Открытый урок специального фортепиано по предпрофессиональной программе на тему «Работа над кантиленой в старших классах на примере пьесы Ю. Весняка «Ноктюрн» (c-moll)»

4
1
Материал опубликован 24 October 2020 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла

 

Методическая разработка открытого урока

специального фортепиано по предпрофессиональной программе на тему:

«Работа над кантиленой в старших классах на примере пьесы Ю.Весняка «Ноктюрн»

(c-moll

Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла

Козыревская Екатерина Андреевна,Вуктыл 2020 г.

 

Введение

 

«Овладение звуком есть первая и важнейшая задача

среди других фортепианных технических задач,

которые должен разрешить пианист, ибо звук есть

сама материя музыки; облагораживая и совершенствуя

его, мы подымаем самую музыку на большую высоту!»

Г.Нейгауз

 

В старших классах Детской музыкальной школы пианисты изучают сложные по фактуре и форме, но в то же время, яркие, выразительные, наполненные эмоциями пьесы кантиленного характера. Такие пьесы можно найти у композиторов: В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Д.Фильда, П. И. Чайковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Ю.Весняка, Я.Сибелиуса и других.

Работа над кантиленой – это, в первую очередь, работа над звукоизвлечением. Формирование этого навыка происходит не сразу. Нужно проделать очень кропотливую, продолжительную работу для того, чтобы прийти к результату, с другой стороны, работа над кантиленой — это увлекательный и творческий процесс в обучении пианиста, который сводится к работе над звуком, формой, педалью, динамикой, качеством штрихов и содержанием. Обучающиеся должны быть терпеливы, вдумчивы в работе над пьесой, и тогда результат не заставит себя долго ждать!

 

«Работать над звуком можно реально, только работая

над произведением, над музыкой и её элементами.

И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы

над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано,

чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу». Г.Нейгауз

В данной методической разработке будут рассмотрены основные принципы работы над кантиленой в старших классах специального фортепиано ДМШ.

Цель урока: воспитание исполнительных качеств.

Задачи урока:

1. Обучающие:

- Изучение пьесы Ю.Весняка «Ноктюрн» c-moll;

- Изучить приемы кантиленной игры.

2. Развивающие:

- Работаем над образом пьесы, решаем художественно-звуковую задачу;

- Развиваем формирование мелодического и тембро – динамического слуха;

- Развиваем навыки игры в пьесе кантиленного характера;

- Развиваем эмоциональное отношение к пьесе;

- Развиваем выразительность исполнения, ведение и интонирование мелодической линии;

- Развиваем (ищем) способы прикосновения к клавиатуре.

3. Воспитывающие:

- Воспитываем любовь к современному искусству (музыке, литературе, живописи).

- Воспитываем любовь к музыке Ю.Весняка.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Структура урока:

- Организационный момент

- Работа над музыкальным материалом

- Итог урока

- Домашнее задание

- Литература

Методы обучения:

-словесные (беседа, рассказ);

-наглядные (показ, прослушивание аудиозаписи, просмотр видео)

-практические (пьеса)

Средства обучения: рояль, стул, пюпитр, ноты

Оснащение урока: Аудиозаписи и видеозаписи пьесы

Ход урока

Открытый урок проводится с обучающейся 8 класса МБУДО «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла Литвих Юлией по предпрофессиональной программе.

Дата проведения урока: 22 октября 2020 г.

Продолжительность урока: 40 минут.

Присутствующие преподаватели: Габова О.И., Бабочкина Н.Д.

Приглашенные гости: Видеооператор (Пузанов И.), обучающиеся класса преподавателя Козыревской Е.А.

Форма урока: индивидуальный.

Музыкальный материал:

1. Ю.Весняк «Ноктюрн» c-moll

 

Вступительное слово:

Юрий Весняк- талантливый ростовский композитор, представитель разных жанров. В 1979 году написал удивительную фортепианную пьесу под названием «Ноктюрн».

Ноктюрн- пьеса лирического, мечтательного характера. Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.

Первым композитором, писавшим ноктюрны был Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу.

 

 «Ноктюрн» — Ю.Весняка-это лирическое откровение композитора. Пьеса слушается на одном дыхании. Свою пьесу Юрий Весняк посвятил супруге, Татьяне Весняк. Многие свои сочинения композитор посвящал этой женщине, но это – самое его любимое.

Начинается «Ноктюрн» с небольшого шеститактного вступления. Оно выполняет важную функцию в пьесе. Во вступлении мы слышим интонации будущей темы.

t1603528043aa.png

Начинается мелодия вступления со скачка. Но это не призывный скачок на кварту, полный активности и стремления двигаться вперед. Звучит плавный интервал чистой квинты. Звучит он на форте.

Перед игрой обратим внимание на термин, находящийся сверху вступления. Patetico (патэтико) – обозначает «страстно».

Юля начинает играть «Ноктюрн». В музыке слышны чувства автора: он тоскует, страдает. Вступление заканчивается на плавной арпеджированной гармонии.

Особое внимание во вступление так же хотелось бы обратить на длинные (половинные) нотки. Их обязательно нужно дослушать (посчитать).

Преподаватель: «Юлечка, ты слышишь, что не всегда у тебя получается высчитывать половинные?»

Юля: «Да».

Преподаватель: «В предпоследнем такте обрати внимание на ритм…Высчитай четверть, после которой у нас идет восьмая нотка…Ты же после четвертной исполняешь шестнадцатую вместо восьмой…»

Юля: «Хорошо, я сейчас посчитаю и сыграю правильно».

Проигрываем вступление еще раз, прослушиваем все половинные, высчитываем четверть с восьмой и переходим к главной теме пьесы.

Основная тональность «Ноктюрна» Ю.Весняка – c-moll (до-минор). Но во вступлении до-минор не однозначен. Присутствуют и мажорные, и минорные краски, которые сливаются воедино. Идет поиск темы, ее тональности. Мелодия звучит в верхнем регистре в унисон в октаву. Присутствует нисходящий секвенционный ход. Начало первого хода в ми бемоль мажоре, во втором звене в вступлении появляется ре минор…все заканчивается арпеджированным септаккордом по ми-бемоль-мажору. Характер пьесы мы можем уже увидеть во вступлении.

Ноктюрн написан в трехчастной форме. Первая часть начинается в тональности Ми-бемоль-мажор со скачка в сексту. Обращаем внимание на терминологию, она поменялась. На смену страсти пришло cantabile-певучее исполнение, подражание пению. Фактура изменилась. Стала гамофонно-гармонической. Такая фактура «принадлежи» романтической музыке.

t1603528043ab.png

Преподаватель: «Юля, что именно преобладает в фактуре?»

Обучающаяся: «Мы видим, что в правой руке у нас идет мелодия, а в левой руке-разложенные аккорды».

Преподаватель: «Правильно. Такое сопровождение разложенных аккордов на фоне мелодии мы можем встретить у многих композиторах в контиленных пьесах, в частности, в ноктюрнах».

Мелодия начинается со слабой доли. На третью долю у нас идет синкопа.
Интонация темы в первой части вращается «на трех нотках» в мелодии. Сохраняются интонации мелодического и гармонического строя вступления на протяжении всей части. Частые смены тональностей, как и во вступлении. Внезапное пиано на арпеджированном разложенном доминантсептаккорде к до-минору…и мы уже перешли ко второй части ноктюрна.

Вторая часть представлена в форме повторного периода. Начинается в тональности до-минор.Для мелодии середины характерны частые повторения одних и тех же секундовых и терцовых интонаций. Мелодия поднимается вверх; темп немного «оживился». Второе предложение — это повторение первого.

Преподаватель: «Юлечка, что меняется во втором предложении во второй части ноктюрна?»

Девочка: «Меняется регистр. Идет повторение той же темы, с которой начиналась вторая часть, но уже на октаву выше. Музыка немного взволнованная, как будто мелодия готовиться «к чему-то» …»

Преподаватель: «Да, ты права. Мы подходим к кульминации нашей пьесы, к самому яркому и эмоциональному месту ноктюрна!»

И вот она наша кульминация. Музыка звучит на громкой динамике, appassionato-страстно!

t1603528043ac.png

 

Фактура насыщенная, плотная. Преобладание аккордов. Мелодическая линия не меняется, но осложняется беспокойными, тревожными триолями в высоком регистре. Эти триоли держут напряжение всей средней части. Чувствуется буря страсти и чувств композитора.

Все заканчивается внезапным разложенным доминантсептаккордом на пиано к тональности до-минор. И мы переходим к повторению второй части. Напряжение утихает уже при переходе к коде, в которой идет повтор мелодической линии вступления.

t1603528043ad.png
 

Заканчивается наш «Ноктюрн» пассажем в тональности c-moll (до-минор).

«Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально- тонкий слух-вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы». Г.М. Коган

Домашняя работа: закрепление пройденного материала; работаем над качеством звучания, развиваем исполнительские навыки.

Заключение

«Ноктюрн» до-минор – это типичный образец музыкального стиля Ю.Весняка. Лирическая, поэтичная, элегическая, полная щемящей тоски…Несмотря на доступность любому пианисту, несложную фактуру и гармонию, камерность, отсутствие ярко выраженной виртуозности, люди любят эту музыку.

Музыка Ю.Весняка находит отклик и признание в душе каждого человека, а ведь это самое главное для любого композитора.

Использованные источники

1. Гольденвейзер А. Из бесед о музыкальном воспитании детей/А. Гольденвейзер. – М., 2003

2. Жабинский К. Душа обязана трудиться / К.Жабинский // Наше время. – 2001. – 30 ноября. – с.6.
3. Жук Д. Каждый новый любовный роман – это новая пьеса или баллада / Д. Жук // Аргументы и факты. – 2013. - №26. – с.9.

4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры/Г. Г. Нейгауз. – М.: «Музыка», 2001

5. Нижельская Т. Творю для вас / Т.Нижельская // Донская палитра. – 2002. - №18. – с.8.

6. Потехина О. Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы/О. Потехина. – М., 2010

7. http://vesnyak.ucoz.ru – сайт композитора Ю.А.Весняка.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полноценный ресурс!

24 October 2020

Похожие публикации