю.Весняка «Ноктюрн» c-moll;
- Изучить приемы кантиленной игры.
2. Развивающие:
- Работаем над образом пьесы, решаем художественно-звуковую задачу;
- Развиваем формирование мелодического и тембро – динамического слуха;
- Развиваем навыки игры в пьесе кантиленного характера;
- Развиваем эмоциональное отношение к пьесе;
- Развиваем выразительность исполнения, ведение и интонирование мелодической линии;
- Развиваем (ищем) способы прикосновения к клавиатуре.
3. Воспитывающие:
- Воспитываем любовь к современному искусству (музыке, литературе, живописи).
- Воспитываем любовь к музыке Ю.Весняка.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Структура урока:
- Организационный момент
- Работа над музыкальным материалом
- Итог урока
- Домашнее задание
- Литература
Методы обучения:
-словесные (беседа, рассказ);
-наглядные (показ, прослушивание аудиозаписи, просмотр видео)
-практические (пьеса)
Средства обучения: рояль, стул, пюпитр, ноты
Оснащение урока: Аудиозаписи и видеозаписи пьесы
Ход урока
Открытый урок проводится с обучающейся 8 класса МБУДО «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла Литвих Юлией по предпрофессиональной программе.
Дата проведения урока: 22 октября 2020 г.
Продолжительность урока: 40 минут.
Присутствующие преподаватели: Габова О.И., Бабочкина Н.Д.
Приглашенные гости: Видеооператор (Пузанов И.), обучающиеся класса преподавателя Козыревской Е.А.
Форма урока: индивидуальный.
Музыкальный материал:
1. Ю.Весняк «Ноктюрн» c-moll
Вступительное слово:
Юрий Весняк- талантливый ростовский композитор, представитель разных жанров. В 1979 году написал удивительную фортепианную пьесу под названием «Ноктюрн».
Ноктюрн- пьеса лирического, мечтательного характера. Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.
Первым композитором, писавшим ноктюрны был Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.
Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу.
«Ноктюрн» — Ю.Весняка-это лирическое откровение композитора. Пьеса слушается на одном дыхании. Свою пьесу Юрий Весняк посвятил супруге, Татьяне Весняк. Многие свои сочинения композитор посвящал этой женщине, но это – самое его любимое.
Начинается «Ноктюрн» с небольшого шеститактного вступления. Оно выполняет важную функцию в пьесе. Во вступлении мы слышим интонации будущей темы.
Начинается мелодия вступления со скачка. Но это не призывный скачок на кварту, полный активности и стремления двигаться вперед. Звучит плавный интервал чистой квинты. Звучит он на форте.
Перед игрой обратим внимание на термин, находящийся сверху вступления. Patetico (патэтико) – обозначает «страстно».
Юля начинает играть «Ноктюрн». В музыке слышны чувства автора: он тоскует, страдает. Вступление заканчивается на плавной арпеджированной гармонии.
Особое внимание во вступление так же хотелось бы обратить на длинные (половинные) нотки. Их обязательно нужно дослушать (посчитать).
Преподаватель: «Юлечка, ты слышишь, что не всегда у тебя получается высчитывать половинные?»
Юля: «Да».
Преподаватель: «В предпоследнем такте обрати внимание на ритм…Высчитай четверть, после которой у нас идет восьмая нотка…Ты же после четвертной исполняешь шестнадцатую вместо восьмой…»
Юля: «Хорошо, я сейчас посчитаю и сыграю правильно».
Проигрываем вступление еще раз, прослушиваем все половинные, высчитываем четверть с восьмой и переходим к главной теме пьесы.
Основная тональность «Ноктюрна» Ю.Весняка – c-moll (до-минор). Но во вступлении до-минор не однозначен. Присутствуют и мажорные, и минорные краски, которые сливаются воедино. Идет поиск темы, ее тональности. Мелодия звучит в верхнем регистре в унисон в октаву. Присутствует нисходящий секвенционный ход. Начало первого хода в ми бемоль мажоре, во втором звене в вступлении появляется ре минор…все заканчивается арпеджированным септаккордом по ми-бемоль-мажору. Характер пьесы мы можем уже увидеть во вступлении.
Ноктюрн написан в трехчастной форме. Первая часть начинается в тональности Ми-бемоль-мажор со скачка в сексту. Обращаем внимание на терминологию, она поменялась. На смену страсти пришло cantabile-певучее исполнение, подражание пению. Фактура изменилась. Стала гамофонно-гармонической. Такая фактура «принадлежи» романтической музыке.
Преподаватель: «Юля, что именно преобладает в фактуре?»
Обучающаяся: «Мы видим, что в правой руке у нас идет мелодия, а в левой руке-разложенные аккорды».
Преподаватель: «Правильно. Такое сопровождение разложенных аккордов на фоне мелодии мы можем встретить у многих композиторах в контиленных пьесах, в частности, в ноктюрнах».
Мелодия начинается со слабой доли. На третью долю у нас идет синкопа.
Интонация темы в первой части вращается «на трех нотках» в мелодии. Сохраняются интонации мелодического и гармонического строя вступления на протяжении всей части. Частые смены тональностей, как и во вступлении. Внезапное пиано на арпеджированном разложенном доминантсептаккорде к до-минору…и мы уже перешли ко второй части ноктюрна.
Вторая часть представлена в форме повторного периода. Начинается в тональности до-минор.Для мелодии середины характерны частые повторения одних и тех же секундовых и терцовых интонаций. Мелодия поднимается вверх; темп немного «оживился». Второе предложение — это повторение первого.
Преподаватель: «Юлечка, что меняется во втором предложении во второй части ноктюрна?»
Девочка: «Меняется регистр. Идет повторение той же темы, с которой начиналась вторая часть, но уже на октаву выше. Музыка немного взволнованная, как будто мелодия готовиться «к чему-то» …»
Преподаватель: «Да, ты права. Мы подходим к кульминации нашей пьесы, к самому яркому и эмоциональному месту ноктюрна!»
И вот она наша кульминация. Музыка звучит на громкой динамике, appassionato-страстно!
Фактура насыщенная, плотная. Преобладание аккордов. Мелодическая линия не меняется, но осложняется беспокойными, тревожными триолями в высоком регистре. Эти триоли держут напряжение всей средней части. Чувствуется буря страсти и чувств композитора.
Все заканчивается внезапным разложенным доминантсептаккордом на пиано к тональности до-минор. И мы переходим к повторению второй части. Напряжение утихает уже при переходе к коде, в которой идет повтор мелодической линии вступления.
Заканчивается наш «Ноктюрн» пассажем в тональности c-moll (до-минор).
«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально- тонкий слух-вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы». Г.М. Коган
Домашняя работа: закрепление пройденного материала; работаем над качеством звучания, развиваем исполнительские навыки.
Заключение
«Ноктюрн» до-минор – это типичный образец музыкального стиля Ю.Весняка. Лирическая, поэтичная, элегическая, полная щемящей тоски…Несмотря на доступность любому пианисту, несложную фактуру и гармонию, камерность, отсутствие ярко выраженной виртуозности, люди любят эту музыку.
Музыка Ю.Весняка находит отклик и признание в душе каждого человека, а ведь это самое главное для любого композитора.
Использованные источники
1. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании детей/А. Гольденвейзер. – М., 2003
2. Жабинский К. Душа обязана трудиться / К.Жабинский // Наше время. – 2001. – 30 ноября. – с.6.
3. Жук Д. Каждый новый любовный роман – это новая пьеса или баллада / Д. Жук // Аргументы и факты. – 2013. - №26. – с.9.
4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/Г. Г. Нейгауз. – М.: «Музыка», 2001
5. Нижельская Т. Творю для вас / Т.Нижельская // Донская палитра. – 2002. - №18. – с.8.
6. Потехина О. Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы/О. Потехина. – М., 2010
7. http://vesnyak.ucoz.ru – сайт композитора Ю.А.Весняка.
Кияйкина Наталья Федоровна