12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина868
Россия, Коми респ., Вуктыл
2

Открытый урок специального фортепиано по предпрофессиональной программе на тему «Работа над «Сонатой №8» В.А.Моцарта a-moll (I часть)»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока

специального фортепиано по предпрофессиональной программе на тему:

«Работа над «Сонатой №8»

В.А.Моцарта a-moll (I часть)»

 

 

Автор: преподаватель по   классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ»г.Вуктыла                                 Козыревская Екатерина Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вуктыл 2020 г.

Введение

В данной методической разработке будут рассмотрены основные принципы работы над классической сонатной формой в старших классах специального фортепиано ДМШ.

Соната №8 В.А. Моцарта (a-moll) состоит из трех частей:

  1. Allegro maestoso
  2. Andante cantabile con espressione
  3. Presto

Первая часть Allegro maestoso написана в высоком патетическом стиле, который подчеркнут обращением в разработке к полифонии. Финальное рондо исполнено смятения. А во второй части Andante cantabile Моцарт обращается к музыке композитора, которого любил с раннего детства, — Иоганна Шоберта — и цитирует тему из его сонаты соч. 17 № 1. Шоберт умер еще в 1767 году, но Моцарт помнил его и в 1778 году в Париже задавал своим ученикам его сонаты.

Соната ля минор написана в тональности, которая у Моцарта встречается крайне редко, Гайдн же вообще ее избегал, считая тональностью смерти.

Соната была сочинена летом 1778 года в Париже и в 1782 году издана там же как соч. 4 № 3. Та поездка во Францию оказалась для Моцарта трагической. 3 июля на руках композитора умерла его мать.

Целью разработки является: закрепление у обучающейся знаний о классическом сонатном Allegro - стилистических особенностях, форме, приемах игры, которые мы используем при исполнении.

Для выполнения цели разработки мы ставим определенные задачи:

Образовательные:

- работы над сонатным Allegro на примере Сонаты №8 a-moll В.А. Моцарта (I часть)

Развивающие:

- аналитическое мышление;

- слуховые представления;

- умение выделять главное при работе над сонатным Allegro.

Воспитательные:

- воспитание интонационно-образного мышления;

- воспитание точности выполнения всех деталей текста, ритмическую устойчивость исполнения;

- воспитываем чувство классической формы, пробуждаем интерес к классической музыке, развиваем правильный художественный вкус на основе произведений классической сонатной формы

- воспитываем умения внимательно относиться к замыслу композитора и уважения к классическому музыкальному наследию;

- способствуем развитию эстетического художественного вкуса, на основе исполнения классической музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Открытый урок проводится с обучающейся 8 класса МБУДО «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла Иевлевой Анастасией по предпрофессиональной программе.

Дата проведения урока: 17 марта 2020 г.

Продолжительность урока: 45 минут.

Присутствующие преподаватели: Бабочкина Н.Д., Мухина Р.А.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальный.

Методы ведения урока: словесный, наглядный (показ «Сонаты №8» I части a-moll преподавателем на инструменте), практический.

Оборудование урока: фортепиано, фортепиано № 2, стул, нотный материал, наглядный материал (видеозапись).

Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.

Музыкальный материал:

1. Гамма «ля-минор» в трех видах, аккорды, арпеджио;

2. В. А. Моцарт «Соната № 8» I часть a-moll.

 

Исполняет:Анастасия Иевлева В. А. Моцарт «Соната №8» A moll

Соната №8 состоит из трех частей. Написана в тональности a-moll. Первая часть - быстрая, пульсирующая, написанная в форме сонатного аллегро, то есть с определенным типом развития музыкального материала и соотношения тем; вторая - наоборот, выдержана в медленном темпе; ей на смену приходит заключительная часть (финал), которой присущ быстрый темп.

Наша работа с Настей будет проходить над I частью Сонаты. В ней мы будем работать над сонатной формой: контраст образов в главной и побочной партиях; целостности звучания; артикуляцией, метроритмическими сложностями, динамикой, тембром.

Анастасия исполняет нам I часть «Сонаты №8» a-moll В.А.Моцарта.

-Настя, какой характер нашей Сонатины?

-Я думаю, что ее характер величественный, есть доля скорби, но при этом она легкая, изящная. В разработке даже какое-то отчаяние и упрямство можно разглядеть.

-Я согласна с тобой. А скажи, какая форма нашей сонаты?

-Форма Allegro трехчастная. Состоит из трех основных разделов: экспозиции, разработки и репризы.

 

Экспозиция

Главная партия (a-moll) начинается с терций на пунктирный ритм в правой руке и имеет два контрастных мотива. Первый – на форте, активный, пульсирующий, второй – на пиано, подразумевает вопрос-ответ. В левой руке в первом мотиве пульсирующие аккорды, во втором – так же «вопрос-ответ». Связующая партия – появляются новые длительности – шестнадцатые в левой руке, что придает более бурлящее настроение Сонате. Сопровождение шестнадцатых играется тише. В правой руке фанфарные октавы – два раза идут проведение одной и той же темы, но при разной динамике. Первый раз на форте, второй раз – (эхо) на пиано. Связующая партия модулирует в тональность Побочной партии, не свойственной сонатному аллегро. Обычно в Сонатах Побочная партия написана в тональности Доминанты. На примере нашей Сонаты, мы видим, что связующая партия закрепилась в тональности параллельной от ли-минора в тональность До-мажор.

Побочная партия – в тональности До мажор. Шестнадцатые ноты перешли из левой руки в правую. В отличие от связующей партии шестнадцатые ноты здесь выполняют далеко не второстепенную роль. Слышно ведение мелодической линии в правой руке. Эти переливы на смене динамики, то громче, то тише ведут необычайно красивую мелодию, которая подготавливает нас к концу 1 раздела (экспозиции) своей заключительной партией на тональности До-мажор.

 

Разработка (30 тактов)

Данный раздел открывается главной партией Сонаты, но уже в тональности До-Мажор. Как будто нас ожидает что-то светлое, непринужденное. Те же терции в пунктирном ритме нам уже не кажутся такими «вопящими» и «плачущими», как в Экспозиции. Раздел начинается на пиано.

Но с каждым тактом мелодия начинает набирать обороты. Усиливаться начинает динамика, причем не постепенно, а какими-то выделенными нотами на «форте», а потом резкое пиано. Итак на протяжении 3 тактов. Связующая партия звучит двуголосием в правой руке на фоне шестнадцатых нот в левой. Появилось чувство тревоги, усиливается динамическая линия (ff).Фанфарные октавы, и тема перешла в левую руки. Наисложнейшее место все Сонаты – это и показ темы слабой левой руки, и выигрывание и «укладывание» трели на восьмую с точкой, и выдерживание шестнадцатой паузы с точностью попадания в ритм (после выхода с нее) на четверть – все это окрашивает безостановочное сопровождение шестнадцатых нот правой руки. Трель необходимо исполнять легкими пальцами, с минимальным подъемом.

Рекомендую Насте поиграть это место в очень медленном темпе, прослушать тему левой руки. Суметь не зажиматься при игре, чередовать силу напряжения из одной руки в другую. Игра только легкими пальцами, опираясь на сильные ноты (их акцентировать). Основная сложность этого фрагмента заключается в координации движений, так как нужно суметь выиграть тему левой рукой с трелями и при этом параллельно вести правую руку короткими арпеджио.

 

Реприза

Третий раздел написан в тональности a-moll. Начинается так же, как и Экспозиция. Но в связующей партии тема передается из правой руки в левую. Пунктирный ритм теперь властвует в малой октаве. Модуляция в тональность Доминанты – E dur.

Побочная партия звучит так же в тональности ми-мажор.

Заканчивается Соната заключительной партией на тональности Сонаты a-moll на форте.

После ознакомления с характером музыки и формой Сонатины, переходим к тщательной проработке отдельных тем и особенностей каждой фразы.

Обучающаяся должна знать, что в классической сонате педаль используется мало. Педаль служит четкому штриховому противопоставлению. В нашем Сонате мы вообще отказались от педали.

Одной из важнейших задач в классических сонатинах является достижение темпового единства. Необходимость преодоления разнообразных трудностей иногда приводит к нарушению темповой устойчивости исполнения сонатного allegro.

Моцарт относился крайне отрицательно к излишне быстрым темпам. Гораздо легче, говорил Моцарт сыграть пьесу быстро, чем медленно. Темп должен обуславливаться задачами, стоящими перед исполнителем. Если метроном не указан, то рекомендуется руководствоваться своим собственным художественным вкусом и внутренним пульсом. Особенности ритмического рисунка также обусловливаются внутренним пульсом исполнителя. «Громкий счет имеет, при этом, неоценимое значение – он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое» И. Гофман.

Обучающийся должен услышать все детали своей игры и преодолеть недостатки. Необходимо приучать ученика не только констатировать неудачу, но и выяснить ее причину. Лучше всего вычленить наиболее сложные построения и работать над ними отдельно. Для Насти порекомендовала проигрывать Сонатину в среднем и быстром темпах.

Домашняя работа: задача собирания отдельных «кусков» в единое целое, выявление формы, кульминации (в разделах и главной кульминации всего произведения).

image-20200326214730-6.jpeg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.