Методическая разработка дистанционного урока специального фортепиано по предпрофессиональной и общеразвивающей программам на тему «Взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии при помощи информационно-коммуникационных технологий»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка дистанционного урока специального фортепиано по предпрофессиональной и общеразвивающей программам на тему: «Взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии при помощ информационно-коммуникационных технологий»
Автор: преподаватель по классу специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыл Козыревская Екатерина Андреевна
Вуктыл 2020 г.
Пояснительная записка
Можно понимать виртуальный мир «Интернет» как среду потребления, но лучше понимать как среду созидания, познания, развития, саморазвития. В этом (созидательном) понимании Интернет является интегрированным информационно-технологическим ресурсом общемирового значения, правильное распоряжение которым, продуктивное потребление его потенциала является задачей и правительств, и отдельного человека.
Информационно-образовательная среда в учреждениях дополнительного образования включает в себя:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Основная цель дистанционного обучения посредством информационно-коммуникационных технологий-вести деятельность и достигать результатов в открытом контролируемом информационном пространстве.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Создать условия для развития личности и повышение качества образования за счет развития ее учебной мотивации, образовательной и предметной компетентности в процессе взаимодействия с личностно-ориентированными компонентами информационно-образовательной среды.
2. Обеспечить эффективное использование информационно-образовательных ресурсов.
3. Организовать в классе специального фортепиано оперативное информационно-коммуникативное взаимодействия всех участников учебно-образовательного процесса.
При качественной организации информационно-образовательной среды в классе специального фортепиано, ее ресурсно-технологической базы и грамотного их использования в учебном процессе, позволяет:
- на новом уровне осуществить дифференциацию обучения;
- повысить мотивацию обучающихся, обеспечивая наглядность представления любого учебного материала;
- обучать детей современным способам самостоятельного получения (добывания) знаний.
Это, безусловно, создает условия для достижения нового качества образования.
Ход дистанционных уроков
Для разработки дистанционных уроков я взяла двух обучающихся своего класса:
1. Дудникову Нелли, обучающуюся 1 класса по общеразвивающей программе;
2. Просвирнину Киру, обучающуюся 2 класса по предпрофессиональной программе.
Форма урока: индивидуальная.
Методы ведения урока:
– метод взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);
– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции практических «материалов» (сетевая технология посредством социальной сети «В контакте» и Системой мгновенного обмена сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи WhatsApp);
– методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);
– методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие).
Оборудование урока:
- фортепиано, стул, нотный материал, наглядный материал (видео из интернет-ресурсов);
- высокоскоростной интернет для хорошей проводимости сигнала;
- ноутбук или компьютер, телефон с выходом в интернет и поддержкой платформы по обмену информации через социальную сеть «В контакте» и Систему мгновенного обмена сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи WhatsApp.
Форма обучения: консультации, самостоятельная работа.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология активного обучения.
Музыкальный материал:
1. Дудникова Нелли (1 класс):
- Г. Гладков «Песенка Львенка и Черепахи»;
-Н. Любарский «Курочка».
2. Просвирнина Кира (2 класс):
- Л. Бетховен «Сонатина» II часть «Романс» соль-мажор;
- О. Хромушин «Медленный вальс»
- В. Казенин «Шапито»
Основная часть
Наши дистанционные уроки уже проходят не впервые. Уже выработалась систематизация: каждый вторник и пятницу (раз в неделю) обучающиеся присылают мне посредством Системы мгновенного обмена сообщений для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи WhatsApp свои домашние, самостоятельные работы по игре на фортепиано. После просмотра видео с игрой обучающихся я оставляю им свои комментарии, начиная с правильной посадки за инструментом, заканчивая их исполнением.
Итак, рассмотрим дистанционный урок с обучающейся 1 класса Дудниковой Нелли по общеразвивающей программе.
Репертуар для обучающихся должен быть разнообразным и доступным детскому восприятию. При выборе репертуара для Нелли я учитывала черты ее характера, ее желание. Девочка очень активная, темпераментная, артистическая. Взяв пьесу Г.Гладкова, мы не ошиблись. Нелли она очень понравилась.
Мама Нелли, Наталья Сергеевна, прислала мне видео с пьесой Г.Гладкова «Песенка Львенка и Черепахи»:
Первое, на что я обратила внимание – это посадка Нелли за инструментом. Постановочные задачи присутствуют в нашей работе постоянно в течение всего периода обучения обучающихся. На это влияет изменения размера руки, роста, усложнения фактуры и технических задач. Поэтому постоянное внимание к корпусу и игровому аппарату обучающихся необходимы на каждом уроке.
В связи с тем, что урок проходит через экран монитора, а не в классе, стул, на котором сидит Нелли, очень низок. Маме я порекомендовала положить какие-либо книги или подставку на стул, чтобы ребенку было удобнее сидеть, чтобы локти не «свисали».
Так же в мои замечания входило: контроль обучающейся за своей ручкой (она должна быть кругленькой, пальчики собранными). Предложила поработать над следующими упражнениями:
1. Закрыть крышку фортепиано. Руки полностью свободные с ощущением веса в кисти бросать на колени, затем на крышку и обратно. При этом формируется свобода корпуса и рук.
2. «Шаги»-формирование купола руки, уже собранной в «Домик», где кисти опираются на кончики пальцев и собраны в правильную форму.
3. Упражнение «Формула Шопена». Для этого положить 2,3,4 пальцы на 3 черные клавиши, а 1-ый и 5-ый пальцы на соседние белые.
Работа по пьесе Г.Гладкова «Песенка Львенка и Черепахи»:
- обязательно считаем при игре. Очень неровно Нелли исполняет пунктирный ритм;
-цельное исполнение пьесы. Игра по нотам должна быть «идеальной»-без остановок, в едином темпе.
-игра цепкими пальчиками. На уроках в классе мы с Нелли отрабатывали игру активными пальчиками в медленном темпе, делая замах на нотки со «слабыми (4-5)» пальцами. Прошу вспомнить обучающуюся наши уроки с отработкой такого рода занятия.
Переходим ко второй пьесе-Н.Любарский «Курочка».
Как долго идет период самоизоляции…Ребенок вообще забыл, как должна звучать пьеса. Девочка исполняет свое собственное сочинение! Маме нравится!
После прослушивания собственного сочинения обучающейся, я, первым делом, отправила маме ссылку с видео данной пьесы для того, чтобы родитель смог услышать разницу исполнения пьесы другим ребенком и смог сравнить с игрой своего ребенка.
Сслыка на видео с хостинга «Ютуб». Исполняет Асмоловская Алиса: https://yandex.ru/video/preview?filmId=2244684894443391329&text=%D0%BD.%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1587538044280183-1317214990195081545600126-production-app-host-man-web-yp-52&redircnt=1587538050.1
Просмотрев видео, у Натальи Сергеевны не было слов. Оно и понятно… Нередко дети стараются удовлетворить родителей своих.
«Я сказала, иди играй на фортепиано»
Ребенок выполнил указания мамы. Пошел и начал играть. А что играет ребенок-никто не знает. Главное, чтобы мама довольной была!
Вернемся к пьесе… работу над «Курочкой» мы начали сначала. Почитали ноты правой и левой руки (онлайн, при помощи конференц-видео связи WhatsApp). Затем приступили к проигрыванию произведения отдельно каждой рукой. При проигрывании старались запомнить звучание мелодии. После того, как мелодия отложилась в нашей голове, мы перешли к соединению мелодии и аккомпанемента-игр двумя руками.
На сегодняшний день мы играем «Курочку» Н.Любарского двумя руками по нотам. В ближайшую неделю задам на дом Нелле учить пьесу наизусть!
Представленные в списке пьески ярки, образны и доступны для детского восприятия с одой стороны, а с другой-ценные в методическом плане. Они обеспечивают выполнение ключевых задач: подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, приобретению слуховых и двигательных навыков, умение слушать себя, пользоваться динамикой.
Переходим ко второй обучающейся, Просвирниной Кире. Девочка обучается во 2 классе специального фортепиано по предпрофессиональной программе. Репертуар Киры соответствует программным требованиям. На сегодняшнем уроке мы поработаем над тремя пьесами из программы: Л. Бетховен «Сонатина» II часть «Романс» соль-мажор; О. Хромушин «Медленный вальс» и В. Казенин «Шапито».
I. Л.Бетховен «Сонатина» II часть «Романс» соль-мажор.
Мама девочки, Надежда Васильевна, прислала видео Сонатины на платформу с поддержкой голосовой и видеосвязи WhatsApp.
Я просмотрела видео и отправила Кире и ее маме свои рекомендации.
Данную сонатину я стараюсь всегда включать в репертуар своих обучающихся. Она состоит из двух частей. Первую часть играет моя ученица – Еретнова Ариша (2 класс), а вторую-я дала Кире.
Девочкам нравится играть эту Сонатину. Она не сложная, понятная для восприятия. В ней обилие разных штрихов (короткие форшлаги, лиги по два звука) в партии правой руки. В сопровождении часто встречающиеся группы из восьмых длительностей, что создают для обучающихся технические трудности. Но на то мы и ведем нашу деятельность, чтобы решать все эти трудности!
Кира очень ответственная девочка. Постоянно в семье ведется родительский контроль. Девочка много занимается, делает успехи. У нее всё должно получиться!
II. О. Хромушин «Медленный вальс».
Это новая пьеса, взятая нами перед каникулами после III четверти. На уроке мы разобрали пьесу, соединили двумя руками. Самостоятельно Кира ее выучила наизусть. На сегодняшний день мы выстраиваем «цельное» произведение, работаем над средствами музыкальной выразительности и пока стараемся играть ритмично. Пьеса написана в трехдольном размере. Кире пока сложно уяснить, что в данном размере есть главная первая доля, а две следующих-второстепенные. На данном этапе мы выстраиваем позицию: первая доля-громче, две других-тише, чтобы привыкнуть к правильному трактованию пьесы.
III. В. Казенин «Шапито».
Владислав Игоревич Казенин (21 мая 1937, Киров — 17 февраля 2014, Москва) — советский и российский композитор и музыкант.
… «Композитора привлекает такая типичная черта русского характера как склонность к юмору, которым полны страницы его произведений разных жанров: музыка к кинофильмам «Здравствуйте, я ваша тетя», к спектаклю «Мистерия буфф», песни «Балалайка», «Понедельник день тяжелый», песни из вокального цикла «Весёлые и грустные песни» на тексты Р. Бернса в переводе С. Маршака и др. В своих произведениях В. И. Казенин отражает очень широкий круг образов современников, значительные события в жизни страны (например, строительство нового Ташкента после землетрясения — оперетта «Рай в шалаше», тема освоения космоса — Третья соната для фортепиано «Памяти Юрия Гагарина» и т. д.)» … Р.Щедрин
Пьеса «Шапито» очень сложна. В ней множество технических трудностей: мелодическая линия переходит из одной руки в другую, глиссандо, репетиции терций, быстрый темп, а самое главное — это характер. Нужно суметь передать характер пьесы так, чтобы зритель ощутил себя в цирке: показать «веселый спектакль с участием клоунов», озорных собачек и кошечек, демонстрацию фокусов, пантомим, клоунад, реприз.
Непростая задача стоит перед Кирой. Мы постараемся все трудности преодолеть; отработаем отдельно «технические куски» до автоматизма. Последим за нашими руками при игре. Чтобы не создавались трудности, девочки нужно обратить внимание на свои запястья. Они у Киры очень сильно поднимаются, что мешает преодолевать техническую сторону пьесы. Да и не удобна такая позиция при игре!
Помимо этих трех произведений, Надежда Васильевна мне отправила репертуар ансамбля и концертмейстерского класса: А Филиппенко «По малину в сад пойдем» (конц.класс с Згурой А., обучающейся 3 класса «скрипка»); П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица (ансамбль с Еретновой Ариной, в котором Кира играет II партию); Ю.Весняк «Вальс» (ансамбль с Еретновой Ариной, в котором Кира играет I партию).
В конце урока я отправила девочке и ее маме свои рекомендации: над чем поработать и на что обратить свое внимание.
Заключение
Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется во все сферы образования. У данного вида обучения много плюсов. Это обучение, когда обучающиеся и преподаватель разделены расстоянием - такие ситуации могут возникнуть в результате болезни ребёнка, эпидемии, отсутствии возможности доставить ученика в школу по ряду причин. Таким способом возможно обучение инвалидов и людей с различными отклонениями.
C одной стороны хорошо, что случилась такая глобальная проблема в мире, как пандемия коронавируса. Это отличный повод испытать наши школы, а именно, может ли учебное заведение качественно давать образование в дистанционной форме. Но обучающиеся во время карантина смогут получать новый учебный материал и домашнее задание. В нашей ДМШ работают на разных ресурсах. К тому же никто не отменял работу в социальных сетях. В них можно организовать и прямые трансляции, завести чаты, загрузить необходимые документы.
Четвертую четверть обучающиеся МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла начали в домашних условиях, используя технологии дистанционного обучения. Смартфон, компьютер, планшет и интернет стали важными помощниками в этом деле. На протяжении «домашнего режима» обучающиеся записывают видео и аудио ролики с выполнением домашнего задания и отправляют его своим преподавателям.
Преподаватели, просматривая этот материал, в свою очередь, анализируют плюсы и минусы такого подхода, чтобы сделать процесс дистанционного обучения максимально эффективным.
Так, например, к безусловным плюсам можно отнести возможность отследить, насколько учебное место обучающегося адаптировано для домашних занятий, его посадку за инструментом, высоту стула, освещение и само состояние инструмента.
В качестве пожеланий, для более эффективной работы можно выделить следующие:
- положение камеры во время видео записи или онлайн-урока лучше зафиксировать немного выше уровня клавиатуры, чтобы преподаватель имел возможность контролировать положение обеих рук обучающегося за инструментом, а не только правую или левую руку;
- желательно, отсутствие шума на заднем плане, т. е. включенного телевизора, радио или прочих звуковых источников, которые могут отвлекать от занятий и создавать дополнительный шум.
Будем надеяться, что практика предстоящих дистанционных занятий все же будет эффективной и принесет желанный результат и обучающимся, и преподавателям!
Список литературы
1. Бабко Г.И. Модульные технологии обучения. Теория и практика проектирования / Г.И. Бабко. - М.: РИВШ, 2016. - 904 c.
2. Дистанционное обучение в профильной школе. - М.: Academia, 2016. - 208 c.
3. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011. - 190 с. 10
4. Левитес Д. Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д.Г. Левитес. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2017. - 320 c.
5. Лобачев, С.Л. Технологии дистанционного обучения [Текст]: учебнометодическое пособие / С.Л. Лобачев, А.Э. Попов - Шахты, ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.
6. Максимова О.А. Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока / Центр новых образовательных технологий ТГУ - Томск, 2005
7. Нагаева И. Дистанционное обучение / И. Нагаева - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 180 c.
8. Никуличева Н. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация / Н. Никуличева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 220 c.
9. Полат Е. С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е.С. Полат – Открытая школа, 2009 – №1
10. Усков В.Л. Информационные технологии в образовании / В.Л. Усков. – М.: 2008. – 184 с.
Список электронных ресурсов
1. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДШИ: http://артресурс.рф/news/item/316-metodicheskie-rekomendatsiipo-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya-v-dshi
2. Примерный порядок осуществления дистанционного обучения в детских школах искусств (по видам искусств) http://артресурс.рф/news/item/309-primernyj-poryadok-osushchestvleniyadistantsionnogo-obucheniya-v-detskikh-shkolakh-iskusstv-po-vidam-iskusstv
3. Видеозапись вебинара: "Дистанционное обучение в детских школах искусств. Комментарии эксперта" http://артресурс.рф/index.php? option=com_k2&view=item&id=314
4. Видеозапись, размещенная на хостинге «Ютуб» https://yandex.ru/video/preview?filmId=2244684894443391329&text=%D0%BD.%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1587538044280183-1317214990195081545600126-production-app-host-man-web-yp-52&redircnt=1587538050.1
25
Лапина Светлана Александровна
Екатерина